Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
консультация на тему

Самохвалова Светлана Николаевна

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №10 «Дубравушка».

Консультация

«Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

                                                                     Подготовила:

Самохвалова Светлана Николаевна

                                                                     старший воспитатель

Нягань,2015

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет детям большие требования. Задача родителей – помочь ребенку в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания полученные дл школы иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Ребенку желательно обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевую подготовку следует начинать с раннего возраста, но особое внимание ей уделяется в старшем дошкольном возрасте.

Большинство родителей не придают особого значения желанию ребенка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и социальной готовности к обучению. Известно, что социальные и познавательные потребности закладываются и развиваются уже в период раннего детства. Умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это формируется не только в стенах дошкольного учреждения, но и под влиянием семьи.

 

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально ценные мотивы учения.

 

Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник: «Пойдешь в школу – будете ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с вами интересные мероприятия» и т.п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Пойдешь в школу – там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!» или «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

 

Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь учиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».

 

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения должны быть постоянными.

 

Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить. Иначе в итоге у детей не будет сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Ребята будут не в состоянии преодолеть свое «не хочу» там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.

 

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств – организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

 

Рассмотрим характеристики этих качеств.

Организованность:

- умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно; подчинение ей в своей деятельности;

- умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление намеченных последовательно действий;

- рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;

- умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, руководствуясь указаниями взрослых, сравнивать замысел с достигнутым результатом;

- умение справедливо оценивать свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;

- внешняя организованность: порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы.

 

Ответственность:

- понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;

- умение и желание преодолевать встретившиеся трудности, препятствия, переделывать, если получилась неудачно, искать наиболее рациональные приемы;

- удовлетворение от того, что дали поручение, нацеленность на успех;

- умение оценить результат труда.

 

Самостоятельность:

- охотное принятие ребенком предложения что-либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы:

- выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

- умение выполниить работу без посторонней помощи;

- умение преодолеваь трудности и достигать результаты;

- моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

 

Дисциплинированность:

- охотное и своевременное выполнение требований взрослых, а также поручений и обязанностей;

- умение удерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины;

- умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

 

Настйчивость:

- умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;

- преодоление трудностей и препятствий, встречающихся на пути к достижению цели;

- доведение начатого дела до конца.

 

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли сформированы у него данные качества.

 

Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью отноятся к ней. Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последовательности операций; контроль за выполнением задания.

 

Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

 

Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?

 

У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести начатую работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку делать все кое-как. И то и другое может пагубно сказаться на привычках детей.

 

Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. Жизнь в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

 

Готовыми к школе должны быть не только дети, но и их папы и мамы. Родители тоже испытывают трудности в этот период жизни своих детей. Часто они не готовы видеть видеть своих чад повзрослевшими или предъявляют к ним завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных негативных переживаний, связанных с поступлением в школу.

 

Как узнать готовы ли к школе мы, родители?

Можно написать или нарисовать первую ассоциацию, которая приходит в голову при слове «школа».

 

Негативные ассоциации типа «Опять двойка», «Стою у доски и не знаю, что ответить», «Кричащий учитель», «Спрятанный дневник» могут говорить о том, что взрослые переносят на детей груз своих отрицательных школьных переживаний.

 

Какова  гепотетически Ваша реакция на неуспехи ребенка?

Представьте, что ребенок приносит Вам тетрадь с некрасиво написанными буквами или цифрами. У Вас меняется выражение лица, поза, Вы что-то говорите. Обратите внимание на свои жесты, на то, какие слова Вы произносите. Подумайте, какой эффект могут вызвать у ребекна следующие Ваши высказывания (уверенность в своих силах, чувство тревоги, нежелание идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы):

- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше;

- если ты напишешь лучше, я буду любить тебя еще сильнее;

- учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть;

- ты, наверное, будешь двоичником.

 

Как сформировать у детей положительный образ школы?

Часто родители стараются создать эмоционально однозначный образ школы. Одни говорят о будущей учебе ребенка исключительно восторженно («Отличником у нас будешь!», «У тебя появятся новые друзья!» и т.д.). В этом случае ребенок, столкнувшись в первом классе с негативными, даже самыми незначительными перживаниями, может разочароваться и потерять интерес к учебе.

 

Другие родители заранее готовят детей к неудачам («В школе тебе еще покажут!», «Ты сейчас не справляешься с заданием, а в школе тебе еще трудне будет!» и т. д.). Это может вызвать чувство страха перед школой и неуверенности в себе.

 

Что делать?

- Вызвать интерес к новым знаниям: посещать музеи, рассматривать иллюстрированные инциклопедии и т.д.;

- читать рассказы, смотреть кинофильмы, вызывающие эмоционально-позитивное отношение к школе, беседовать о прочитаном или просмотренном.

- подружиться с детьми, которые успешно учатся в первом классе;

- развивать у ребенка уверенность в себе.

 

Попробуйте нарисовать  своего ребенка будущего первоклассника. Каким Вы его видите?

 

Вы можете проверить себя, ответив на ряд вопросов.

 

Я предпочитаю заниматься с ребенком:

- подвижными играми

- интеллектуальными играми

- компьютерными играми

- другое

 

Мне удается проводить совместный досуг с ребенком:

- ежедневно

- 2-3 раза в неделю

- по выходным дням

- от случая к случаю

- у меня на это нет времени

 

Уровень готовности ребенка к  школе:

- не готов физически

- не готов психологически

- готов полностью

- другое

 

Успешность адаптации ребенка к школе полностью зависит:

- от учителя начальных классов

- от родителей

- от ребенка

- другое

 

Мои личные ощущуения при поступлении в первый класс:

- мне было очень страшно

- мне было интересно

-я шел (шла) в школу с удовольствием

- другое

 

Думаю, в школе ребенок:

- будет успешным

- будет средним по успеваемости

- будет отставать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...

Использование сказок М. Панфиловой для формирования мотивационной готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития &ndash...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Этот материал будет полезен не только педагогам, но и родителям. Ведь не секрет, что многие родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Что еще...