«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
статья на тему

Елена Александровна Маджар

В рамках реализации проекта преемственности  дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя в дошкольном учреждении технологию открытого образования, мы увидели, как органично вплетаются знакомые всем педагогические технологии, предполагающие свободу мыслей, выбора, действий, которые обеспечивают в целом комплексное решение задач в т.ч. и по развитию социально-коммуникативных компетенций дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_madzhar_e.a.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС № 9»

Маджар Елена Александровна

        

        В рамках реализации проекта преемственности  дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя в дошкольном учреждении технологию открытого образования, мы увидели, как органично вплетаются знакомые всем педагогические технологии, предполагающие свободу мыслей, выбора, действий, которые обеспечивают в целом комплексное решение задач в т.ч. и по развитию социально-коммуникативных компетенций дошкольников.

        Опыт совместной методической деятельности, опыт сотрудничества наших учреждений в целом, направленный на обеспечение преемственных связей, а также опыт детского сада в использовании социоигровой технологии позволил расширить границы преемственности – разработать проект, который находится на основном этапе - внедрения.

        Основой преемственности между ДОУ и начальной школой мы увидели в применении социоигровой технологии, призванной помочь педагогу сделать процесс обучения увлекательным, обеспечить партнёрские отношения, ребенку помочь научиться взаимодействовать в коллективе сверстников.        В целом, дошкольникам и первоклашкам осознать себя активным участником в жизни группы, класса, легко адаптироваться к новым условиям.

         Совместно с коллегами определили цель проекта: «Создание системы преемственных связей, обеспечивающих успешность ребёнка в овладении  различными видами деятельности средствами социо-игровой технологии», которая достигается в ходе решения следующих задач:

1.Сформировать у ребёнка потребность в сотрудничестве, умение партнёрского взаимодействия с детьми и взрослыми в процессе решения поставленных задач.

2. Объединить усилия педагогов по проведению успешной адаптации и социализации ребёнка.

3. Создать банк методического сопровождения процесса реализации проекта.

4. Использовать комплекс мониторинговых процедур для отслеживания  результативности проекта.

5. Привлечь родителей к участию в  проекте.

        К решению задач привлечены все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители. А так же необходимые ресурсы: информационные, методические, технические, кадровые.

В 2012-2013 году, разрабатывая данный проект, анализируя требования к результатам выпускников детского сада и начальной школы предположили, что:  использование приёмов социо-игровой технологии в воспитательно-образовательной деятельности с детьми 6-8 лет станет эффективным средством для достижения планируемых результатов, будет способствовать успешной социализации детей при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы, обеспечит непрерывное образование ребёнка, укрепит преемственные связи между ДОУ и начальной школой.

        Сегодня в  своей работе по реализации проекта мы опираемся на ФГОС (федеральные образовательные стандарты) дошкольного и начального общего образования, которые задают  качественно новое представление о том, каким должно быть не только содержание образования и его образовательный результат, а результаты определены:

1. Требования к результатам в виде целевых ориентиров – возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного детства, не подлежащие оценке.

2. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам на этапе завершения обучения в начальной школе, как ориентиры оценки.

            Анализируя требования к результатам, мы увидели  линии преемственности достижений на этапе завершения дошкольного образования и этапе завершения обучения в начальной школе, которые  и  выступают основанием преемственности.

        Работая над проектом, понимая, что воспитателям и учителям начальной школы в обеспечении преемственности, необходимо методическое сопровождение, мы определили: модель методического сопровождения и направления деятельности

        Методическое сопровождение имеет информационную и практико-ориентированную направленность.

Информационная направленность методического сопровождения

        На основном этапе в 2013-2014, 2014-2015 учебном году на начало учебного года определялись группы педагогов-участников проекта, так как цикличность предполагает  ежегодную смену состава воспитателей и учителей. Были проведены: анкетирование, диагностика, что позволило выявить запросы, дефициты, затруднения педагогов, связанные с освоением и введением социоигровой технологии в образовательный процесс.

        Выявленные дефициты, затруднения, запросы:

  • при планировании вариативных форм, методов совместной деятельности с детьми;
  • в выстраивании партнерского взаимодействия педагога с детьми, в группе сверстников, с семьей;
  • при разработке конспектов занятий, уроков, рабочих программ
  • при проектировании развивающей предметно-пространственной среды;
  • при использовании  в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровых приёмов, создании эмоционально значимых ситуаций, условий для самостоятельной практической деятельности ребёнка на основе имеющего опыта;
  • в организации с применением СИТ внеурочной деятельности и др.

