Социально-эмоциональные уголки в группах ДОУ
статья по теме

Елена Александровна Белова

Содержание социально-эмоциональных уголков в группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-emotsionalnye_ugolki_v_gruppah.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональные уголки в группах в ДОУ

Обстановку в группе по возможности необходимо приблизить к домашним условиям: стены лучше покрасить в светлые тёплые тона, больше зелени, красивый ковёр, мягкий уголок. В групповой комнате не должно быть  строгого разграничения помещения. Это позволяет детям свободно двигаться  и заниматься любимым видом деятельности в групповой комнате, спальне, раздевалке. Каждый ребёнок может находиться как среди детей, так и уединяться. Для этого есть ширмы и уголок уединения, а для того чтобы чувствовать себя комфортно - ширма для переодевания. Игровой материал расположен так, чтобы создать у ребёнка фон эмоционального комфорта: здесь есть и мягкие игрушки, и яркий строительный материал, и моторные игрушки.  Количество игрового материала создаёт условия необходимости взаимодействия и ситуативного общения. Детям  также предлагается материал и деятельность, которые дают  возможность выявить свои чувства, выразить их. Поощряется создание 2-3-уровневого пространства с помощью подиумов разной высоты. Подиумы помогают воспитателю строить общение с детьми на равных - «глаза в глаза», дают ребёнку возможность взглянуть на взрослого сверху, т.е. «ломают» традицию, когда ребёнок находится только внизу и смотрит на нас, взрослых, «снизу вверх».

В социально-эмоциональных уголках могут быть следующие предметы:

  1. Зеркала (настенные, настольные, индивидуальные), где дети могут увидеть себя как в полный рост, так и отдельные выражения своего взгляда или движения. 
  2. Папка или «сундук эмоций» (графические  и сюжетные картинки, фото).
  3. Индивидуальные фото детей.
  4. Ростомер.
  5. «Личностная стена» - это фотографии всех детей и сотрудников группы. «Таблица настроений», где дети цветом отмечают своё настроение.
  6. Уголок поздравлений, например, с днём рождения или с каким-нибудь другим событием (фото ребёнка).
  7. «Зазывалочка» по социально-эмоциональному развитию – герой всех занятий.
  8. Уголок уединения.
  9. Библиотека (книги для чтение детям на эмоциональные, этические, нравственные темы).
  10. Альбом «о себе», который могут заполнять  ребёнок вместе с родителями (как его зовут ласково родители, что он любит, что нет, о чём мечтает). 
  11. Альбом «Наша группа, наши славные дела».
  12. Альбом «Моя семья», «Семейное древо - моя родословная».
  13. Маски с различными эмоциональными состояниями (можно изготовить самим, так как даже монстр может быть сначала злым, потом добрым).
  14. Панно или копилка «Волшебных слов».
  15. Куклы мальчика и девочки (можно с различными эмоциями) на отработку различных эмоциональных состояний или для  игры «Наряди себя» с различными атрибутами.
  16. Разнообразные домики (добрый, злой, весёлый и грустный), замки.
  17. Перчаточные куклы (со съёмными лицами), пальчиковые куклы – (хорошо если будет семья, дети, много различных персонажей) или двусторонние куклы (добрый – злой, весёлый - грустный).
  18. Заготовки для портретов (овал лица, детали: глаза, губы, причёски,  можно с волосами, с ушами - в зависимости от возраста).
  19. «Ковёр мира» или «коврик дружбы» для развития дружного взаимоотношения.
  20. Любимые запахи (мам, свои - в киндерсюрпризах или в чём-то другом).
  21. «Куб настроений». На кубе наклеены различные эмоции, бросаешь и показываешь эту эмоцию.
  22. Разнообразные дидактические и настольно-печатные игры на эмоции.
  23. «Рецепты счастья» (дети читают сами, могут написать совместно с родителями).
  24. Снятие эмоционального напряжения: «подушка-злючка», груша, перчатки, стаканчик или труба крика, бумага для разрывания, кулёчки для плохих слов.
  25. Подушка-«подружка», с которой можно поделится самым сокровенным.
  26. Уголок ряжения «Измени себя».
  27. Кассеты с музыкой для релаксации, с рассказами, стихами и музыкой, определяющей эмоциональное состояние (П.Чайковский «Болезнь куклы» (грусть)  или С. Рахманинов «Полька» (радость).
  28. Игра «Ласковые имена всех детей в группе».
  29. «Лесенка» для игры на самооценку, можно узнать как себя чувствует ребёнок по отношению к кому-то.
  30. Сюжетные картинки для игры «Хорошо-плохо» или цветок «Волшебные слова».
  31. Разрезные пиктограммы эмоций.
  32. Схемы для игры «Продолжи предложение, найди выход из ситуации» .
  33. «Коробки» доброты, радости, грусти и др.
  34. Ширмы.
  35. Альбомы с пейзажами, вызывающими различные эмоциональные состояния.
  36. Алгоритм для игр «Как избавиться от отрицательного состояния».
  37. «Телефон доверия».
  38. Игры с песком и водой. Атрибуты к ним: различные животные, киндер-сюрпризы, деревья, дома, машины и т. д.
  39.  «Доска выбора» для развития произвольности, для организации свободного вида деятельности. У каждого ребёнка свой значок, набор картинок с изображением того, чем занимаются дети. Дети сами решают, обсуждают, чем они будут заниматься, берут, что им для этого надо. После того как поиграли, они возвращаются к этой доске и рассказывают о том, что нового узнали, если читали, или что построили, -  каждый делится своим.
  40. Слушание  музыкальных произведений, соответствующих  определённым  эмоциям:
  • Радость - С. Рахманинов «Полька»;
  • Печаль, грусть - Л. Бетховен «К Элизе», П.И. Чайковский «Болезнь куклы».
  • Удивление - М. Глинка «Руслан и Людмила».
  • Страх - Д. Кабалевский «Петя и волк».
  • Гнев - Л. Бетховен «Сюита до-минор».

Создав условия, воспитатель наблюдает за каждым ребёнком, следит за тенденцией личностного развития, выявляет его избирательность и интерес к различным видам деятельности, фиксирует его познавательную активность, эмоциональный настрой. Именно воспитатель может помочь ребёнку познать не только окружающий мир, но и самого себя. А создание социально-эмоциональной среды поможет детям развиваться и стать людьми, которым не мешает страх, нехватка смелости, смущение; стать людьми, которые не подавляют эмоции, а умеют владеть ими и выражать их соответствующим образом. Эта забота о «здоровом» эмоциональном развитии всегда занимает важное место в педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект социально - эмоционального занятия в старшей группе. Тема: "НАСТРОЕНИЕ".

Знакомство детей старшей группы с понятием "настроение"; со способами управления настроением; учить понимать настроение другого человека....

Конспект НОД по позновательному развитию социальной-эмоциональной направленности в старшей группе "Верные друзья"

Интрегрированное занятие , способствующее эмоциональному сближению детей, развитию творческой активности ....

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКОТЕРАПИИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Педагог-психолог Конспект занятия с использованием сказкотерапии по социально-эмоциональному развитию в младшей группе...

Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у сказки».

Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи.Тема: «В гостях у сказки».                    ...

Конспект НОД по социально-эмоциональному воспитанию в старшей группе "Мое настроение"

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей о мире эмоций и чувств....