История развития отечественных и зарубежных концепций управления
статья на тему

Заводенко Тамара Николаевна

История развития отечественных и зарубежных концепций управления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_kontseptsiy_upravleniya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.Класический этап в развитии социологии управления

Исторически первый, классический этап, начался во второй половине ХIХ столетия, когда получили свое развитие школа научного управления и школа административного управления. Родоначальниками классического этапа в развитии теории управления являются американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915), французский инженер и предприниматель А. Файоль (1841-1925) и немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864-1920). Ф. Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению для наиболее эффективного использования материальных и человеческих ресурсов, отдав приоритет инженерным решениям. В концепции достигающего руководителя Ф. Тейлором были изложены повышенные требования и к руководителю, так как только в равной требовательности к управляющим и управленцам он видел результативность и высокое качество управленческой деятельности.

Суть теории Ф. Тейлора заключается в четырех научных принципах управления: внедрение экономных методов работы; профотбор и профподготовка; рациональная расстановка кадров; сотрудничество администрации и рабочих.

Становление административной школы управления связано с именем А. Файоля. Если школа научного управления была ориентирована на создание эффективного производства, то административная школа - на повышение эффективности деятельности больших групп людей. В отличие от школы научного управления, занимавшейся вопросами труда отдельного рабочего и эффективностью производства, представители школы административного управления обратились к разработке подходов к управлению организацией в целом. Так, А. Файоль разделил функции и принципы управления (что делать и как делать), положив начало структурно-функциональному анализу, приводящему управленческую структуру в соответствие с функциями, необходимыми производству. Он перешел от линейной структуры управления к линейно-штабной.

На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующаяся на четырех принципах управления:

  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • четкое функциональное разделение труда;
  • единство распорядительства;
  • соблюдение диапазона контроль - руководство ограниченным количеством подчиненных.

В целом представители классического этапа сформулировали основные положения формирования и функционирования эффективной административной организации на рационально построенных, стандартизированных, максимально формализованных принципах управления и деятельности, где человек рассматривался как плохо отлаженная машина. Приверженцы классического направления пытались повысить эффективность управления посредством административных методов по управлению, они отстаивали принципы жесткой иерархии, единоначалия, специализации деятельности и разделения труда. Скалярный (ступенчатый) принцип иерархического построения организации базировался на авторитете власти и на детальном распределении должностных обязанностей управленцев каждого уровня, причем к управлению можно привлекать только высоко квалифицированных специалистов узкой специализации. Главным был принцип координации - согласования должностных функций по вертикали и горизонтали. Координацию долговременной деятельности большого количества людей должен осуществлять формальный лидер (руководитель). Он решает главные вопросы, подчиненным доверяет второстепенные, данный принцип широко используется и в современном управлении. При выполнении несложных кратковременных работ сторонники классического подхода допускают наличие неформального лидера.

К классическому направлению в социологии управления можно отнести отечественных ученых А. Гастева, П. Керженцева, Н. Витке, Ф. Дунаевского, П. Ерманского и др. Они внесли существенный вклад в современное понимание структуры социальной организации и деятельности руководителя. Многие положения их концепций взяты на вооружение управленцами ХХI века.

1.2. Неклассический этап

Представители школы поведенческих наук и человеческих отношений предприняли попытки устранить недостатки классических школ в осознании человеческого фактора как основного элемента эффективного управления. Доктрина человеческих отношений, которая знаменовала собой поворот в сторону гуманизации производства и управления, начинает развиваться в 30-е годы ХХ столетия. Основоположником и наиболее ярким представителем этого направления считается американский психолог и социолог Э. Мэйо (1880-1948). Хоторнский эксперимент, проведенный под его руководством в 1927-1932 годах, показал, что положительный эффект в производственной деятельности дают следующие социально-психологические факторы:

- замена авторитарного стиля управления демократическим;

- использование неформального общения и неформальных групп в управлении;

- вовлечение личных интересов в круг интересов организации;

- внимание к условиям труда работников.

