ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка ( группа) на тему
методическая разработка по развитию и становлению дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Год принятия | Название документа, Организация его выпустившая | Структура | Основные положения | Вопросы управления |
20 декабря 1917 | Декларация "О дошкольном воспитании" | Система дошкольного воспитания должна “являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования”. Общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие. Несмотря на крайне тяжелые условия интервенции и гражданской войны. Этот документ определил основные понятия советского дошкольного обучения: бесплатность и доступность | ||
1918 | Положение о Единой Трудовой Школе | I.Общие положения об Единой Трудовой Школе; II. Основные начала школьной работы; III. Порядок и условия школьной работы; IV. Основные принципы самоуправления ЕТШ; V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь | Положение о ЕТШ подтвердило принцип единства и преемственности всех звеньев системы народного образования. В положении указывалось, в частности, что к единой школе присоединяется детский сад. | |
1919 |
I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию | Было решено, что нуждам работающей матери наиболее соответствует детсад с 9—10-часовым пребыванием ребенка, функционирующий круглый год. | ||
1919 | Инструкция по ведению детского сада и очага | Первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе», заложены основы организации жизни и работы дошкольных учреждений, как одного из важнейших факторов воспитания детей, раскрепощения женщины и вовлечения ее во все сферы социалистического строительства. | ||
1920 | "Декларация Наркомпроса по дошкольному воспитанию" | Дошкольное воспитание — “одна из насущнейших задач нашей борьбы”; в этой же декларации все отделы народного образования, педагоги, родители, профессиональные союзы горячо призывались понять всю важность этой задачи и приложить к ее решению максимум сил и забот. | ||
1921 | II Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию | Выдающийся сов педагог П. П. Блонский в специальном докладе “Системы дошкольного воспитания» дал общий обзор сложившихся систем воспитания дошк-ков, раскрыл их классовую сущность и показал, что, только опираясь на марксистскую теорию, можно создать научную педагогику | Обсуждались главным образом вопросы содержания и методов работы в дошкольных учреждениях; Съезд принял решение о выработке марксистско-ленинской системы дошкольного воспитания “будущих строителей и борцов за осуществление коммунистического общества”. | |
1924 | III Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию | Основные вопросы: Основные типы дошкольных учреждений. Проблема совершенствования содержания и методов работы дошкольных учреждений, критика системы М. Монтессори, системы Ф. Фребеля. Педологическая "Программа изучения ребенка или детского коллектива" | ||
1928 | IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию | Был поставлен давно назревший в практике дошк-ых учреждений вопрос о необходимости создания программы для дет садов — программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков и знаний для каждой возрастной группы | ||
1934 | Первый проект программы работы дошкольных учреждений | Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей(1. Общественно-политическое воспитание в дошк-м учреждении; 2. Труд вос-ие; 3. Физ воспитание; 4. Музыкально-двигательная работа; 5. Изо-ая деятельность; 6. Математика; 7. Грамота) и II — по “организующим моментам”( представляла собой основу для планирования. Для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 “организующих моментов”, например: участие в революционных праздниках, организация уголка книги и т. д.) | Программа упорядочивала работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее. Однако эта программа не была освобождена от недостатков. В ней не учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, особенно по разделу “Общественно-политическое воспитание”, не отводилось должного места игре и развитию речи. | |
1938 | Устав детского сада | В “Уставе” было записано, что цель вос-я в детском саду — это всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, определялись типы детских садов, их структура. Были сформулированы санитарно-гигиенические требования к питанию и помещению детского сада. Указывалось, что вся работа в детском саду должна проводиться на род. языке детей. | ||
1938 | Руководство для воспитателя детского сада | Материал “Руководства...” включал в себя введение и семь глав: “Физическое воспитание”, “Игра”, “Развитие речи”, “Рисование”, “Лепка и занятия с другими материалами”, “Музыкальное воспитание”, “Знакомство с природой и развитие первоначальных матем-х представлений” | ||
1943 | Постановление о создании специальных санаторных детских садов | Дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью, вся работа таких садов строилась в соответствии с состоянием здоровья детей. | ||
1944 | Постановление СНК СССР “О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» | Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации. | ||
1944 | Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям” | Указом предусматривались меры по усилению охраны детства и материнства, устанавливалось почетное звание “Мать-героиня” и учреждались ордена “Мать-героиня”, “Материнская слава” 1-й степени и “Медаль материнства”. | ||
