«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
проект на тему

Шиваракова Раиса Евгеньевна

     Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией,  а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

    Проект направлен на организацию  методической инновационной деятельности в условиях внедрения ФГОС  в ДОУ, все проектные мероприятия  призваны  развивать творческий потенциал  педагогов, способствовать их профессиональной компетентности.

   Реализация проекта  способствует эффективному внедрению инновационных технологий в методическую деятельность ДОУ. 

   Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям,  специалистам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sovershenstvovanie_metodicheskih_innovatsiy.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад» № 6 «Почемучка»

 Инновационный проект

 «Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов» 

                         

                                                                         

                                                       Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна  

                                                    старший воспитатель высшей категории  

п. Новоорск  2014 г.

                                             

 Аннотация проект:

           

Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией,  а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

     Проект направлен на организацию  методической инновационной деятельности в условиях внедрения ФГОС  в ДОУ, все проектные мероприятия  призваны  развивать творческий потенциал  педагогов, способствовать их профессиональной компетентности.

   Реализация проекта  способствует эффективному внедрению инновационных технологий в методическую деятельность ДОУ.  

   

    Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям,  специалистам дошкольных учреждений.

                   

 Паспорт инновационного проекта

1. Наименование Проекта

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»  МБДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка»

2. Основание для разработки Проекта

  1. Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 21.07.2005 г.).
  2. Методические рекомендации  «О разработке основной общеобразовательной Программы дошкольного образования». Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248.
  3. Письмо департамента общего образования Мин. обр. и науки РФ от 22.07.2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (Утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2010 г.).
  5. Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы в дошкольных организациях» от 20.12.2010 № 164.
  6. Конвенция ООН «О правах ребенка». Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН на 14-ой сессии с 15.09 по 13.12.1959 г.
  7. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ. Принят Государственной Думой 08.12.1995 г.(в редакции Федеральных законов от 15.11.1997г. № 140-ФЗ, от 27.06.1998 г. № 94-ФЗ, от 02.01.2000 г. №32-ФЗ).
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3.Заказчик инновационного проекта

Отдел образования Администрации Новоорского района Оренбургской  области

4.Разработчик инновационного проекта

 Шиваракова Раиса Евгеньевна – старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»

5.Исполнители инновационного проекта

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»

6. Характеристика                    Проекта

  • долгосрочный

7. Цель Проекта

Создание эффективной  модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ФГОС ДОО.                                                                      

8.Основные направления инновационного проекта

1. Инновации в методической деятельности;

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами;

3. Инновации в содержании образования;  

9.Этапы реализации проекта

I Этап: предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

II Этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

III Этап: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

IV. Этап: анализ и  оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта.

9.Возможное финансовое обеспечение проекта

  • средства бюджета муниципального образования
  • внебюджетные средства

10.Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта

  • Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и  конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

11. Сроки реализации Проекта

Проект рассчитан на 2 года (2014 – 2015 г.)

12. Участники Проекта

  • Старший воспитатель
  • Педагогический коллектив.

13. Возможный продукт исследовательского  Проекта

  • Мониторинг инновационного потенциала педагогов, потребности педагогов в развитии;
  • Сформирован  «Банк  инноваций в ДОУ»;
  • Разработана «Модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении».
  • Разработан алгоритм планирования индивидуального образовательного маршрута педагогов дошкольного учреждения;
  • Разработана  программа тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
  • Разработан проект «Внедрение современных  образовательных технологий, способствующих повышению  профессионального уровня педагогов»
  • Разработан проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».

14. Управление инновационным проектом  и  контроль за его реализацией

Управление        и        контроль осуществляет администрация        МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка»


Обоснование актуальности проблемы.

В современном мире главным вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В Законе РФ «Об образовании» обозначено, что дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к его качеству в дошкольном учреждении.  

Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации –организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией,  а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Управление качеством методической деятельности  в дошкольном учреждении предполагает непосредственно участие старшего воспитателя в разработке и апробации структуры и содержания инновационной деятельности.

Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

В условиях ФГОС ДОО переход к полноценному  инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления методической деятельности, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме.

При этом необходимы особые управленческие действия методиста по подготовке педагогов к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры. «Инновационная культура» - это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

.