На этом этапе отметили, что готовность  работать в режиме проекта проявляют лишь 75%  учителей начальной школы, а в работу с детьми старших и подготовительных групп влились  молодые воспитатели, не владеющие практическими навыками применения социоигровой технологии, в течение первого полугодия, только изучающие основы теории и практики.          Возникли затруднения с оформлением конспектов, с включением приемов социо-игровой технологии в систему занятий, уроков с системным планированием и введением в практику.

        Эти позиции помогли ориентироваться на запросы педагогов, предлагая соответствующие семинары, консультации по темам (например):

  • «Особенности применения социоигровой технологии в старшем дошкольном возрасте»
  • «Формирование коммуникативных навыков у детей в игровой деятельности»
  • «Эффективные формы поддержки детской инициативы»,
  • «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды»,
  • «Использование эффективных методов организации внеурочной деятельности в начальной школе» и др.
  • «Применение приемов социоигровой технологии на уроках в 1 классе» и др.

        В процессе  реализации проекта проводятся круглые столы, которые позволяют обсудить вопросы преемственности:

  • рассмотреть и сравнить подходы, принципы, положения, цели и задачи, реализуемые в рамках образовательных программ
  • проанализировать требования к результатам освоения Программ

        Много актуальных вопросов рассматриваются на совместном ПМПК (психолого-медико-педагогическом консилиуме):

  • вопросы готовности детей к школе
  • адаптации первоклассников, их успешности в течение года
  • проанализировать и выявить причины дезадаптации, неуспешности,
  • наметить совместные пути решения возникающих проблем.

        Рассматривая и решая актуальные вопросы и проблемы на наших встречах, у воспитателей и учителей есть возможность скорректировать направления  педагогической деятельности по развитию и воспитанию детей, формы взаимодействия с родителями,   обсудить вопросы преемственности в планировании и проведении совместных мероприятий, ориентирующих педагогов на освоение ведущих видов деятельности (игровой и учебной) на этапе перехода ребенка в школу.

        Практико-ориентированная направленность методического сопровождения позволяет обеспечить деятельностный и личностно-ориентированный подход к педагогам. По запросу педагогов, возникших затруднений и потребностей, проводятся интерактивные формы работы практикумы, тренинги, игры, упражнения, направленные на формирование профессиональных, личностных и социальных, творческих компетенций, что обеспечивает полноценное погружение в различные темы и практическое проживание педагогами, в том  числе и социоигровых приемов, также позволяет активизировать педагогов на преодоление собственных затруднений, дефицитов, обрести уверенность в отношении нововведений, настроиться на  творческий подход к использованию чужого опыта, критически отнестись к самооценке собственной практики и т. п.

        Темы: «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Цвет судьбы», «Творческий калейдоскоп», «Понимать друг друга», «Вместе веселее», «Слушать и слышать друг друга», «Имитационная игра – учитель», деловая игра: «Преодолеем конфликт», «Тренинг стрессоустойчивости», «Зеркало» и другие.

        С введением ФГОС, обновлением кадрового состава на основном этапе проекта сохранилась потребность в повышении профессиональной компетентности каждого воспитателя и учителя, участвующего в реализации проекта, работающего с детьми старшего дошкольного возраста и детьми первого класса. Поэтому педагоги активно используют возможные ресурсы: очные и дистанционные курсы повышения квалификации, самообразование, участие в городских методических объединениях. Дистанционные вебинары позволяют познакомиться  с опытом коллег других регионов по вопросам внедрения ФГОС и обеспечения преемственности  

        На этапе разработки проекта преемственности в рамках заседания городской творческой лаборатории по  теме социоигровой технологии учителя начальной школы посетили открытое мероприятие, где воспитатели, владеющие приемами социоигровой технологии, демонстрировали способы организации детской деятельности, приёмы, направленные на развитие произвольности, навыков сотрудничества в малых группах, варианты игр с детьми. Учителя начальной школы тогда впервые увидели возможности применения приемов СИТ на практике в детском саду, что стало первым шагом для наших коллег учителей в освоении технологии. Важно также отметить, что уже на основном этапе реализации проекта открытые просмотры позволяют не только продемонстрировать методы и приёмы, формы организации детей, которые стали для педагога эффективными, проверенными способами достижения высоких результатов образовательной работы, но и помогли обрести индивидуальный стиль профессиональной деятельности в целом.