Э. Мэйо обнаружил, что иногда работники сильнее реагировали на давление со стороны коллег, чем на материальные стимулы и действия руководства. Более поздние исследования А. Маслоу показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, как считали представители школы научного управления, а потребности людей, которые удовлетворяются с помощью денег лишь частично.

В целом, доктрина человеческих отношений базируется на следующих постулатах:

  • человек - социальное животное, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые смогут регулировать его поведение в группе;
  • в управлении человеком необходимо полнее использовать его психологические, эмоциональные особенности и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; решение проблем работников - это задача управленцев и предпринимателей, они должны решать проблемы гуманизации труда, обучения и воспитания работников.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления являлись А. Арджирс, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и др. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал. Отечественными исследователями неклассического периода являются В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, С.Ф. Фролов, И.О. Шкаратан, З.И. Файнбург, Н.И. Лапин, Н.Ф. Наумова и др.

Наступление неоклассического этапа в развитии теории и социологии управления обусловлено развитием кибернетики, исследованием операций и компьютеризацией, начавшихся в середине ХХ столетия. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывала модель ситуации, которая облегчает восприятие сложной реальности. На основе этой модели происходило планирование и принятие управленческих решений.

К неоклассическому периоду управления социологи относят также процессный, системный и ситуационный подходы к управлению, которые сформировались в 60-70 годы ХХ столетия.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, объединенных процессами коммуникации, обмена информацией и принятия решений. Управление - это серия взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых есть процесс. Системный подход обращает внимание на многоплановость организации как объекта управления, его основой является признание целостности сложных объектов, их границ и наличия у них внутренних и внешних связей. Ситуационный подход в отличие от системного подхода основан на том, что эффективность управленческих действий зависит от конкретной ситуации. Самым эффективным методом является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

В последние годы в развитии теории и практики управления проявляются три тенденции:

- возврат к положениям классического этапа в связи с усилением роли технического прогресса, роли производительности и качества труда в конкурентоспособности организации;

- усиление внимания к управленческой культуре, к социальным и поведенческим аспектам в осуществлении управленческих функций;

- усиление интернационального характера управления, что связано с развитием транснациональных корпораций и повышением роли международной конкуренции.

Отечественные специалисты в области социологии управления А.В. Тихонов, В.В. Щербина, Ю.В. Яковец и др. считают, что развитие управленческой мысли в ХХI веке пойдет в социогуманитарном направлении. Управление будет связано с социокультурными и цивилизационными процессами глобализации, с поисками достижения социальной справедливости, с духовным возрождением общества и личности, переориентацией на социально-культурные механизмы регулирования человеческой деятельности и управление знаниями. Без этого невозможен переход народного хозяйства с сырьевого принципа развития на инновационно-технологический.

1.3. Социология управления в России

В развитии российской социологии управления условно можно выделить четыре этапа:

  • дореволюционный,
  • послереволюционный довоенный,
  • послевоенный
  • постперестроечный этап.

Промышленное управление и движение за научную организацию труда зародилось в России еще до революции одновременно со странами Европы и США. В дореволюционный период по системе Тейлора в России была организована работа на восьми предприятиях. Российский ученый А.А. Богданов является создателем новой науки об общих законах организации - тектологии, в которой он изложил общие организационные принципы и законы процессов организации во всех сферах органического и неорганического мира. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)» он доказывал необходимость системного анализа организации и утверждал, что организованное целое больше суммы его частей. А.А. Богданов сформулировал закон наименьших, в котором утверждается, что прочность любой цепи определяется наиболее слабым звеном, а темпы развития экономики - состоянием отстающей отрасли. Он обосновал идею обратной связи, впоследствии вошедшую в кибернетику, а затем в общую теорию управления и социологию управления.

После революции вопросы политического и социально-экономического управления были изложены в работах В.И. Ленина. К числу этих работ можно отнести «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», , «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» и др. Толчком к развитию отечественной науки управления производством явилась первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства в 1921 году. На конференции сформировались два противоположных подхода к управлению - тейлоризм и антитейлоризм. Тейлористы утверждали, что данная теория универсальна и применима в любых общественно-экономических условиях. «Группа 4-х» во главе с директором Центрального института труда А. Гастевым предлагала заниматься в первую очередь практическими вопросами и начинать всю работу по управлению с рационализации трудовых отношений и упорядочения труда отдельного человека. По мнению А. Гастева, проблема, стоящая перед страной, заключалась в полной реорганизации всей производственной структуры и в первую очередь человека как главной производительной силы.

Антитейлористы доказывали, что максимальная интенсификация труда за пределами человеческих возможностей несовместима с ценностями социалистического строя, а при низком уровне организации производства и жизни населения в России внедрение системы Тейлора принесет большой вред. Члены «Платформы 17-ти» П. Керженцев, И. Бурдянский, М. Рудаков и др., существовавшей в 20-е годы ХХ столетия, считали необходимым развивать широкие теоретические исследования, а управление народным хозяйством осуществлять через кружки и другие низовые ячейки общества.

Общетеоретические и прикладные вопросы управления и руководства отдельными предприятиями в 20-30-е годы развивали такие крупные ученые, как Н. Кондратьев, А. Гастев, А. Чаянов, С. Струмилин, А. Богданов. Их идеи продолжили управленцы второго поколения П. Керженцев, Н. Витке, О. Ерманский, А. Журавский и др. Для этого периода характерно сотрудничество социологов, психологов, физиологов, гигиенистов труда, специалистов по организации производства и охране труда, так как российские исследователи считали науку управления межотраслевой, которая должна развиваться в единстве теоретических и прикладных исследований. Практическими проблемами управления занимались видные государственные и хозяйственные руководители В.В. Куйбышев, Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, П.А. Богданов. В середине 30-х годов по стране прокатилась волна политических репрессий, коснувшаяся и специалистов в области управления. До конца 50-х годов в СССР практически не разрабатывались концепции и теории управления, а то, что было создано раньше, безвозвратно было утрачено, в то время как в США возникло множество концепций и школ, которые считаются классическими и сегодня.

Оживление исследований в области управления начинается в 60-е годы ХХ века (в годы «хрущевской оттепели»), но в научный обиход термин «социология управления» вошел лишь в середине 1980-х годов. Создание социолого-управленческих концепций в этот период происходило на фоне критического освоения западных концепций, развития общей социологии и кибернетики. Разработками теоретико-методологических проблем управления занимались В.С. Афанасьев, Н.И. Лапин, Ю.Е. Волков, и др. была создана, так называемая, новосибирская модель управления. Управление в ней рассматривалось как взаимодействие интересов в деятельности руководителей и подчиненных, а поведение управленческих кадров рассматривалось в соответствии с занимаемой ими должностью.

В целом в этот период управление рассматривалось на уровне личности, организации и на уровне города (составлялись планы социального развития городов) с позиций системного подхода, уточнялась предметная область социологии управления, изучались модели управления и управления организацией в конфликтной среде, разрабатывались инновационные подходы.

Последний этап развития социологии управления определяется началом перестройки с середины 80-х годов ХХ века. Он знаменуется смещением исследовательских интересов с исследования управленческих процессов в социально-экономической сфере на социально-политическую сферу жизни общества. Отечественными социологами разрабатываются нормативные аспекты социального управления, анализируются социальные функции государственного и муниципального управления, изучается роль общественного мнения в социальном управлении, и разрабатываются социальные технологии в управлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

   Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»

САМООБРАЗОВАНИе по теме  «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»...

Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка

В данной статье рассмотрены проблемы восприятия музыки детьми, их отношения к хоровому пению. Выявлена и обоснована необходимость обучения дошкольников музыкеальному воспитанию....

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования  образователь...

Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности

Доклад на тему: "Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности"...

Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педагогоки

СодержаниеВведение ................................................................................................................. 3Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной пед...