Проблематике управления дошкольного образования посвящены работы отечественных и зарубежных учёных: В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвишиани, И.Н.Герчниковой, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, П.Друккера, А.Маслоу, Д Карнеги, К.Роджерса. Технологии управления разработаны в трудах, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы В.Н.Тарасюка, Б.С.Гершунского, А.В.Беляева, В.П.Беспалько, М.М.Поташника.

Анализ трудов показывает, что, хотя в них и раскрыты отдельные стороны проблемы управления образовательным учреждением, они в целом, не обеспечивают старшего воспитателя чётким, целостным представлением о сущности и путях реализации управленческой деятельности в условиях инновации. Недостаточная разработанность теоретических основ поставленной проблемы, а также практические потребности в организации деятельности дошкольного учреждения в условиях инновационного режима определили выбор темы данного опыта «Модернизация управления методической инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования».

Важное условие, способствующее повышению качества образовательного процесса в  ДОУ, - создание гибкой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью роста их педагогической компетентности.

Управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога и расширение педагогических возможностей всего коллектива  - главные ориентиры методической работы ДОУ в переходный период.

Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности, - на сегодня одна из актуальных задач в сфере образования. Её решение требует инновационного подхода к организации методической работы, направленной на развитие профессиональной мобильности сотрудников образовательного учреждения, раскрывающей новые возможности для самореализации, повышающей ценность педагогического труда.

Деятельность педагога есть деятельность, основанная на педагогической теории и педагогическом творчестве. Для того чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

А.С.Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчёркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.    

Новизна проекта заключается в поиске инновационных форм и методов работы с педагогическим коллективом, ориентирование методической работы на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса в ДОУ, содействие становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов коллектива, повышении уровня творческого развития педагогов в условиях введения ФГОС и реализации ООПДО.  Определение объективных  направлений и этапов  внедрения методических инноваций,  необходимых для повышения эффективности управления ДОУ. 

Цель проекта: Создание эффективной  модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях перехода на ФГОС ДОО.      

Основные задачи проекта:

В соответствие с намеченными целями были определены задачи:

  1. Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.      
  3. Сформировать положительное отношение  и потребность педагогов  в инновационной деятельности.
  4. Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
  5. Создать единую  систему  мониторинга.

  1. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.
  2. Выявить и распространить инновационный опыт.

Условия реализации проекта:

Внедрение инноваций в методическую деятельность ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:

  • организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов;
  • создан мониторинг образовательного процесса;
  • ведется планомерная работа по укреплению материально – технической базы.

 

Направления развития программы

Инновации в управленческой методической деятельности:

  • Разработка «Программы управления инновационной деятельностью в ДОУ в условиях ФГОС ДОО»
  • Создание «Центров» для комплексного решения инновационных проблем;
  • Создание «Банка инноваций»;
  • Формирование структуры модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
  • Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;

   Инновации в работе с педагогическими кадрами:

  • Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
  • Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
  • Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

  • Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги,  педагогические проекты, использование ИКТ.);
  • Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
  • Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
  • Использование педагогами инновационных авторских технологий;
  • Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.

 Инновации в содержании образования

  • Адаптация и внедрение новых  инновационных технологий;
  • Разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
  • Организация дополнительных образовательных услуг.

Этапы  и механизмы реализации проекта

I этап – информационно – аналитический /январь-февраль 2014 г/

Цель: Выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

Информационно-аналитическая  деятельность: 

  • Мониторинг инновационного потенциала педагогов, показавший, что не все сотрудники могут грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс в группе, но готовых,  к совершенствованию профессионального уровня и повышению педагогической культуры.
  • Мониторинг потребности педагогов в развитии;
  • Мониторинг удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ;
  • Диагностика имеющихся организационных и материально – технических условий ДОУ;  
  • Формирование     Банка инноваций педагогов ДОУ;
  • Создание «Центров» для комплексного решения инновационных проблем;

II этап – практический /март-май 2014г/

Цель: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

Планово-прогностическая деятельность:

Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:

  • Разработка модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
  • Организация работы «Центров» по выявлению проблем и прогнозированию результатов;
  • Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов  педагогического поиска;
  • Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта;
  • Разработка  Программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
  • Разработка проекта «Внедрение современных  образовательных технологий, способствующих повышению  профессионального уровня педагогов»
  • Разработка и внедрение проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».
  • Разработка программы «Первый раз в первый класс!» по организации сетевого взаимодействия со школой.
  • Разработка сценариев форм методической работы.

