Семинар - практикум "Проектная деятельность в ДОУ"
методическая разработка на тему

Винникова Наталья Валерьевна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5»

Семинар – практикум для педагогов

 «Проектная деятельность в ДОУ»

Форма проведения: круглый стол

Разработала и провела:

Винникова Н.В. старший воспитатель

 МАДОУ «ДСКВ№5»,

 высшая квалификационная категория

г.Сосновоборск

2014

Семинар «Проектная деятельность в ДОУ»

Задачи:

• совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

• повышать методический уровень;

• способствовать творческому поиску.

Форма проведения: круглый стол.

ХОД СЕМИНАРА:

1. Введение

2. Упражнение «Квадрат»

3. Теоретическая часть:

-  «Проектный метод в деятельности педагога» - ст.воспитатель Н.В.Винникова

- «Планирование тематических проектов» - Е.А.Петрова, воспитатель средней группы «Д»

- «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» - О.Д. Черюканова, воспитатель старшей группы «Б»

4. Практическая часть

5. Подведение итога.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

         Сейчас в дошкольном образовании широко используется Интегрированный метод обучения, который  направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в практической деятельности.

        

Одним из методов интегрированного обучения дошкольников является использование метода проекта, позволяющего повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

Проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Выполняя следующее задание, мы проверим насколько вы друг друга чувствуете.

Упражнение «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения:

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза.

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проекты классифицируются по разным признакам:

  • по составу участников (групповой, подгрупповой, парный, семейный..);
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации (краткосрочный, долгосрочный).                                                           

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Проект - это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • подводит итоги
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

Процесс проектирования состоит из нескольких этапов.

Первый этап – определение цели.

На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап- разработка проекта

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.  Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап- выполнение проекта

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап-подведение итогов

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулируется проблема (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9.Подготовка к презентации. Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

 Практическая часть (составление проектов по подгруппам, обсуждение)

Вывод:

- Важным моментом работы по использованию проектного метода является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определения её значимости и необходимости для каждого его участника в отдельности, а так же и для образовательного учреждения в целом;

- Проектный метод – это верный путь обновления педагогического процесса, который, не только,  качественно повышает воспитательно – образовательный процесс в ДОУ, но и рейтинг ДОУ у родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровая технология(презентация к семинару "Игровая деятельность")

Данный материал можно представить на семинаре.Педагогам в доступной форме раскрыавются следующие понятия: игровая технология, игровые методы и приемы, активные методы обучения....

Семинар Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ: Инновационный аспект

ИТОГИ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ«МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ 3-Х – 7-МИ ЛЕТ»...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Практико-ориентированный семинар «Проектная деятельность в детском саду» обмен педагогическим опытом (дошкольные подразделения «Кояш», «Надежда», «Поколение» ) 9 февраля 2017 года Рефлексия

Практико-ориентированный семинар«Проектная деятельность в детском саду»обмен педагогическим опытом(дошкольные подразделения  «Кояш», «Надежда», «Поколени...

Семинар "Двигательная деятельность на зимних прогулках"

Двигательная активность - естественная потребность детей в движении удовлетворение который является условием их полноценного развития....