        На протяжении многих лет сотрудничества детского сада и школы сложились традиции в проведении совместных мероприятий с детьми, родителями, педагогами - это очень важная составляющая преемственности, а в рамках проектной деятельности носит более целенаправленный  характер.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп. Посещение школьной библиотеки, встречи с первоклашками, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, вселяет уверенность в свои собственные силы. Ученики начальной школы принимают участие в совместных спортивных мероприятиях, экологических акциях, праздниках. Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес к школе у дошкольников, а   первоклассники продолжают чувствовать свою принадлежность к детскому саду, где их любят и ждут в гости.

        Наиболее интересными и запоминающимися для ребят и родителей  являются:

  • экскурсии на «День знаний», «Знакомство со школой», «В гостях у дошколят»
  • совместные спортивные игры дошколят и первоклашек «Веселые старты», «Папа, мама, я – здоровая семья»
  • приглашение на новогодние праздники первоклашек для участия в роли артистов
  • экскурсии в мини-музеи ДОУ, школы, школьную библиотеку
  • проведение учениками начальных классов тематических выступлений: «В гостях у светофорика» по правилам дорожного движения и др.
  • родительский клуб «Скоро в школу», «Адаптация первоклассников»
  • участие в конкурсах: «Новогодняя игрушка», акциях «Птичья столовая», «Собираем макулатуру вместе», «Посади дерево» и др.

        Родители дошколят и первоклашек приглашаются на «День открытых дверей», где принимают активное участие в совместной деятельности, получают  возможность выполнить творческие задания, поддержать своих детей. Педагоги познакомили родителей с приемами социоигровой технологии, провели практикумы по использованию игр и игровых ситуаций дома. В ходе взаимодействия с родителями, выяснилось, что они готовы сотрудничать и быть активными участниками мероприятий с детьми.

        Вовлечение родителей обеспечивает:  установление доверительных отношений, снятие волнений при переходе детей из детского сада в школу, улучшение эмоционального самочувствия детей - будущих первоклассников, благополучную адаптацию в 1 классе, способствует повышению родительско-педагогической компетентности.

        Опыт и результаты реализации проекта в течение 2 лет были представлены на всех уровнях:

- Заседание проблемно-творческой группы г. Братска «Социоигровая технология» с презентацией опыта по темам: «Возможности социоигровой технологии в работе с детьми при ознакомлении с родным краем»,

- В рамках сетевого взаимодействия участников проекта в мае 2014г.  проведен семинар-практикум «Современные подходы к реализации преемственности в системе непрерывного образования с позиции социоигровой технологии, как средства обеспечения ФГОС». Встреча позволила обобщить итоги деятельности по проекту за текущий год, сделать вывод о положительных эффектах применения социоигровой технологии в работе с дошкольниками и первоклассниками. Видеосъемка мероприятия оформлена для публикации и трансляции на сайте http://preemstvennost.ru/ 

- Опыт представлен на II, III  муниципальной НПК в г. Братске  «ФГОС – инновации ресурс развития  образования»

-На региональном уровне публикации в журнале «Педагогический имидж»

-Материалы представлены в сборниках I Всероссийской научно-практической конференции «Инновационно-педагогическая деятельность в современном  дошкольном образовательном учреждении».  г.Чебоксары,  Всероссийской НПК «Актуальные проблемы образования: теория и практика». г. Усть-Илимск.

- Состоялось участие в V Всероссийская конференция с международным участием «Преемственность в системе непрерывного образования». www.preemstvennost.ru г. Москва.

-Статья "Поддержка детской инициативы в условиях социоигровой технологии".

-Презентация опыта на региональной стажировочной площадке опережающего введения ФГОС общего образования. г. Братск         

        Считаем, что данная модель преемственности помогает полноценно реализовать технологию открытого образования, создать условия для эффективного взаимодействия  всех участников образовательной деятельности, обеспечить успешность адаптации и социализации первоклассников, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в обеспечении преемственности и педагогу выбрать собственный индивидуальный стиль профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...

Проект Инновационные подходы в организации методического сопровождения педагогов».

Данный проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов и улучшение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ....

Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"

Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

Доклад. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ...

Проект "Модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходи...