Интегрированная деятельность педагогов ДОУ как средство речевого развития дошкольников
статья на тему

В статье представлен опыт  работы учреждения по интеграции деятельности воспитателей и педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sepetaya_razvitie_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н. Сепетая,

заведующий

МБДОУ «ЦРР – Детский  сад № 51»

(г. Бийск)

Интегрированная деятельность педагогов ДОУ

как средство речевого развития дошкольников

Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей с особыми образовательными потребностями в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Наш детский сад наряду с обычными детьми посещают несколько детей  с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением слуха, зрения, речи. Взяв за основу, что инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей воспитанников,  коллектив детского сада обеспечивает  благоприятные условия  для адресной поддержки  детей  дошкольного возраста с ОВЗ.  Инклюзивное образование предполагает  создание в детском саду  условий, учитывающих потребности детей с разными  образовательными возможностями, где во главе угла стоит социализация  дошкольников. В рамках социализации  приоритетными направлениями являются познавательное и речевое развитие. Полноценная речь является необходимым условием  социализации ребенка, развития его интеллекта и сферы совершенствования личности.

Проблема речевого развития всех категорий детей дошкольного возраста актуальна, поскольку процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. Специалисты детского сада  считают, что в жизни ребенка с нарушением речи  роль игры очень  важна и является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения, познания окружающего мира. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития.

  В конце 2014 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 51»  стало победителем  краевого конкурса программ дошкольного образования по инклюзии. Учреждение выиграло грант на реализацию проекта «Окно в мир», направленного  на социализацию  дошкольников с нарушением слуха и речи  через  разные виды игр. Данный проект позволил выстроить  систему эффективной интегрированной деятельности воспитателей и специалистов ДОУ.

Опытные педагоги детского сада работают над созданием условий для успешного развития детей с нарушения речи: воспитатели, старший воспитатель,  педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Имея накопленный положительный опыт работы с такими детьми в течение двух лет,   педагогический коллектив постоянно расширяет область возможной помощи детям с нарушением  речи. Мы говорим не о коррекции речи и постановке звуков, которую осуществляют логопеды, а мы говорим о создании условий для развития речи и контроле за её правильностью.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Единое блочно-тематическое планирование в ДОУ позволяет всем специалистам работать над единой темой, включая в свои занятии ситуации для речевого развития детей, активизации словаря, различные артикуляционные гимнастики, дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звукопроизношение.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.  

Кратко охарактеризуем  основные требования  к деятельности всех специалистов ДОУ, принимающих участие в развитии речи дошкольников.

Старший воспитатель консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования по вопросам организации педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения  занятий.

Воспитатель создает  необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования  речевых навыков в различных видах деятельности, организует предметно-пространственные  условия для речевой деятельности.

Музыкальный руководитель проводит работу по активизации словаря,  внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве, развитию фонематического слуха.

Инструктор по физической культуре использует игры с речитативом, артикуляционную гимнастику, звукоподражание, игры с правилами, закрепляет изучаемую тему, развивает слуховое восприятие.

Педагог дополнительного  образования по ИЗО развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук, создает условия для речевой активности на занятиях.

Взаимодействие всех педагогов ДОУ на основе единого интегративного плана, обогащенная речевая среда обеспечит полноценное речевое развитие дошкольников.

Организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным  направлением. Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи, сетевом взаимодействии с учреждениями специального образования дошкольников.

Литература:

  1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду [ Текст ] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – М.:ТЦ «Учитель», 2002.- 32 с.
  2. Кулаковская, В.И. Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ

[ Текст ] / Кулаковская В.И., Филиппова Л.Н.// Логопед. – 2007.- с.37-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников

       С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении  стихотворени...

Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развит...

Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития дошкольника

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В нашем детском саду организована работа с воспитанник...