III этап – основной / июнь 2014- октябрь 2015г /

Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

  • Организационная деятельность:

Мероприятия по обучению педагогов эффективным инновационным технологиям в сфере дошкольного образования.

  • Использование педагогами инновационных авторских технологий;

  • Организация сотрудничества социальными партнерами;
  • Организация тематического контроля  по применению современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном поцессе.
  • Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, методический театр, педагогические проекты, использование ИКТ.);
  • Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
  • Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.

Регулятивно-коррекционная  деятельность:

  •   Организация работы «Центров»: по внедрению проектов и программ и использованию инновационных педагогических технологий;

  • по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный /ноябрь -декабрь 2015г/

Цель: анализ и  оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта. он предусматривает следующую работу:

  • Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
  • Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
  •  Подведение итогов проекта.

Этапы реализации Программы по развитию инновационного методического потенциала  коллектива ДОУ

Этап I. Информационно - аналитический (январь-февраль)2014г

Цель: выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.                           

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Продукты деятельности

Анкета «Оценка инноваций в МДОУ»

январь 2014г

Старший воспитатель

Справка по результатам анкетирования

Оценка реализации потребностей педагога в развитии  (Н.В. Немова)

январь 2014г

Педагог-психолог

Справка по результатам анкетирования

Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям»

январь 2014г

Старший воспитатель

Справка по результатам анкетирования

Создание инновационного банка

в течение реализации программы

Старший воспитатель

Характеристика инноваций и нововведений

Анкетирование педагогов

«Выявление результативности инновационной деятельности»

Провести диагностику «Оценка инноваций в МДОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (в конце учебного года)

февраль 2014г

Старший воспитатель

Справка по результатам анкетирования

Разработка вопросника для ежегодного анализа и отчета старшему воспитателю ДОУ, работающего в инновационном режиме

февраль 2014г

Старший воспитатель

Вопросник для отчета

Создание «Центра деловой активности»

февраль 2014г

Ст. воспитатель

Разработка:

- модели построения инновационной методической                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           работы в ДОУ. (Приложение Схемы 1-5)

Этап II. Практический  (март 2014г- май 2014г)

                 Организационно-педагогические мероприятия

Цель: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

                         II этап – практический (март 2014 г. –май 2014г)

Организация работы «Центров»

Создание системы тьюторского сопровождения  молодых педагогов;

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр пофессиона-льного становления»

Разработана  Программа тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;

Организация работы с педагогами -  «стажистами» по внедрению ИКТ.

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Информационно-коммуникати

вный центр»

Программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»

Организация методической работы по изучению и внедрению современных педагогических технологий.

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр

деловой активности»

Разработан проект «Внедрение современных  образовательных технологий, способствующих повышению  профессионального уровня педагогов»

Организация методической работы по самообразованию педагогов

в течение всего периода

 Ст. воспитатель

«Центр пофессиона-льной переподготовки»

Разработан проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».

Организация методической работы по повышению квалификации педагогов

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр пофессиона-льной переподготовки

План повышения квалификации педагогов на 2014-2015г

Организация планирования образовательного процесса:

-разработка алгоритма планирования индивидуального образовательного маршрута педагогов дошкольного учреждения;

 -разработка методического инструментария для педагогов и специалистов для подготовки и оформлению конспектов НОД, структуры анализа и самоанализа и методике его проведения;

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр

деловой активности»

Методический инструментарий к планированию НОД с учетом  ФГОС

(Приложение    )

   

   III этап – основной /июнь 2014г –октябрь 2015г./

Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

III этап – основной

Подготовка программно – методической базы для реализации проекта:

- Реализация проекта по самообразованию педагогов

в течение всего периода

Ст. воспитатель

 Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов через самообразование»

Реализация проекта «Внедрение современных  образовательных технологий, способствующих повышению  профессионального уровня педагогов»

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр

деловой активности»

Проект «Внедрение современных  образовательных технологий, способствующих повышению  профессионального уровня педагогов»

Реализация программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр профессионального становления»

Программа «Путь к профессиональному совершенству»;

Реализация программы психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Информационно-коммуникати

вный центр»

Программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»

Реализация плана повышения квалификации педагогов на 2014-2015г.г.

в течение всего периода

Ст. воспитатель

«Центр пофессиона-льной переподготовки»

План повышения квалификации педагогов на 2014-2015г.г.

Реализация программы «Первый  раз в первый класс!»

в течение всего периода

Ст. воспитатель

воспитатели подготовительных групп

Реализация программы «Первый  раз в первый класс!»

