ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
методическая разработка на тему

 

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра  «Теория и методика дошкольного образования»

ПРОЕКТ

Организация методического сопровождения  педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.

Карсакова Татьяна Михайловна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления № 20»

Городецкий район

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

2014

Паспорт проекта

Наименование проекта        

 Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ

Основания для разработки

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования

Цель проекта

Разработка Программы  перехода на ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности

Задачи проекта

 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО.

3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО  в ДОУ.

Структура проекта

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

- Распределение обязанностей в команде.

- Внешние связи методической службы по реализации проекта.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(сентябрь 2013-январь 2014)

2 этап. Внедренческий (январь 2014 года – май 2014 года)

3 этап. Обобщающий (июнь- декабрь 2014 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»  на 2013-2014 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта        

Профессиональная готовность педагогов ДОУ

к реализации ФГОС ДО.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет  заведующий ДОУ.

Актуальность

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки  России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,  внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

1. Цель проекта:

    Разработка Программы  перехода на ФГОС, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.

Задачи:

  1. Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГОС и выявить профессиональные затруднения.
  2. Разработать систему педагогических мероприятий.
  3.   Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ.

2. Концепция решения проблемы:

   В основу проекта положены:

- Содержание проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта;

- практические рекомендации по профессиональному развитию кадров

Н. В. Немовой.

Основополагающие идеи:

     1. Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость   изучения содержания ФГОС. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ -  корректировка образовательной программы.

2. Управленческие принципы:

-  Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

-  Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

-  обучение тому, что необходимо в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

    5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

       Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.

      Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы  теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

Программа  состоит из 3 разделов:          

  1. Информационная поддержка педагогов ДОУ;
  2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
  3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС.

Содержание Программы поможет педагогам:

- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,

-овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный  подход;

 -проанализировать  методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
- выбрать программы, учебно-дидактические пособия

- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные  формы, используемые в ходе реализации проекта:

- мастер-классы;

- методические объединения;

- обучающие семинары;

- семинары-практикумы.

     Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»  на переходный период  в 2013-2014  учебном году.


3. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

-Наличие нормативных документов ФГОС

-Отсутствие текстовых сборников ФГОС затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа.

---

2. Трудовые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов  - на основе которого и будет выстроена работа.

2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

- В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ;

-Обучение на бюджетной основе пройдут 2 педагога

( воспитателя). Выступление  педагогов  по теме полученных знаний в ДОУ.

- Возможно обучение отдельных педагогов на семинарах  и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

- Имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь, электронная почта.

-  официальный сайт  ДОУ

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда  регулярности работы с сайтом, электронной почтой.


4. Распределение обязанностей в команде

Заведующий:

-  руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Старший воспитатель:

- являются основными участниками реализации проекта;

- выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности

- организуют работу методической работы в ДОУ:  методических объединений,  повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;

- занимается информационным сопровождением проекта;

- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

- обеспечивает систематическую  связь с  электронной почтой, сайтом ДОУ

5. Этапы реализации проекта:

1 этап.  Организационно-подготовительный (август 2013-октябрь 2014)

Содержание этапа:

1.1.  Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС:

- анкетирование педагогов ДОУ;

- изучение опыта работы,

- создание банка данных по внедрению ФГОС

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного  образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2013 года – май 2014 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация программы внедрения ФГОС.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий (июнь-декабрь 2014 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.

3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ

6. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

1. Знание программ и технологии разработки программ

1) создание педагогом  программ, на основе образовательной программы;

2) создание администрацией образовательного учреждения программ «Здоровье», так как приоритет дошкольного учреждения «Физическое развитие»

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

1) все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах,;

2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы.

3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических  пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

Определен список учебно-методических  пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов .

Приложение

Программа методического сопровождения введения ФГОС в практику МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»

Цель:  методическое сопровождение при переходе ДОУ  на федеральный государственный образовательный стандарт.

