Программа социально-педагогической направленности
рабочая программа на тему

Моргунова Юлия Александровна

Программа социально-педагогической направленности "Я + мама" для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I раздел. Целевой………………………………………………………………………………………. .3

1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3

1.1. Цель, задачи программы……………………………………………………………………………3

1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………..4

1.3. Предполагаемые результаты реализации программы……………………………………………4

II раздел. Содержание программы …………….......................................................................................5

2.1. Содержание деятельности по образовательным областям…………………………......................5

2.2. Учебный  план работы адаптационной группы  «Я+ мама»…………….…..……………………5

2.3. Примерная структура совместной игровой деятельности ………………………………………..5

2.4.  Тематический  план работы с детьми с участием родителей…………………………………….6

III раздел. Организационное обеспечение реализации программы…..................................................10

 3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

        Материально – техническое обеспечение………………………………………………………… 10

 3.2.Особенности организации:

3.3. Этапы реализации программы.………………………………………………………………………10

3.4. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию  программы  ………………….12

3.5. Список используемой литературы…………………………………………………………………...13

I раздел. Целевой

  1. Пояснительная записка

       При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития и как следствие - к ухудшению здоровья.

        Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок раннего возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода.

  Программа «Я + мама» (далее программа), разработана в соответствие с ФГОС для детей раннего дошкольного возраста (1года до 3 лет), предназначена для организации адаптационных групп и групп кратковременного пребывания детей раннего возраста до поступления или во время поступления в детский сад.  Программа предусматривает организацию 16 встреч - игровых сеансов познавательного, художественно- эстетического, физкультурно- оздоровительного содержания.  Встречу готовят специалисты детского сада (воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию, педагог ДО). Участие родителей в занятиях обусловлено необходимостью подготовки самих родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребенка в связи с его поступлением в детский сад.

Участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности, в тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей дает заинтересованность данной практики всех субъектов осуществляемого опыта.

1.1.  Цель программы:   создание комфортных психологических  условий социальной адаптации  детей в условиях детского сада, обеспечить высококвалифицированное психолого-педагогическое сопровождение  в сотрудничестве со специалистами ДОУ и родителями.

 Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями  организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.

3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада, создавая непрерывную систему  в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей, обеспечивая наличие единого пространства – родитель – ребенок - педагог.

4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ, способствуя формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.

 5. Использовать новые организационные формы привлечения родителей

к сотрудничеству с ДОУ. активизируя и обогащая воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 6. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.

Решение данных задач возможно лишь при определенных условиях:

 - положительный эмоциональный фон встреч – игровых сеансов;

- конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;

- наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;

- высокий уровень профессиональной компетентности  воспитателя, педагога-психолога и других специалистов осуществляющего психологическое сопровождение развития ребенка в период адаптации в ДОУ.

1.2. Принципы работы:
 -
вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
 -научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
-непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
-
преемственность – воспитание детей в пред дошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания;

      -системность;

     - планомерность.

1.3. Целевые ориентиры: 

  • ребенок с желанием идёт в детский сад, интересуется окружающими предметами в группе, вступает в  действие с ними;
  • проявляет положительные эмоции в действиях с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • имеет специфические представления, выполняет некоторые культурно фиксированные предметные действия,
  • понимает речь взрослых, узнает знакомые игрушки;
  • стремится к общению с взрослыми, подражает им в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к сверстникам;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
  •  стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

II раздел. Содержание программы

Форма организации – игровая

2.2. Учебный  план работы адаптационной группы  «Я+мама»

Наименование разделов работы

в неделю

в месяц

за 2 месяца

1

Развитие познавательной и речевой активности (игры-ситуации; пальчиковые игры;  чтение и рассказывание сказок, потешек; рассматривание объектов; дидактические игры)

2

8

16

2

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка)

1

4

8

3

Физическое  развитие (подвижные игры, развлечения, выполнение упражнений)

1

4

8

4

Музыкальное развитие

1

4

8

 

Итого:

5

20

40

2.3. Примерная структура совместной игровой деятельности

Время

Совместная игровая деятельность.

Организатор

10.00 – 10.10

Приветствие. Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры

воспитатель, педагог-психолог, логопед 

10.10-10.40

Организованные игры:

- игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество;

- игры, направленные на физическое развитие / развитие речи;

- игры-развлечения, музыкальные игры.

воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель

10.40-10.50

Самостоятельные игры детей вместе с родителями.

Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей.

педагог-психолог, медик, узкие специалисты

10.50-11.00

Ритуал прощания.

Релаксационные игры. Уход домой.

воспитатель

2.4.  Тематический  план работы с детьми с участием родителей

№ занятия

Структура занятия

1.

Образовательная ситуация Праздник знакомства

1. «В гостях у домовенка Кузи»

2. Целевая прогулка вокруг детского сада. Подвижная игра «Маленькие ножки шагали по дорожке», «Высоко как мячик», «Спрячемся в домик», «По ровненькой дорожке».

3.Свободная игровая деятельность на площадке детского сада, упражнения на развитие мелкой моторики «Собери шишки»

4.Беседа с родителями, организационные вопросы.

2.

Образовательная ситуация «В гостях у сказки» (на улице)

1. Интерактивная сказка «Колобок» (перчаточные куклы), чтение потешек

2. Подвижные игры с мячом, «Послушный мяч», «Цветные шарики»

3. Лепка-экспериментирование «Тили – тили- тесто» (знакомство с пластическими материалами – соленое тесто)

4. Свободная игровая деятельность, консультации родителей

3.

Образовательная ситуация «В гостях у сказки» (на улице)

1. Интерактивная сказка «Теремок», Русская народная игра «Работнички», «Зайка беленький сидит», «Шла коза по лесу»

2. Подвижные игры с выносным оборудованием «Прогулка по волшебному саду»

3. Посадка дерева в саду «Копаем, сажаем, поливаем»

4. Свободная игровая деятельность (велосипеды, самокаты, мячи, игры в песочнице)

 

4.

Образовательная ситуация «В гостях у сказки»

1. Интерактивная сказка «Три медведя»,

2. Игровое занятие «В гостях у трех медведей»

3. Подвижные игры «Найди мишку», «Мишки идут по дорожке», «Карусель»

4. Аппликация «Тарелочка для мишки»

5.

Образовательная ситуация «Весёлая ярмарка»

Развлекательная деятельность участвуют в празднике

дети с родителями

6.

Образовательная ситуация «В гостях у сказки»

1. Чтение сказки «Очень голодная гусеница»

2. Подвижные игры со спортивным оборудованием

3. Дидактические игры, свободная игровая деятельность с играми на развитие мелкой моторики

4. Упражнения, направленные на развитие самообслуживания «Как носят стул» «Как ходят по комнате, не задевая предметов»

7.

Образовательная ситуация «В гостях у сказки»

1. Дидактическая интерактивная игра с использованием фланелеграфа «Теремок»

2. Танцевально-двигательная сюжетная игра «Путешествие в волшебную страну»

3. Знакомство с пальчиковыми красками

4. Свободная игровая деятельность

8.

Образовательная ситуация «Магазин игрушек»

1. Сюжетная подвижная игра « Путешествие в магазин игрушек»

2. Игровое занятие по подгруппам « Одень куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Покатай коляску»

3. Знакомство с пластилином, техника отщипывание, размазывание, знакомство с шариковым пластилином.

4. Свободная игровая деятельность. Консультации родителей

9.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная ситуация «Здравствуйте, птички»

1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Птичка»)

2.Рассматривание иллюстраций и объектов (разные птички, птички – свистульки; звукоподражание)

3.Пальчиковая игра «Села птичка на окошко»

4.Дидактическая игра «Соберем зернышки для птичек» (опускание изюма в бутылку)

5.Подвижная сюжетная игра «Птички»

Упражнения на воспитание КГН

6.Свободная игровая деятельность

10.

Образовательная ситуация «Здравствуйте, киска»

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Кошечка»)

Рассматривание иллюстраций (кошка - котята), игрушки; звукоподражание

Рассказывание  потешки «Как у нашего кота…»

Слушание песенки «Серенькая кошечка»

Подвижная сюжетная игра «Непослушный котенок»

Изобразительная деятельность, нестандартные методы рисования (монотипия) гуашь

Свободная игровая деятельность

11

 

 

 

 

 

 

Образовательная ситуация «Здравствуйте, киска»

1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Собачка»)

2.Рассматривание иллюстраций (собака – щенок - щенята), игрушки; звукоподражание

3.Дидактическая игра «Найди маму»

4.Подвижная сюжетная игра «Лохматый пес»

5.Упражнения на развитие самообслуживания « Как переносят различные предметы»

 6.Свободная игровая деятельность

12.

Образовательная ситуация «Здравствуйте, рыбка»

1.Инсценировка сказки о золотой рыбке (адаптированный вариант)

2. Подвижная сюжетная игра «Рыбки в аквариуме»

3.Знакомство с восковыми мелками и акварелью (Найди рыбку)

4 Свободная игровая деятельность

13

Образовательная ситуация «Здравствуйте, рыбка»

1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Лошадка»)

2.Рассматривание иллюстраций (лошадь-конь-жеребенок), игрушки; звукоподражание.

3.Чтение «Лошадка» А.Барто

4.Подвижная игра «Цирковые лошадки»

5. Рисование пальчиками «Угостим  лошадку травкой»

6. Свободная игровая деятельность

14

Образовательная ситуация «Здравствуйте, Курочка»

Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Курочка»)

Рассматривание иллюстраций (курица - цыплята), игрушки; звукоподражание .Дидактическая игра «Найди маму»

Подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Найди курочку»

Лепка «Зернышки для цыплят»

 Свободная игровая деятельность

15.

Образовательная ситуация «Хорошо в садочке»

1.Игра «Летние забавы»

2. Подвижные игры на улице

3. Упражнения с водой «Переливание, поливание», «Поймай рыбку»

4. Свободная игровая деятельность

16

Образовательная ситуация «А у нас в садочке выросли цветочки»

1 Цветы на клумбе. Экскурсия по саду.

2 Подвижные игры на улице

3Лепка ромашек (пластилин, плоды ясеня)

4.Заключительная беседа с родителями, подведение итогов, ответы на вопросы.

Взаимодействие с родителями

Педагоги строят свою работу в тесном сотрудничестве с семьёй, привлекая родителей к коллективным формам работы. Родители ребенка участвуют в игровых сеансах в различных формах образовательного процесса.

Организация совместной работы позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять в чем он успешен и какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции.

 Обучение и консультирование родителей является важным условием организации оптимальной работы адаптационной группы. Ведущими формами обучения в условиях группы являются беседы,  консультации, анкетирование, ответы на вопросы родителей. 

 

Консультации для родителей на период работы

консультативно – игрового пункта

Тема консультации

Ответственные

1.

«Особенности развития личности ребенка»

Педагог -психолог

2.

Просмотр презентации о работе ДОУ

Старший воспитатель

3.

«Значение режима дня для здоровья детей»

Инструктор по физ. культуре

4.

«Сенсорное воспитание детей. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию»

Воспитатель

5.

«Речевое развитие ребенка»

Учитель –логопед

6.

Практическое занятие – дидактические упражнения дома

Воспитатель

7.

«Ребенок и музыка. Влияние музыки на эмоциональное настроение ребенка»

Музыкальный руководитель

8.

Практическое музыкальное занятие

Музыкальный руководитель

9.

«Роль и место народного фольклора в разных режимных моментах дома»

Музыкальный руководитель

10.

«Традиции семьи в воспитании ребенка»

Воспитатель

11.

«Нужны ли наказания?» (причины непослушания  и меры их предупреждения)

Педагог -психолог

12.

«Закаливание детей – путь к здоровью»

Инструктор по физ. культуре

13.