Систематизация

методических  и дидактических материалов

по обучению  воспитанников

Сентябрь - октябрь

Ст. воспитатель

педагоги

Подборка практического материала

Координация деятельности педагогов

Тематический контроль: «Применение современных образовательных технологий в воспитательно - образовательном процессе»

Сентябрь – апрель

Заведующий

Ст. воспитатель,

План контроля (Приложение 13)

Использование активных форм методической работы:

-мастер-классы;

-творческие мастерские;

-педагогические гостиные;

- Методический театр и др.

В течение уч. года

Ст. воспитатель

Фотоотчет

Представление опыта работы на районном и республиканском уровне

- Межрайонная сетевая школа воспитателей:

« Внедрение современных здоровьесберегающиех технологий в образовательном процессе ДОУ»

 «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, через внедрение инновационных педагогических технологий»  (2015г.)

 февраль

(2014)

декабрь 2015г

Заведующая

Ст. воспитатель

Педагоги

Программа сетевой школы воспитателей

Программа семинара

Организация взаимодействия с социальными институтами

Сентябрь – апрель

Ст. воспитатель, педагоги подготовительных групп

Программа сетевого взаимодействия ДОУ со школой.

(Приложение    )

IV этап – заключительный /ноябрь - декабрь 2015г/

Цель: анализ и  оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта.

                             IV - заключительный

Организация работы с педагогическими кадрами

Оформление методических материалов и разработок   организации работы

ноябрь

Ст. воспитатель педагоги

Организация процедуры мониторинга- отслеживанию промежуточных результатов реализации проекта

ноябрь

Ст. воспитатель

Сравнительный анализ / ноябрь - декабрь 2015 г./

Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО) на районном уровне

декабрь

Администрация Творческая группа

    План  мероприятия (Приложение  )

Подведение итогов работы по проекту, определение перспектив работы ДОУ

декабрь

Администрация

Творческая группа

 

                    Ресурсное обеспечение проекта

Методическое

Кадровое

Материально -      техническое

- Методическая литература по данной тематике;

- методический и практический материал для работы с детьми

- Использование Интернет - ресурсов

Заведующий

Старший воспитатель

Воспитатели

Специалисты

Медицинская сестра

Наличие в ДОУ:

-  методического кабинета

- физкультурно- музыкального зала

- спортивной площадки

- медицинского блока

-центров двигательной активности в групповых помещениях

- уголков релаксации

- кабинет логопеда и психолога

-пищеблок

Оборудование:

- спортивное

- медицинское

-оборудование для пищеблока

-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий

-для проведения коррекционно – оздоровительной работы

Имеющиеся ресурсы:

-компьютер

-ноутбук

-принтер

-проектор

-экран

-фотоаппарат

-телевизор

-видеомагнитофон

-интернет

-вебкамера

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
  • Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
  • Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении

инновационного педагогического опыта работы в районном, региональном и российском масштабе.

  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и  конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

Заключение

Предлагаемый проект является результатом деятельности педагогов ДОУ, которые заинтересованы в его развитии и желают реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в  области дошкольного образования  позволили выдвинуть идеи и планы, которые были заложены в проект, благодаря которым определись ее такие возможности как реалистичность, целостной и обоснованность. Многого удалось достичь. И мы продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта.

                                       

Список литературы

1.        Федеральный закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

3.        Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.

4.        Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3// сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2012.

5.        Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2009.

6.        Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.

7.        Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009.

8.        Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.

                                                                                          Приложение 3

Алгоритм  разработки индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста».

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

                  В современных условиях  особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов.  Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.

                 ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

              Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

           

  За основание для классификации ИОМ педагога может быть  принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.  

              Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

                При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

                    В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:  

1.      Самообразование педагога.

2.      Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3.      Участие педагога в методической работе ОУ.

                   Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

В маршруте педагог  может сформулировать:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой;  развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

              Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов.

              Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

                    Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута отличается универсальностью, поэтому начать работу по его составлению  можно с любого этапа.

1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.    

          Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ  по кварталам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.   

 В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

•        достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

•        субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

•        формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

            В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в

профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.

                В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог...  И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.

