Родительские собрания
классный час на тему

1. Родительское собрание "Психологическая готовность ребенка к школе"

2. Родительское собрание "Стили семейного воспитания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx34.64 КБ
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  на родительском собрании в подготовительной  к школе группе

Тема: Психологическая готовность ребенка к школе

Задачи:

• Ознакомление родителей с критериями готовности ребѐнка к школе.

• Оценка родителями степени готовности своего ребѐнка к школе.

• Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

ПЛАН:

1. Вступительное слово.

2. Игра «Пирамидка»

3. Понятие «Психологическая готовность к школе».

4. Анкетирование родителей

5. Как определить: готов ли ваш ребенок к школе? (памятки)

Ход собрания:

1. Скоро дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был

как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребѐнка

(да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к

этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности –

учебной.)

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать

заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу,

а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных

занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со

взрослыми и сверстниками. Начальная школа –это основа всего образования, какие

знания получат дети, так и дальше сложится учеба. каждый ребенок идет в первый

класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая

и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но

вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в

школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный

и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка,

связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той

реальности, которая называется «школьные будни».

Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как

что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными

переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это

прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не

всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на

тему: Почему ты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что часть детей хочет

пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить

свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются

следующие:

- В школе не надо будет спать днем.

- В школе у меня появятся новые друзья.

- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ходить одну по городу.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре

начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему

не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда

интересном труде.

2. Игра «Пирамидка»

Предлагаю поиграть в игру. Для начала разделимся на 2 команды. Каждой команде я

даю набор карточек, где написаны разные показатели. На верхнюю строчку вам

необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным, на

вторую строчку 2 показателя, на третью-3…Должна получится вот такая пирамидка.

На это я вам даю 2-3 минутки. После каждая команда будет представлять свою

Пирамидку, объясняя почему именно в таком порядке Вы расставили эти показатели.

(ответственность, Умение считать, писать,читать; умение общаться со взрослыми и

сверстниками, самостоятельность, настойчивость, Состояние здоровья, умение

логически мыслить, умение организовать рабочее место, развитие речи и памяти,

работоспособность).

Психологи считают, что успешность зависит от того, как ребенок психологически

подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не

имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и

до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в

школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг

оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к

учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают

конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем

дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе. Но дело в том, что в

подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого

класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в

первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего

уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес

к учению.

Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать?

Конечно же надо, но не только на уроках в подготовительных группах, а дома, в

непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к

овладению чтением и счетом. Благо сегодня существует множество развивающих

книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно

заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем

случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через

силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребѐнка к школе являются:

1. Психологическая готовность

2. Физическое здоровье ребѐнка.

3. Умение логически мыслить

4. Ответственность и самостоятельность

5. Хорошая память и внимание

6. Развитый интеллект ребѐнка.

7. Умение ребѐнка общаться со сверстниками и взрослыми.

8. Выносливость и работоспособность.

9. Аккуратность и дисциплинированность.

10. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

11. Умение ребѐнка читать и считать.

Выделяются разные виды готовности к школе:

•Психологическая готовность

•Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких

групп мышц, развитие основных движений

•Специальная готовность: умение читать, считать, писать

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень

знаний, умений, навыков ребѐнка, что конечно тоже важно. Самое главное при

переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной

деятельности.

Психологическая готовность включает:

•интеллектуальную готовность;

•мотивационную готовность;

•эмоционально-волевую готовность;

•коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти,

сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление

закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между

явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

•свой адрес и название города, в котором он живет;

•название страны и ее столицы;

•имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

•времена года, их последовательность и основные признаки;

•названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов.

Мотивационная готовность… Иными словами, он должен ориентироваться во

времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую

социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учѐба – это труд,

дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует

запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной. В

возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые ―не

наигрались‖, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса

учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе,

поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать

понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько

он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих

ребенка людей.

Подготавливая ребѐнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать,

запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

•способностей ставить перед собой цель,

•принять решение о начале деятельности,

•наметить план действий,

•выполнить его, проявив определенные усилия,

•оценить результат своей деятельности,

•а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-

волевая готовность:

•способность управлять своим поведением

•умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

•стремление преодолевать трудности

•стремление к достижению результата своей деятельности.

нравственно-волевые качества:

•настойчивость, самостоятельность

•трудолюбие, прилежание

•усидчивость, терпение, ответственность

•дисциплинированность, организованность

•внимание

•любознательность и т. д.

Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребѐнок учиться с

удовольствием или учѐба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно

сейчас необходимо вырабатывать эти качества.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и

конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на

постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где

необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Важная задача перед родителями

– научить ребѐнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом

или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определѐнные условия: ничто не

должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своѐ рабочее

место. Например, если ребѐнок сел рисовать, но не приготовил заранее всѐ

необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать

соответствующий листок… В результате, ребѐнок теряет интерес к замыслу,

затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершѐнным

Не ругайте ребѐнка за ошибку, а разберитесь в еѐ причине. Относитесь к ребѐнку, как

к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всѐ знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам и нормам

поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в

детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае

необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать

доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный

пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также

играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития.

Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе

количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет

не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду

ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими

пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует,

что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень

хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь

пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые

радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до

бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения

количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших

арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять. Проводите

с детьми наблюдения, беседы,

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к

окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо

развивать в ребенке в первую очередь.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу,

быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего

добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся

создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его

достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за

ошибки.

. Необходимо формировать у ребенка внимательность, умение рассуждать,

анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов,

развивать познавательную активность.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для

письма «ручной умелости» ребѐнка. Больше давайте ребѐнку лепить, собирать мелкую

мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество

раскрашивания.

Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита

мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не

уставал быстро при письме.

А сейчас я предлагаю Вам заполнить небольшие анкеты.

Анкета для родителей

«Ваш ребенок скоро станет школьником»

ФИО (ребенка)

__________________________________________________________________________

Год рождения ребенка _______________ Возраст _____

1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?

В 6 лет, потому что

· друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и

ребенку будет легче освоиться

в школе в уже привычной компании;

· ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в

саду уже известен ребенку;

· интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до

того, как ребенку исполнится 7 лет;

· ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;

· другие причины (укажите какие)

______________________________________________________

В 7 лет, потому что

· в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

· в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и

умений для поступления

в школу и успешного в ней обучения;

·в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше

привлекает игра, а не учеба;

· другие причины (укажите какие)

______________________________________________________

2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному

обучению? (можно выбрать несколько пунктов)

·здоровье, физическая выносливость;

· умение общаться со сверстниками;

· умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;

· умение читать;

· способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам

литературного, а не разговорного языка;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и

связей между явлениями,

способность воспроизвести образец;

·другое (укажите что)

________________________________________________________________

3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к

поступлению в школу и школьному обучению? Почему?

___________________________________________________________

4. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком

для повышения

его готовности к поступлению в школу?

- да;

- нет, т. к. _____________________________________________________________

(укажите причины).

5. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в

течение его первых школьных дней, месяцев?

- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим

6. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка,

уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.

13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо

будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?

- да;

- нет, т. к.

___________________________________________________________(укажите

причины).

еще не задумывались над этим.

И в заключении хочу рассказать вам, как в домашних условиях проверить готовность

Вашего ребѐнка к школе.Вот несколько простых проб.

(родителям раздаются памятки )

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе?

(памятка для родителей)

Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из

геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован

на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же

белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми

карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть

произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть

народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу

видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре

соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть

проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных

картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть

немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную

последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим

заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить,

есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти.

На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два

согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко,

а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности,

необходимо показать логопеду.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: «Стили семейного воспитания»

Родительское собрание по теме:

«Стили семейного воспитания».

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из

неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать

повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; бланки анкеты

«Стиль семейного воспитания».

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества

личности. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а

формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья

создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать

и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других,

стремление научиться многому. Каждый родитель желает вырастить своего

ребѐнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал

правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую

семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и

каждый родитель для своего ребѐнка желает лучшей доли.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,

необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его

физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его

личные успехи. Все эти условия создает для ребенка семья. Ведь именно

семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым

человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

На данный момент эта проблема весьма актуальна, поскольку

различные стили родительского воспитания по-разному влияют на

формирование и развитие личности ребенка, а, следовательно, и на его

социальный статус в той или иной группе.

Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду

воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное

питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о

положительных примерах и образцах поведения). Воспитание - это

сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и

взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими

воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным

потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.

Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения

родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким

вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя

спустя много лет. Существуют как благоприятные, так и неблагоприятные

стили воспитания, способные привести к различным проблемам в поведении

ребенка, исказить его мироощущение и самоощущение. Стиль семейного

воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность

отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами, и

гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. В целом

выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный,

демократический, либеральный и гипоопека.