Задачи:

  1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС.
  2. Включить педагогов  в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  3. Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС.
  4.  Разработать основную образовательную программу ДОУ

 

Содержание

Сроки выполнения

 

ответственный

Документальное подтверждение

 

1.Организационно-содержательное обеспечение

 

 

 

1.

Организация изучения  проекта ФГОС дошкольного образования педагогическим коллективом ДОУ.

Сентябрь – октябрь 2013

 

старший воспитатель

Лист ознакомления с проектом ФГОС ДО.

 

2.

Разработка и утверждение  дорожной карты (плана – графика мероприятий) по изучению ФГОС ДОУ.

(анкетирование педагогов «Анкета выявления профессиональных затруднений педагогов в связи с переходом на ФГОС»)

январь 2014г.

старший воспитатель

Дорожная карта

 

3.

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС

в течение 2013 – 2014 уч.года

 

Заведующий,

старший воспитатель

Нормативно – правовая база.

 

4.

Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС.

В течение 2013 – 2014 уч.года

 

Заведующий,

старший воспитатель

Внесение изменений в локальные акты.

 

5.

Включение в годовой план работы ДОУ на 2013 – 2014 уч.год   методических мероприятий и семинаров по вопросам  изучения ФГОС ДО.

до 23.12.2013 г.

 

старший воспитатель

Приложение к годовому плану.

 

6

Консультация для педагогов "Что такое ФГОС дошкольного образования". Демонстрация мультимедийной презентации "Отличительные особенности ФГТ от ФГОС"

январь  2014 г.

 

старший воспитатель

Результаты анкетирования

 

7

Семинар – практикум для педагогов "Повышение качества профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на ФГОС ДО. Использование ИКТ при организации педагогической деятельности"

февраль 2014г.

старший воспитатель

Материалы семинара – практикума.

 

8

Семинар  "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования"

Требования к разделам основной образовательной программы

Целевой раздел основной образовательной программы

Декабрь 2013 г.

 

старший воспитатель

Материалы консультации.

 

9

Малый педагогический совет  "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования"

Требования к разделам основной образовательной программы

Содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений

февраль  2014г.

 

старший воспитатель

Протокол

 

11

Консультация "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования"

Содержание коррекционной работы

Организационный раздел основной образовательной программы

 

февраль 2014г.

 

 старший воспитатель

Материалы консультации.

 

12

Круглый стол "ФГОС Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к развивающей предметно – пространственной  среде

Март  2014 г.

 

рабочая группа

Материалы круглого стола.

 

13

Общее родительское собрание:

анкетирование

 "ФГОС Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к материально – техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

В соответствии с годовым планом

 

заведующий

Протокол родительского собрания

 

14

Консультация "ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

апрель 2014г.

 

старший воспитатель

Материалы консультации.

 

15

Определение дорожной карты (плана работы) по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год

апрель 2014 г.

 

старший воспитатель

Дорожная карта на 2014 – 2015 учебный  год

 

 

16

Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год

май 2014 г.

 

 

      заведующий ДОУ

старший воспитатель

Локальные акты, положения ДОУ.

 

17

Рассмотрение на итоговом педагогическом совете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

май 2014 заведующий ДОУ

 

18

Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС на итоговом педсовете с помощью практических заданий и подведение по ним результатов.

Май 2014 г.

 

старший воспитатель

Протокол итогового педсовета.

 

2. Кадровое обеспечение

 

 

 

1.

Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО.

В течение 2013 – 2014 уч.года

старший воспитатель

План прохождения курсов ПК.

 

2.

Организация посещения педагогических сообществ, методических мероприятий, семинаров района по вопросам изучения ФГОС ДО.

В течение 2013 – 2014 уч.года

      заведующий ДОУ

старший воспитатель

План работы УМЦ УО и МП Городецкого района

 

3.

Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам изучения и введения ФГОС ДО.

В течение 2013 – 2014 уч.года

старший воспитатель

Приложение к годовому плану.

 

3.Создание материально – технического обеспечения

 

 

 

1.

Подготовка предварительных материалов по обновлению (дополнению) развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.

Поэтапно

 

Старший воспитатель

 

завхоз

 

 

2.

Обеспечение доступа  педагогических работников к информационно образовательным ресурсам в сети Интернет.

Поэтапно

 

 

заведующий

 

 

3.

Рассмотрения плана обновления материально – технической базы ДОУ

поэтапно

заведующий

 

 

4.Создание организационно – информационного обеспечения

 

 

 

1.

Размещение на сайте ДОУ информации о ФГОС ДО.

Весь период

 

старший воспитатель

 

 

2.

Информирование родительской общественности через общие родительские собрания, СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОУ на новые ФГОС.

Весь период

 

старший воспитатель

Протоколы собраний.

Печатные

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения . Карсакова Татьяна Михайловна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №20» Городецкий район «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» 2014 ГБОУ ДПО НИРО «Кафедра теории и практики дошкольного образования»

Слайд 2

Дошкольный возраст - важнейший период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважение и понимание у других людей не зависимо от их социального происхождения. Актуальность

Слайд 3

Цель: методическое сопровождение процессом введения ФГОС в МБДОУ «Детский сад присмотра

Слайд 4

Задачи Организовать методического и информационного сопровождения ФГОС. Разработать систему педагогических мероприятий. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ.

Слайд 5

Принципы организации методического сопровождения Управленческий принцип Принцип обучения Принцип сетевого взаимодействия педагогов

Слайд 6

Формы реализации методического сопровождения Анкетирование, опрос Семинары, семинары- практикумы мастер- классы Педагогический час Портфолио педагога

Слайд 7

Ресурсное обеспечение Материально техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы

Слайд 8

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ Заведующий - руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта, осуществляет контроль Старший воспитатель - является основным участникам реализации, выполняет функции методической поддержки и консультированию, функции информационно аналитической деятельности, организует методическую работу в ДОУ, подбирает информационные ресурсы в сети Интернет, печати, литературы обеспечивает систематическую связь сайта ДОУ.

Слайд 9

Этапы реализации работы 1 этап Организиционно - подготовительный 2 этап Внедренческий 3 этап Обобщающий

Слайд 10

Критерии оценки результативности 1. Готовность педагогов использовать технологии отвечающее требованиям ФГОС. 2. Решения проблемы выбора программ, пособий с учётам интересов всех субъектов образовательного процесса. 3 . Уровень профессиональной компентности педагогов.

Слайд 11

Информационно комуникционные технологии обучения,курсы повышения квалификации,семинары Наличие единых подходов по переходе на ФГОС, повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению. Знания содержание и структуры ФГОС,принятие идеологии ФГОС дошкольного образования. Повышение квалификации

Слайд 12

Методическое сопровождение Анкетирование педагогов «Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в связи с переходом на ФГОС» Письменный опрос по введению новых понятий и терминов. Обучающее семинары: «Требования к структуре основной образовательной программы в соответствие с ФГОС», «Условия реализации программы» , «Проектный метод в реализации ФГОС». Семинар-практикум с использованием презентации по закону об образовании (статьи закона) Оказание методической помощи в насыщении портфолио педагогов документами нормативно- правового характера , а также практические материалы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Планирование и организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по введению ФГОС . Разработка и внедрение в практику работы ДОУ мониторинга планируемых результатов по всем возрастным группам. Индивидуальная консультационная работа: определение задач креативной части программы, обеспечивающей организацию национально-регионального компонента.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»

Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад присмотра и оздоровления № 20»  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ2 В...

Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта.

Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений  в образовательной системе дошкольного учреждения и прежде всего ...

«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в образовательную деятельность учреждения»

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Рабочая программа воспитания МБДОУ №179 "Детский сад присмотра и оздоровления"

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высш...

Семинар в МБДОУ детский сад №44 "Сказка". Тема «Театрализованная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

           31 января 2023 года​ в МБДОУ детский сад №44 "Сказка" состоялся семинар «Современные формы организации работы по театрализованной деятел...