Организация игровой поддержки образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Бабайцева Светлана Александровна

в материале описана работа по созданию игрового пространства в современном детском саду с полной классификацией игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Организация игровой поддержки образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Заместитель заведующего

Бабайцева С.А.

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ.

Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется всестороннее развитие ребенка.

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, компьютер значительно увеличили и разнообразили поток информации. Но этот материал предназначен для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать информацию.

Развить подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.

  1. ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИГРЕ. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В  игре таятся большие педагогические возможности. Она способна вызвать столь сильное эмоциональное переживание, что человек может забыть и про свой возраст, и про свое положение. А чем же тогда является игра для тех, которым 5-7 лет?

Дети вообще действенны. С окружающей средой их знакомят поступки взрослых, которым они стремятся подражать. И это желание из-за отсутствия опыта и других возможностей они осуществляют лишь в игре. Малыши не интересуются результатом своих действий. Для них важен сам процесс: скакать на коне, плыть на корабле и т.д. Таким образом они знакомятся со свойствами предметов и явлений, проявляют самостоятельность, сообразительность, находчивость, инициативность. Правильно организованные игры развивают у детей воображение и физическую силу: руки у них становятся сильнее, тело более гибким, глаза наблюдательнее. У них вырабатывается эстетическое чутье, музыкальный вкус, ритмичность в движениях. Игра подготавливает малышей к учебе, а школьников – к труду. Она связана с их интересами и доставляет им большое удовольствие. В этом заключается ее психологический аспект.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат, по мнению Д. Менджерицкой, 3 положения:

а) игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

б) игра, особенно в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусмотреть формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью. Уровень нравственного развития общей воспитанности детей должен быть предметом постоянного внимания педагога.

в) проникновение игры в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, фантазии, поэтому точная классификация их затруднительна. Но тем не менее в этой схеме они приведены к определенным знаменателям. (Приложение 1).

В современной педагогической литературе и в практике игры, которая создается самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми» первое название мне представляется более точным, т.к. сюжет и роли присутствуют и во многих играх с правилами.

Итак, существует как бы 2 вида игр: творческие и игры с правилами. Остановимся подробнее на каждом виде.

Творческие игры включают в себя сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные. Они бывают на бытовые темы, производственной тематики, с природным материалом, игры с общественно-политической тематикой, игры-забавы и развлечения. Творческие игры различаются не только по содержанию, но и по количеству участников: групповые, коллективные, индивидуальные.

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры. Развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которые направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

К играм с правилами относятся дидактические игры  (игры с предметами и игрушками, словесные Д/И, настольно-печатные, настольно-дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). Однако это деление в значительной степени условно, т.к. многие П/И имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые Д/И связаны с различными движениями.

Игры с правилами имеют готовое содержание заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Между играми с правилами и творческими много общего:

  • наличие условной игровой цели,
  • необходимость активной самостоятельно деятельности,
  • работы воображения.

Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в Т.И. активность детей направлена на выполнение замысла, развитие  сюжета. В И. с правилами главное- - решение задачи, выполнение правил.

  1. ИГРА – СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению Рубинштейна С.Л., «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие в разных видах игр проявляются по разному. В Т. игре фокусом, собирающим все стороны личности служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, П и Д, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Это своего рода «психический витамин» (Аркин Е.А., педагог и врач).

Игра имеет большое образовательное значение. Она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни.

В Т.играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности детей, их воображение, память, мышление. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам русских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. С помощью Т/И решаются основные воспитательные задачи.

 Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений.

Как мы знаем основных направлений развития ребенка 8 – это:

  1. умственная и познавательная активность;
  2. физическая активность;
  3. формирование нравственных и коммуникативных качеств;
  4.  речевое развитие;
  5. практическая деятельность, экспериментирование;
  6. эстетическое воспитание;
  7.  трудовые навыки;
  8.  дисциплинированность.

Теперь о каждом направлении и значении игровой поддержки.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Но это не значит, что занятия должны проводится только в форме игры. Обучение требует применения разных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания на практике, пользоваться ими в различных условиях.

В Т/И – открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В И/прав. требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя – сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают люде разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе, например, изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, т.к. в ней проявляется творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Дети играют потому, что это дает им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои чувства и мысли поставленной цели.