Тестирование родителей. (приложение 1)

Уважаемые родители, Вам была предложена анкета. Раскройте ее

пожалуйста. Прежде чем я расскажу об основных характеристиках каждого

стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста оценить свою

собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы

используете. Для этого вам необходимо, посчитать в какой строчке

наибольшее кол-во ответов. 9 И вам станет понятно какой стиль воспитания

преобладает в вашей семье. Если среди ваших ответов не преобладает какая-

то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле

воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей

диктуется сиюминутным настроением, нет единства требований к ребѐнку

А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей

воспитания.

1. Демократический стиль воспитания – это стиль воспитания, который

основывается на сотрудничестве с ребѐнком. (откройте свою анкету и

посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю)

Девиз «Вместе».

Роль ребенка: строго не фиксируется.

Он- равноправный член семейного коллектива ( имеет право и обязанность

заботиться о членах семьи), его любят и уважают.

Черты характера:

- активность, инициативность, ответственность;

- умение планировать, анализировать, прогнозировать;

- доброжелательность, уважение к другим людям 9 так как к нему

относятся с уважением, несмотря на его возраст);

- способность принимать решение, доводить дело до конца ( есть

трудовая практика), оказывать помощь другим;

- отзывчивость;

- -умение прислушиваться к чужому мнению.

Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания,

признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Открыты

для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения,

допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают

мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители

характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется,

одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны

выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и

эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и

духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от

успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего

положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье

создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без

борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание

свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения

между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье

уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое

поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо

адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и

социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным

путем.

2. Стиль воспитания - авторитарный. (откройте свою анкету и

посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю)

Девиз: «Делай, как сказано».

Чаще проявляется в неполных семьях, без мужчины. Женщина встает на

мужскую позицию авторитаризма.

Роль ребенка:

- ужасный ребенок;

- мучитель;

- «козел отпущения»;

- «золушка» ( выполняет основную часть работы в семье).

Воспитываются следующие черты характера, как положительные, так и

отрицательные:

- ответственность;

- исполнительность;

- доброта ( ребенок жалеет мать);

У ребенка формируется-

- комплекс неполноценности ( меня не любят);

- чувство вины за что-то;

- нерешительность;

- несамостоятельность;

- мстительность;

- агрессивность;

- приспособленчество.

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно

контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила,

обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания,

указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует

и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий

проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми,

соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени

быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками

грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что

случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и

угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная

самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю

дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не

научается принимать самостоятельные решения и нести за них

ответственность.

Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении

подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте

могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее

окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и

агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и

ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в

других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих

отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие. Им в

жизни будет нужен хозяин- кто-то должен сказать, что делать, как поступить,

они не могут распоряжаться собой.

3. Либеральный стиль

Девиз : «Вместо» (я делаю вместо тебя).

Роль ребенка:

- кумир семьи - взрослые самоутверждаются за счет ребенка, борются за

лидерство, кого больше любит ребенок, тот в доме хозяин. Соревнование за

любовь ребенка через подарки;

- сокровище- обычно бабушка( авторитар) навязывает эту роль.

Заставляет ценить, уважать себя через внука- лишу его самостоятельности,

все сделаю за него, без меня не смогут, он без меня- никто.

- болезненный ребенок- роль, навязанная мамой, его надо холить,

лелеять, оберегать от всего;

- маленький ребенок- игра в малыша.

При таком стиле воспитания формируются следующие черты характера:

- избалованность;

- безответственность;

- требовательность к другим, эгоизм;

- потребность в чужой любви ( сами любить не умеют);

- не умеют заботиться о других.

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или

совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет

запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не

отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же

выполняются (вседозволенность).

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное

направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен

избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не

устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей

выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются

подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле?

Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя

неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую

реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения

определенности мира, четких границ и норм. Ребѐнок должен знать что

нельзя делать никогда! (грубо разговаривать, допускать грубые жесты по

отношению к родителям, бабушкам и дедушкам). Такие дети часто попадают

под влияние асоциальных сверстников.

Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить

и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и

депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными

проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают

от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают

проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно

жесткой системой правил и ограничений.

4.Гипоопека (полное отсутствие контроля).

(откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует

данному стилю)

Девиз: «Живи, как хочешь, как знаешь».

Роль ребенка:

- не нужен семье;

- обуза;

- путающийся под ногами.