                                                             

                                                                           

 

                                                           

                                   

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

                                                    «Профессиональные достижения»

                             

                                                          Информационная справка

ФИО           Наследова Антонина Васильевна____________________________________________

 Должность          воспитатель _________________________________________________________________________________

Стаж педагогической работы                  35 лет _________________________________________________________________________________

Стаж работы в данном образовательном учреждении          25 лет _________________________________________________________________________________

Квалификационная категория             первая

_________________________________________________________________________________

Награды, звания, дата награждения          Грамоты,  Благодарности ________________________________________________________________________________

Задачи ДОУ:

1.Осуществление перехода на новую форму планирования  воспитательно-образовательного процесса, соответствующую ФГОС. Способствовать обеспечению развития кадрового потенциала через использование активных форм методической работы: обучающие семинары, мастер-классы, открытие просмотры; создание банка данных инновационных идей педагогов через ведение персональных сайтов и блогов.

2. Совершенствовать в ДОУ психолого-педагогическую работу по освоению образовательной области «СОЦИАЛИЗАЦИЯ».

3. Создание образовательных проектов совместно с родителями воспитанников детского сада, направленных на повышение педагогической компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья детей;

4. Использование ИКТ в ДОУ  с целью информационно-методического сопровождения  образовательного процесса.

5. Проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных образовательных маршрутов педагогов ДОУ

           Тема самообразования: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»

Цель: Развитие профессиональной компетентности

Задачи профессионального развития:

•        Изучение ФГОС, подготовка к его реализации

•        Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута дошкольника

•        Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, в планировании ОП

•        Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

                                  Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

                                            по развитию профессиональной компетентности

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Ожидаемые результаты:

Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя

Самообразование

-изучение специальной педагогической и психологической литературы;

-изучение новых образовательных стандартов.

- Изучение нового УМК и литературы, уяснение их особенностей и требований.

- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

-Участие в детских интеллектуальных Всероссийских конкурсах

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

март

-развитие профессиональных компетенций

- разработанные методические пособия.

- доклады - выступления

- разработка дидактических материалов, наглядностей

- разработка мероприятий по инновационным технологиям

-распространение  опыта в ДОУ, на районном уровне

Вельможный Вова

-Диплом Победителя

-2 место

Участие  в методической работе ОУ

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Выступление на педсовете с идеей по развитию речи младших дошкольников

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

октябрь

-повышение качества обучения

- распространение опыта среди коллег – педагогов ДОУ

- публикации в интернете

-Разработка методического пособия «Веселые пальчики»

- Создание картотеки «Дидактические игры по развитию речи»

-Изготовление дидактических игр по речевому развитию:

«Сухой бассейн»,

«Игры с прищепками»

-Консультация для родителей

«Развитие речи ребенка 3-4 лет»

- Папка – передвижка

«Учим ребенка говорить правильно»

-Публикация на сайте ДОУ: «С пальчиками играем – речь развиваем»

Развлечение: «Поможем Зайчику быть здоровым» - развлечение совместно с  группой «Маргаритка»

Проект «Чистюля»,

Проект «Будь здоров, малыш»

Январь

Февраль

Март

Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

-Пополнение уголка физкультуры  (с помощью родителей)

-Изготовить «Дорожки Здоровья»

 

Публикации на сайте ДОУ по ЗОЖ:

- Консультация для родителей в форме мастер – класса:

«Привитие  культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста»

-Круглый стол для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

-Презентация «Здоровьесбережение в режиме дня»

-Презентация проекта «Чистюля»

Работа в профессиональном сообществе

Курсы повышения квалификации по теме: «Научно-методическое сопровождение организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)

Участие в районном  конкурсе детского рисунка «Безопасность труда и Я»

Участие в мероприятии ДОУ «День Земли»

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Апрель – май 2015г.

Апрель

Апрель

Май

-развитие профессиональных компетенций в условиях ФГОС

-Создание предметно - развивающей среды в группе.

-Фотостенд для родителей «Хорошо у нас в саду»

-Фотостенд «Игра – основная деятельность дошкольника»

-Отчетное родительское собрание в форме занятия совместно с детьми: «Чему мы научились  за год?»

-Отчет по самообразованию на педсовете

Вывод:

 В результате проделанной работы по самообразованию повысился уровень педагогического мастерства и развитие профессиональных компетенций в условиях ФГОС.

Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Повысилось качество обучения, заметно вырос авторитет и популярность среди родител

                                                            Шиваракова Раиса Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство, как фактор повышения качества дошкольного образования.

Работа с дошкольниками – дело очень серьезное и интересное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребенок всецело зав...

Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования"  поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...