Таким образом, можно сделать вывод: игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Виды игр.

  1. ИГРУШКА.

Теперь поговорим об игрушке.

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, например, одевать или раздевать кукол, двигать поезда и грузовики, перевозить на них людей и груз. Чем больше игрушка дает возможность различных действий, тем выше ее воспитательное значение. И нужно стремиться к занимательности. Нужно, чтобы игрушка вызывала более или менее длительное удивление ребенка. – ведь удивление – начало понимания и путь к познанию.

Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью, необходимой для того, чтобы ребенок мог активно действовать: конь – на колесах, грузовик на веревочке. Такая условность помогает раскрыть реальный образ.

Игрушка должна быть безопасна для ребенка, отвечать требованиям гигиены, т.е. ее можно было дезинфицировать.

Типы игрушек

готовые

полуготовые

Игрушка-материал

Автомобиль, пароход, кукла и др.

Разрезные картинки, кубики, конструкторы, разборные модели

Глина, песок, куски дерева, картон, бумага.

Знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения

Ставят перед ребенком задачу, для разрешения которой требуется дисциплина мышления, логика (но надоедают повторением одних и тех же задач).

Дает простор для творческой фантазии ребенка.

Необходимо, как вы понимаете, комбинировать в игре все 3 вида игрушек.

Игрушки бывают образные, игрушки-забавы, дидактические, для подвижных игр, конструктивный материал.

Образные: изображают людей, животных, разные предметы и тем самым расширяют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Среди образных игрушек особое место занимает кукла как динамический живой образ человека.

Значительное место в детских играх отводится игрушечным животным. Они должны быть различными по размеру и оформлению.

Также нужны игрушки, изображающие различные виды транспорта. Размер их должен соответствовать размерам кукол.

Игрушка для малыша – повод к активному действию.

Из образных игрушек выделяются технические (подъемные краны, экскаваторы и т.д.), которые в занимательной, доступной форме дают представление о технике, помогают воспитать интерес в игре.

К техническим игрушкам относятся и строительные материалы, конструкторы (дощечки, планки), из которых дети могут мастерить сами.

Нельзя не сказать о игрушках забавах. Они тоже должны быть. Пусть их образ законченный, но сколько радости они вносят в детскую жизнь. Их назначение – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.

Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят с цветом, формой, величиной и т.д. Д/Игрушка дает цельный конкретный образ, он обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра.

К основным видам дидактических игрушек относятся:

1) разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибки и пр. В большинстве это народные игрушки;

2) игрушки для конструирования – мозаика из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки;

3) звучащие и музыкальные игрушки: погремушки, барабан, металлофон.

Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лото, парные картинки, разрезные картинки, кубики.

Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, вожжи, каталки. Для старшего возраста – кегли, серсо, летающие колпачки.

В нашей работе большое место отводится конструктивному материалу, т.к. он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов, создания игр самого разнообразного содержания. Различают несколько видов конструктивного материала:

1) крупный строительный материал;

2) настольный строительный материал;

3) конструкторы, представляющие собой усложненный материал, отдельные или все части которого скрепляются, некоторые имеют определенное содержание (разборный дом, автомобиль и т.д.) конечно это для более старшего возраста.

Крупный и настольный строительный материал используется во всех возрастных группах, причем разнообразие форм и размеров вводится постепенно. Вначале даются кубы, кирпичи, затем добавляют цилиндры. После  этого предлагаются формы нескольких размеров и добавляются конусы, дуги. Во всех группах дается фанера (для перекрытий), палки, шнуры.

Таким образом, детям необходимы самые разнообразные игрушки, т.к. в игре могут объединяться и строительный материал, и образные игрушки, и самоделки.

В особую группу следует выделить театральные игрушки, атрибуты и костюмы. Для творческих игр детям часто требуются костюмы, причем условность игры требует лишь намека, элемента, характеризующего изображаемое лицо: шлем или каска, рукавицы, петушиный гребень, заячьи ушки.

6. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.

Организация игр невозможна без организации игрового пространства, т.е. предметно-развивающей среды. Ее специфика зависит прежде всего от психо-физических особенностей того или иного возраста, и должна отвечать основным требованиям:

  • Быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;
  • Инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • Учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, способствовать решению задачи «зоны ближайшего развития»;
  • Обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • Иметь наряду с консервативными компонентами часто меняющиеся составляющие, побуждающие к их познанию через практические действия, экспериментирование и наделение новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму деятельность, так и развитие детей в ней;
  • Обеспечивать возможность ребенку жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука), его росту и предметному миру взрослых.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно-игровой среды для каждого возраста, имеющего свою специфику развития.

