Главные вкладки

    Взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника по ФГОСТу
    методическая разработка на тему

    Абуляева Рима Рафаэловна

    Взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника по ФГОСТу

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Новые взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника по ФГОСТу

    Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов. Семья важнейшая среда формирования личности и главнейший институт воспитания.

    Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

    Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров является семья воспитанников.

    Много различных форм работы с родителями апробировано.  Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная, благодаря к переходу образовательных учреждений к федеральному стандарту. Переход к ФГОСТу выделяет новые формы работы с родителями и постепенно выводит нас на новые отношения с семьей воспитанников так мы можем пронаблюдать текущие изменения:

    - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

    - Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

    - Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

    - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

    - При добросовестном отношении педагога по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

    - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

    - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.  Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

    - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

    Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

    Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

    Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников к примеру, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

    Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

    Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.

    Принципами взаимодействия с родителями являются:

    1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    2. Индивидуальный подход.

    3. Сотрудничество, а не наставничество.

    4. Готовимся серьезно. (Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.)

    5. Динамичность.

    Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

    - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. 

     - Это учет индивидуальности ребенка

    - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка

    - Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

    - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

       - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

      При реализации ФГОСа во взаимодействии с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

    Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:

    - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

    - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

    В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

       Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

    - "Круглый стол" по любой теме; тематические выставки; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты "Наша родословная"; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменение характера взаимодействия педагогов с родителями, активное участие во всех делах детского сада, семья ребенка становится незаменимым помощником для педагогов. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

    Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

    Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

    Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте  —родители и педагоги....

    Новые взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника по ФГОСТу

    В статье описывается переход от старой системы работы с родителями к новой по фгост в доу...

    Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

    Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

    Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

    В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

    Программа взаимодействия ДОО с семьями воспитанников «Детский сад + семья»

    Программа взаимодействия ДОО  с семьями воспитанников «Детский сад + семья»...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

    Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...