Если родители не любят ребенка, отвергают, у ребенка формируются

следующие черты характера:

- бродяжничество в поисках лучшей доли, воровство;

- праздность, так как не привиты трудовые навыки;

- неряшливость, неухоженность;

- комплекс неполноценности, мстительность и агрессивность.

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей

никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к

собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в

этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на

воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и

проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя

деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и

стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в

чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную

отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет

самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле?

Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки,

помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие

родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей),

ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым

разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному

поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном

контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не

сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной

семьи.

18

1и 2 стиль- эмоционально-теплые, родители любят своих детей, но по-

разному и приходят к разным результатам.

3 и 4 стили- эмоционально-холодные, нет любви.

1) и 3- ограничивают проявление личной свободы.

2) и 4- позволяют проявлять излишнюю свободу.

Как Вы считает какой стиль воспитания наиболее приемлем для Вас?

Лучший вариант- демократический стиль воспитания.

Девиз : «Все вместе».

Пути изменения стилей: опираться на демократический стиль.

Есть ли у Вас вопросы? Понятно ли Вам какой стиль воспитания

преобладает в вашей семье?

Обсуждение проблемы.

Предлагаю вам ситуацию:

-Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение

быстрее всех! Хочешь, расскажу?

-Лучше расскажи мне о своѐм поведении, что ты натворила вчера!- строго

говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в

себе заряд радости…. Дома девочка делает ещѐ один «заход».

-Мама, хочешь расскажу стихотворение про ѐлочку?

- Мне не до ѐлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Как вы думаете к какому стилю воспитания относится эта история? Есть ли

у Вас время на общение с вашими детьми? А как бы ответили

демократические родители?

Выводы:

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. Контроль

необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть

целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди

людей, правил, вещей. Надо найти такие формы контроля, которые бы

соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности,

одновременно способствуя развитию самоконтроля. Большое значение имеет

согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях,

родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец

может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или

одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей

тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения.

Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни

в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за

такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии

психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные

нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль

воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел

противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были

гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания

будет гораздо легче. Все вопросы о разногласиях в воспитании ребѐнка

обсуждать в его отсутствии.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Шалва

Александровича Амонашвили ( они на слайде). Мировая практика

психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже

сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить

благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети

усваивают образцы поведения своих родителей, поэтому стиль

родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и в будущем

может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом,

из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля

воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за

воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Наша встреча подходит к концу. В заключении хочу раздать Вам

памятки, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания» и

«советы психолога». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

Уверена, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей.

Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас

полезной. До скорой встречи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Уважаемые Родители, в преддверии подготовки к родительскому собранию «Стили

семейного воспитания», предлагаем Вам заполнить анкету. Убедительная просьба:

ПРИНЕСТИ ЗАПОЛНЕННУЮ АНКЕТУ НА СОБРАНИЕ,

Просим отвечать обдуманно и анонимно, т.к. анкета предназначена для использования

внутри семьи.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека –

наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли

родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар

Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у

детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в

школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений

безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на

месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с

невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не

выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется

компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и

повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее

отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стили

семейного

воспитания

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Б В В Г В Г А Б Г Б

2 А А Г В Б Б Б А А А

3 В Б Б Б А А Г В В В

4 Г Г А А Г В В Г Б Г

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время,

чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.

2. Поддерживайте его во всех начинаниях.

3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.

4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.

5. Будьте для него примером для подражания.

6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.

7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного

и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают,

что им можно, а что нельзя.

8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение не

материальным поощрением, а своим общением, беседой, совместным

интересным занятием, например, чтением ему любимой сказки.

9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте

его право на собственное мнение. Учитесь договариваться со своим

ребѐнком.

10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Советы психолога.

 Если ребѐнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

 Если ребѐнок живѐт во вражде, он учится агрессивности.

 Если ребѐнка высмеивают, он становится замкнутым.

 Если ребѐнок растѐт в упрѐках, он учится жить с чувством упрѐка.

 Если ребѐнок растѐт в терпимости, он учится понимать других.

 Если ребѐнка подбадривают, он учится верить в себя.

 Если ребѐнка хвалят, он учится быть благодарным.

 Если ребѐнок растѐт в честности, он учится быть справедливым.

 Если ребѐнок живѐт в безопасности, он учится верить в людей.

 Если ребѐнка поддерживают, он учится ценить себя.

 Если ребѐнок живѐт в понимании и дружелюбии, он учится находить

любовь в этом мире.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...