Круглый стол по итогам работы консультативного пункта

Старший воспитатель, специалисты

III раздел. Организационное обеспечение реализации программы

   3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение: 
Помещение, отведенное для адаптационной группы, отвечает основным критериям оценки материально – технических и медико-социальных условий пребывания детей раннего возраста. Эстетическая, предметная и природная среда в ДОУ создана в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».  Адаптационная группа укомплектована оборудованием и дидактическим материалом, обеспечивающим безопасность в период самостоятельной двигательной игровой активности.
Интерактивное оборудование:   переносной экран, проектор, ноутбук, медиа библиотека.

 3.2. Особенности организации:

  • образовательная деятельность осуществляется при непосредственном участии взрослого;
  • дети приходят в детский сад 2 раза в неделю;
  • длительность посещения – 1 час;
  • комплектование групп с учетом возраста детей, наполняемость - не более 10 человек;

образовательный процесс осуществляется как в группе, так и в других помещениях ДОУ (музыкальный зал, групповое помещение)

3.3. Этапы реализации программы.
     1 этап: создание условий для работы адаптационной группы.
     1. Создание предметно-развивающей среды в группе.
     2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего   возраста.
     3. Оформление наглядности для родителей.
     4. Оформление индивидуальных памяток, брошюр, рекомендаций для родителей.
     5. Определение педагогического персонала  для работы в адаптационной группе
     6.  Подготовка документации группы

2 этап: организация работы группы. 

  1. Практическое проведение встреч – занятий с детьми и родителями.
  2. Работа консультативного пункта
  3. Анкетирование родителей
  4. Составление карты наблюдения за ребенком в адаптационный период
  5. Контрольно - аналитическая деятельность (мониторинг результатов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ деятельности воспитателя и педагога – психолога группы, анализ степени адаптации детей)

3 этап: Заключительный. 

  1. Анализ организации работы адаптационной группы (выполнение программы, перспективного плана, качество предоставляемых услуг)
  2. Проведение итогового обследования детей на определение степени адаптации к детскому саду
  3. Подведение итогов работы по взаимодействию ДОУ с родителями в адаптационный период.

  1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию    программы

 

№ п/п

Направления деятельности

Цели, задачи

Методическое обеспечение

1

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование:

- формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;

- развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности и развитие мелкой моторики;

1.Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.

2.О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005г.

3. Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».

4.Т.В. Королева «Игры с красками». Москва «Сфера» 2009 г.

Музыка:

- формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;

- развитие у детей музыкальной памяти и слуховых представлений.

1.Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.

2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.

2

Физическое развитие

- повышение адаптационных возможностей детского организма;

- развитие двигательной активности и обогащение двигательно-игрового опыта.

1. М.А. Фисенко «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г.

2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». Москва «Сфера» 2008 г.

3

Познавательное развитие

- развитие внимания, речи, воображения;

- развитие сенсорной культуры;

1. Н.В. Нищева «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт - Петербург «Детство – Пресс»  2011 г.

2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности, адаптация, сценарий дня». Ростов-на-Дону «Феникс»  2080 г.

3. С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.

4

Социально – коммуникативное развитие

- формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации;

1. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера»  2009 г.

2.О.А. Айрих «Эмоциональное развитие детей в первой младшей группе». Волгоград «Издание»  2008г

3.5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.

2.Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.

3.М.А. Васильева «Программа обучения и воспитания детей в детском саду». «Москва Мозаика – Синтез» – 2010г.

4.Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка синтез» Москва – 2006 г.

5.О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.

6.Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов на Дону Феникс – 2008.

7.Т.В. Иванова «Адаптация ребенка к ДОУ». «Корифей» – 2009.

8.М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.

9.Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.

10.Т.В. Королева «Игры с красками». Москва – 2009 г.

11.М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». «ТЦ Сфера» – 2005 г.

12.Приложение к журналу «Воспитатель». «Адаптация детей к детскому саду» Москва «Сфера» – 2008 г.

13.Л.Н. Павлова «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет». «Мозаика - синтез» Москва – 2003 г.

14.Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».

15.Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.

16.Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить». «Сова» – 2008 г.

17.Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт - Петербург, Детство-пресс 2012.

18.Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». Москва «Просвещение»  1997 г.

19.С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.

20.Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва 2009 год.

                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный

    Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...