Младший возраст:

Главные задачи этого этапа – обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Обстановка создается комфортная и прежде всего безопасная. Маленькие дети – деятели, поэтому каждый должен получить возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде.

Стремление к самостоятельности формируется у мл.дошкольников в сотрудничестве со взрослым. С учетом этого пространство организуется так, чтобы могли действовать 2-3 ребенка и взрослый.

У мл.дошкольников активно развиваются движения, но вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровой уголок и уголок хозяйственно-бытовых нужд.

Для стимулирования двигательной активности можно использовать матрас, на котором дети будут прыгать, лежать, ползать. Яркая аппликация сделает этот атрибут еще более привлекательным.

Предметы ближайшего окружения – начало познания мира, поэтому предметная среда организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их запах, познавать характер поверхности.

Обогащение игрового опыта происходит через действия с игрушками. Они должны быть функциональными и обобщающими (не важен вид автомобиля, главное, чтобы он имел кабину, кузов и его можно было катать).

Оборудование конструктивное и дидактическое, обучающее должно соответствовать задачам и требованиям Программы, но главный принцип – это доступность. И еще – не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках потребует много времени и сил.

Книжный уголок. Дети любят исследовать книжки с яркими картинками. Но при этом могут испытывать потребность порвать книгу. Для «рванья» можно использовать старые журналы.

Маленький ребенок познает не только предметный мир, но мир людей. Чтобы он мог учитывать чувства и интересы других, воспитатель учит его сопереживать самым близким людям. С этой целью надо оборудовать места, где крепятся фотографии, картинки с изображениями людей разного возраста, пола, в разном эмоциональном состоянии, с разными особенностями внешности.

Полезно в группе иметь зеркало: ребенок наблюдает за своей внешностью, мимикой, движениями. Кстати, ребенок не любит видеть свои слезы, он быстрее успокоится, если его поднести к зерк5алу в этот момент.

А уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя такого знакомого и незнакомого.

Для детей 3-4 лет

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и передавала смысловые результативные связи между предметами.

Необходимо, чтобы в распоряжении малышей были наборы или игрушки, помогающие доступно отражать содержание занятий и социальные взаимоотношения взрослых, Поскольку в сюжетно-

отобразительной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, нужен разный по степени обобщенности игровой материал.

Игрушки могут быть реалистическими, условными, символическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивиые, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплекты предметов игрового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т. д.), различная посуда; постельные принадлежности; коляски, санки для кукол; различная мебель, домики с мебелью для кукол; различные предметы домашнего обихода (ведра, тазики, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в магазин: касса и др.; игрушки, изображающие животных с детенышами; наборы объемных и плоскостных игрушек, изображающих овощи и фрукты; различные машины (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект "Железная дорога"; самолет, кораблик; комплект элементов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различных формочек, комплекты силуэтов на колышках.

Детям также нужен разнообразный обобщенный игровой материал: обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др., а также средообразующие модули.

Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с воображаемыми предметами, следует использовать своеобразные игрушки-картинки. Например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрукты, овощи. Получается тарелка. Можно использовать и крупные элементы оформления, представленные на панно-картинах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в группе надолго.

Детям этого возраста интересны музыкальные инструменты с фиксированной мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и механические игрушки (музыкальный волчок, заводные зайцы, медведи и др.).

Для детей 4-5 лет

     Замыслы игр у детей становятся разнообразнее. Для их реализации дошкольникам нужны разные по тематике игрушки. Тематика зависит от игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут.

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их исполнения нужны самые разнообразные элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др.

Для игр дошкольникам требуются разные ролевые атрибуты, это могут быть руль, бинокль, сумки, фотоаппарат и видеокамера, якорь и др. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

Появлению ролевых высказываний помогают игрушки-партнеры. У девочек ими становится кукла. С ней девочки разговаривают, и тем самым у них формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Девочки играют с самыми разными куклами — мальчиками, девочками, младенцами. Различна одежда кукол: это всевозможные комплекты сезонной одежды и обуви; комплекты профессиональной одежды. Разнообразнее становятся комплекты мебели, посуды, предметов домашнего обихода и др.

Увеличивается количество игрушек, изображающих животных — диких и домашних. Для детей этого возраста интересны игрушки, воспроизводящие образы различных птиц, насекомых, рыб и других обитателей морей.

Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику, нужно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребенок может уединиться от остальных детей и в спокойной обстановке сосредоточиться на разговоре, преодолеть стеснительность.

В сюжетно-ролевой игре дети этого возраста вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению воспитанников помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машины, теплохода и др., а также предметы-заместители: средообразующие модули, конструкторы. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов. Например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины; поставили треугольники — это скалы или акулы. Такая обстановка создает у дошкольников иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, воспитанники много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, поэтому, наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы-заместители.

Используются различные тематические наборы игрушек, например, "Гараж", "Ферма", "Магазин", "Пожарная станция", "Аэропорт", "В деревне" и др. (всего 6-7 разновидностей); наборы игрушек, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (автобус, машина-фургон, пожарная машина, машина скорой помощи и др.), воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, корабль, яхта) и др.

Для более яркого представления отображаемых событий воспитатели прибегают к различного рода картинам, С этой же целью можно использовать и коллективные детские работы, которые могут быть выполнены вместе со взрослыми.

В группе обязательно должен быть "чудесный короб", в котором хранится неоформленный материал (веревка, шнуры, проволока, природный материал, пластмассовые флаконы и др.). Такой "короб" может находиться в доступном для детей месте.

Для режиссерских игр детям нужны мелкие игрушки, изображающие транспорт, животных, предметы быта и др. Чтобы с ними было удобно играть, их размещают на возвышениях, подиумах.

Кроме этого, для режиссерской и театрализованной игры используются наборы фигурок и декораций по сюжетам сказок, набор для пальчикового театра. Для театрализованной игры необходимы набор кукол на штоках, элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках, фланелеграф с набором картинок.

Для детей 5-7 лет

Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке следует разместить необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, материалу, детям старшего возраста требуются обычные игрушки и игровая атрибутика.

Нужны и готовые игрушки, и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по тематике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная мебель) и по степени обобщенности их образного решения. Они могут быть детализированные, приближенные к реальным прототипам (куклы с различным набором одежды, куклы в национальных костюмах, игрушечные орудия труда и оборудование, модель-копия машины и т. д.); условные, в которых акцептирована лишь какая-либо характерная черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок в косынке, комната — складная коробка с окошком и т. п.).

Старшим дошкольникам нужны комплекты игрушек самой различной тематики: изображающие воинов разных эпох; животных разных континентов; набор динозавров и других животных древних времен.

Для развития театрализованной игры полезно использовать комплекты кукольного театра (би-ба-бо), теневого театра, куклы-марионетки.

Старшим дошкольникам необходимы различные настолько-печатные игры различной тематики ("Наша улица", "Кем

что  выращено",   "Космос",   "Океан", "Подводный мир" идр.).

Наиболее насыщенная игра возникает тогда, когда дети могут комбинировать в ней любые средства, доступные им: модули, традиционные игрушки, неоформленный бросовый материал, который они будут использовать как мелкие предметы-заместители, разнообразную атрибутику и пр. "Костюмерная", помимо традиционных наборов костюмов, должна наполниться множеством самых разных аксессуаров (шарфики, платочки, шляпки, ленточки, сумочки, бусы, браслеты и др.), а также разными по фактуре тканями. Нужный им костюм для игры (если в этом возникнет необходимость) дети скомбинируют из имеющихся элементов сами.

Самостоятельная организация игровой среды, подбор атрибутики, дополняющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают сюжет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на проблеме готовности ребенка к школе, прежде всего, психологической.

Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в школу, "быть школьником", что является лишь внешним мотивом и не всегда устойчивым. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе.

Целенаправленное наблюдение предметов и явлений в системе, выделение в них разных свойств и на основе этого установление взаимосвязей и зависимостей способствуют высокому уровню развития образного мышления и отдельных логических операций. Обобщение способов в "специфически детских видах деятельности" в результате их самостоятельного нахождения и творческого использования приводят детей к осознанию самих способов, что является важным компонентом учебной деятельности (Д.Б. Эльконин).

В процессе игр и продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование и др.) начинает формироваться умение управлять своим поведением (произвольность), действовать по правилам, добиваться цели и контролировать свои действия, что также играет колоссальную роль в подготовке детей к школьному обучению.

Развитие речи детей как средства общения, мышления, присвоения культурно-исторического опыта, общечеловеческих ценностей, которым в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание, является одним из оснований дальнейшего успешного обучения в школе. Игра, толкование разных смыслов вербальными и невербальными средствами формируют у дошкольников умение осмысливать разные ситуации, поэтому такие дети никогда не будут "складывать землекопов с лопатами".

Обучение детей грамоте в дошкольных учреждениях не ставит своей основной задачей научить читать, а преследует цели общего развития ребенка (фонематический слух, обращенность к письменной речи, символическая функция мышления и т. п.).

И, наконец, диалогическое общение в играх, на занятиях, в повседневной жизни способствует формированию у ребенка уверенности, направленности на успешность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям школьной жизни.

  1. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВЕ ТВОРЧЕСКИМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ.

В игре взрослые многому учат детей. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по приказу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания: как способствовать объединению, как научить распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними психологический контакт, для этого относиться к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются за советом и помощью.

Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Иногда содержание игр довольно бедное, хотя у детей имеется достаточно сведений об окружающем: знания детей в игре не отражаются. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удается пробудить у детей интерес к тому, с чем их знакомят, взволновать их, игры не получится. При проведении экскурсий, чтении, показе театра, иллюстраций необходимо влиять на их чувства, доводить до сознания смысл, значение того, с чем их знакомят, формировать их отношение к этому. Интересные занятия вызывают у детей желание, подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними дидактические игры.

Непосредственные наблюдения должны дополняться художественным рассказом, рассматриванием иллюстраций. В старшем дошкольном возрасте сюжеты многих игр черпаются из книг. Идея игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.

Педагог наблюдает, старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

С усложнением содержания игры (примерно на 5-том году жизни) возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет 2 важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, в старшей и подготовительной группах важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя – следить, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью. Ему надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями. В играх небольшими группами нетрудно самому выбрать себе подходящую роль. Но в играх большим коллективом распределение ролей требует помощи воспитателя.

Когда старшие дошкольники обсуждают до начала игры ее содержание и ход, воспитатель выступает как рядовой участник, поддерживает удачные предложения, дает свои советы, помогает в решении спорных вопросов.

Способы распределения ролей зависят от содержания игры и состава играющих. Иногда – коллективно, иногда дети с общего согласия выбирают организатора, а тот назначает, кто кем будет. Это первый этап игры (выбор темы, обсуждение содержания, распределение ролей).

Подготовка к игре на этом этапе не заканчивается. Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее потребуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причем часто они трудятся уже в образе.

Роль воспитателя на этом этапе – поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если потребуется, расширить их сведения об изображаемом, показывать приемы изготовления нужных для игры вещей. При этом важно бережно относиться к выдумке детей, сохранять их самостоятельность.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Далеко не всегда дошкольники прислушиваются к нашим советам. Это право получают люди, которые хорошо понимают замыслы игры детей, проявляют искренний интерес к игре. Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он должен проявлять сочувствие, радость, огорчение.

Иногда воспитатель становится участником игры, берет роль, часто совсем не главную, но и в этой роли может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды.

Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых дети изображают пьяных, ссоры. Необходимо остановить ребят, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Дети прекрасно понимают, что игра это «понарошку», но они стремятся сделать ее похожей на правду, спорят как бывает «поправде», обращаются за советом к воспитателю. А он обязан поддерживать любознательность детей, дать им нужные объяснения, уточнить их представления.

Плохие результаты получаются, если наводящими вопросами воспитатель слишком часто подсказывает детям, что им делать. Тогда игра теряет свою самостоятельность, активность игры притормаживается. Можно ставить пред ребенком вопрос, но не нужно давать ему готовое решение, не нужно фантазировать за него.

Например, на вопрос детей из чего им сделать хлеб и батон, ответ – возьмите кирпичики и кубики будет неправильно организован; уместнее будет совет: «Поищите в этом ящике, найдете что-нибудь подходящее». Он требует самостоятельного решения, умственного усилия.

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми.

Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей.

  • Обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов.
  • Обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям.
  • Введение в игру предметов-заместителей.
  • Побуждение детей к действию с воображаемыми предметами.
  • Обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом.
  • Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений.
  • Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний.
  • Показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике.
  • Побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры.
  • Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом.
  • Побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности  игр.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов.

  • Показ способов действий с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру.
  • Просмотр теле-, кино-, диафильмов.
  • Наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках.
  • Проведение экскурсий.
  • Беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых.
  • Наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом).
  • Игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний диалогов).
  • Встречи с людьми разных профессий.
  • Беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний).
  • Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования.
  • Показ различных видов театра.
  • Обучающие (сюжетно-дидактические) игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассказы взрослых о работе.
  • Рассматривание разнообразного иллюстративного материала.
  • Управление детскими объединениями.

Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх.

  • Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью.
  • Участие воспитателя в тиграх детей с принятием разнообразных главных ролей.
  • Введение разнообразных главных и второстепенных ролей
  • Наблюдение за играми активных, инициативных детей.
  • Составление рассказа «Как можно играть в эту игру».
  • Обучение планированию игры.
  • Беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время экскурсий и чтения литературы.
  • Использование театрализованных игр с разными видами театров.
  • Изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм.
  • Обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов.
  • Строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек.
  • Использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей.
  • Анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре.

  • Показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами.
  • Создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем.
  • Включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик.
  • Побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации.
  • Выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей.
  • Театрализованные диалоги.
  • Сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием.
  • Образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом.
  • Упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов.
  • Чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов.
  • Введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
  • Подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта.
  • Подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками.
  • Ролевое участие воспитателя в игре.
  • Рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами.
  • Использование литературных образов, близких детям по характеру и личным свойствам.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх.

  • Совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр.
  • Введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей.
  • Использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов словом, с целью избежать конфликтов.
  • Использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью.
  • Изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения.
  • Обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам.
  • Обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям.
  • Наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры.
  • Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли.
  • Регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей.
  • Обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

  1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Содержание Д/И определяется «Программой», по которой работает ДОУ, оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Д/И опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на разных занятиях по разным «предметам», разным разделам  «Программы».

Дидактические игры кратковременны (10 – 20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

10. СТРОИТЕЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ.

Игра и работа детей тесно связаны. Изготовление игрушек, сооружение построек тоже часть игры, важное средство изображения задуманного. Даже при наличии разнообразных готовых игрушек ребенок стремится какую-нибудь нужную для игры вещь самостоятельно.

В строительных играх, раньше, чем в других, появляется цель, ведь в строительной игре ребенок видит результат своей деятельности сразу.

Иногда сделанная постройка бывает толчком к новой, сюжетной игре.

Для развития конструктивного творчества необходимо обучать детей строительным умениям, особенно в играх со строительным материалом, который представляет собой сочетание разнообразных геометрических тел.

Учат детей строить и конструировать и во время игр, и на занятиях. Характер заданий постепенно усложняют, работа должна вестись примерно в таком порядке:

  1. постройку сооружает воспитатель, он показывает приемы конструирования, поясняет свои действия;
  2. постройку воспитатель выполняет заранее, он показывает ее детям и анализирует ее части;
  3. показываются отдельные приемы конструирования: как делать перекрытия, заменять одни детали другими и пр.;
  4. показывается незаконченный образец постройки, которую дети заканчивают сами;
  5. постройка по рисунку;
  6. постройка на тему, предложенную воспитателем.

11. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия:

12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.

И наконец, важнейшим условием полноценного разностороннего развития ребенка является единство требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны дошкольного учреждения и семьи. Для этого в саду организуется работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основе определенных принципов:

Принципы организации игровой деятельности в семье.

        

        Таким образом, реализовать право ребенка на игру как ведущую деятельность, в процессе которой происходит его психическое и физическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности и формирование учебной и трудовой деятельности, возможно при обязательном создании всех названных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Консультация для педагогов. "Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС".

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений о работе с семьей в условиях реализации ФГОС....

Современная организация игровой деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Удовлетворение основных потребностей ребенка в игре. Выделение из игры других видов детской деятельности. Структурные компоненты игры. Своеобразие иг...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...