1944 | Устав детского сада | Устав, детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы | ||
1944 | Руководство для воспитателя детского сада | Руководство содержало программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы. | ||
1949 | Всеобщее обязательное семилетнее образование. | Это было обеспечено значительным увеличением количества семилетних школ во всех республиках Советского Союза, а также созданием лучших условий для посещения детьми школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и т. д.). | ||
1949 | Постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы» | К строительству детских садов привлекалась широкая общественность, было указано на необходимость активизации методической работы в них и подготовки квалифицированных кадров | ||
1953 | Руководство для воспитателя детского сада | Раскрывалось содержание и методы воспитания КГН; даны упр-я утренней гимнастики и перечень подвижных игр; усилено значение умственного восп-я детей; большое внимание уделено развитию мыш-я и речи детей, расширению их знаний о жизни людей и природе, развитию у них внимания, памяти, воображения, первоначальных представлений о числе, форме, величине предметов, развитию умения наблюдать, внимательно слушать, делать сравнения, высказывать суждения, сосредоточенно заниматься | Центральной для всего “Руководства...” была мысль о ведущей роли воспитателя, были сформулированы требования к воспитателю в отношении теоретической подготовки, повышения идейно-политического уровня, указывалось на необходимость овладения педагогическим мастерством, передовым опытом. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме - на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада. Знач-но большее, чем раньше, место отводилось игре, подчеркивалось ее знач-е во всестор-ем воспитании детей. | |
1955 | Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (Утверждена Мин-вом просвещения РСФСР | |||
21 мая 1959 | Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию детских дошк-х учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста” | |||
1960 | Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде (утвердил Совет Министров РСФСР) | Ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошк-го возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух мес до семи лет. Эти дет. учреждения могут создаваться как в системе органов народ. образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. | ||
1960 | Институт дошкольного воспитания (По решению Совета Министров при Академии педагогических наук РСФСР ) | Проведение исследований в области дошкольного воспитания, обобщение передового опыта, совершенствование содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. | ||
1971 | Приказ Мин. Просвещения СССР «Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений» | Ввести в действие Тип. штаты детских садов и Тип. штаты яслей-садов с 1 марта 1972 года. Установить, что дет. сады и ясли-сады могут быть с 9-часовым, 10-часовым, 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей при шестидневной раб. неделе с одним выходным днем и с 9-часовым, 10,5-часовым, 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе с двумя выход-и днями. Установить след-ю наполняемость групп в ДУ: в ясельных группах детей в возрасте до 1 года и в санаторных ясельных группах (для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза) - 10 детей; в ясельных группах детей от 1 до 3 лет, в ясельных смешанных группах и в санаторных дошкольных группах - 15 детей; в дошкольных группах от 3 лет и старше - 20 детей; в группах детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны речи, - 15 человек, в группах детей с тяжелыми нарушениями речи и детей, страдающих заиканием, - 12 человек; в группах детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих детей) - 10 - 12 человек. | Заведующие одно-двухгрупповыми детскими обязаны вести воспит-ую работу с детьми в группе в течение 3 часов в день. Поэтому в указанных детских садах при шестидневной рабочей неделе количество воспитателей сокращается на 0,5 единицы и при пятидневной рабочей неделе - на 0,4 единицы. В одногрупповых дет садах с 9-часовым пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе кол-во воспитателей Должности: ночная няня, бухгалтер, повар, машинист, слесарь-электромонтер, конюх-возчик или шофер, дворник, садовник, сторож, уборщица-няня, сурдопедагог, логопед. сокращается на 0,25 единицы. | |
1973 | Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (принят Верховным Советом СССР) |
Право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в СССР. Международные договоры | Сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках. Ст.15. Детские дошкольные учреждения. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошк. возраста и оказания необходимой помощи семье планомерно развивается сеть дет. яслей, дет. садов, детских яслей-садов общего и спец.о назначения и других дет. дошк. учреждений. Ст. 16. Задачи дошкольного воспитания. Дет. дошк. учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее, гармоничное раз-е и восп-е детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физ. и эстетич. воспитание, развивают познават-ые интересы и способ-ти, воспит-ют у детей любовь к природе, род. краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе. Ст.17. Пед. руководство дет. дошк-ми учрежд-ми, их медицинское обслуживание. | Пед. руководство и обеспечение пед. работниками ДДУ, независимо от их ведомственной подчиненности, осущ-ют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы. Лечебно-проф-ую и санитарно-гигиеническую работу с детьми в ДДУ осуществляют в установленном порядке Мин-во здравоохранения СССР, мин-ва здравоохранения союзных и автономных республик, их местные органы, а также мин-ва, гос. комитеты и ведомства, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Обеспечение ДДУ, независимо от их ведомственной подчиненности, медицинскими работниками осуществляют соответствующие органы здравоохранения. |
1974 | Закон РСФСР « О народном образовании» |
Право иностр-х граждан и лиц без гражданства на получение образования в РСФСР. | Ст.22. Детские дошкольные учреждения планомерно развивается сеть дет. яслей, дет.. садов, дет. яслей-садов общего и спец. назначения и других дет. дошк-х учреждений. Ст. 23. Организация детских дошкольных учреждений. Разрешение на организацию детских дошкольных учреждений дается исполнительными комитетами соответствующих Советов по месту организации детского дошкольного учреждения. Ст.24. Положения о детских дошкольных учреждениях Ст. 25. Задачи дошкольного воспитания Ст. 26. Пед. руководство ДДУ Ст. 27. Медицинское обслуживание детских дошкольных учреждений Ст. 28. Обеспечение подвоза в детские дошкольные учреждения детей, проживающих в сельской местности Ст.29. Родительский комитет при детском дошкольном учреждении Ст. 30. Организация шефства над детскими дошкольными учреждениями | Педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, Министерство просвещения РСФСР, министерства просвещения автономных республик и их местные органы.
|
1977 | Конституция (Основной закон) Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва |
| Ст. 45 Конституции СССР гласит: “Граждане СССР имеют право на образование” Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования”. | |
1984 1985 | Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» «Положение о детском дошкольном учреждении» (Приказ Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16) |
Права и обязанности раб-ов ДДУ
Контроль и руководство деятельностью ДДУ | Осуществить меры по дальнейшему раз-ю общественного дошк. восп-я детей, улучшить работу по всестороннему раз-ю детей дошк. возраста и обеспечить подготовку их к обучению в школе. разработать и ввести в 1984 - 1985 годах тип. программу воспитания и обучения детей в дет. саду, программно – метод. документы, учебники и учебно - наглядные пособия. разработать и утвердить положение о ДДУ и ввести его в действие с 1 января 1985 г. во всех ДДУ, независимо от их ведомственной подчиненности. Установить с 1 июля 1984 г.: нормы питания детей в ДДУ; плату за содержание детей в ДДУ. Минздраву СССР, Мин-ву легк. промышленности, АПН, Мин-ву просв-я, создать при Министерстве просвещения СССР общесоюзный межведомственный совет по вопросам общественного дошкольного воспитания в составе представителей Министерства здравоохранения СССР, | |
1989 | Концепция дошкольного воспитания (Одобрена |
| Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства. В ней обозначены четыре осн. принципа, кот-е явл-ся основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация, развивающий характер образования, индивидуализация воспитания и обучения, деидеологизация дошкольного образования ( приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада) | |
1989 | Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) | Состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей, которыми они обладают рождения и до достижения совершеннолетия — 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. | Конвенция определяет задачи гос-ва, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Конвенция ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. | |
1991 | «Временное положение о дошкольных учреждениях» (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119) | Определило в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка | ||
1992 | Закон « Об образовании» | |||
1995 1997 | Типовое положение о ДОУ |
| Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», настоящим Типовым положением и его уставом. Общее руководство ДОУ осуществляет Совет педагогов. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетентности опред-ся уставом ДОУ. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующий. Наём (приём) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной пор | |
1998 | Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка(Принят |
| Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. | |
2008 | Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении». |
| Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих гос-но-общественный характер управления ДОУ. Формами самоуправления ДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, пед. совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий. | |
2009 | ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Утверждены |
| ||
2010 | Письмо Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 №03 – 248 |
| ||
2011 | Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобраз-ой программы ДО(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва) | Настоящие Требования включают семь групп требований:1) требования к кадровому обеспечению;2) требования к материально-техническому обеспечению;3) требования к учебно-материальному обеспечению;4) требования к медико-социальному обеспечению;5) требования к информационно-методическому обеспечению;6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;7) требования к финансовому обеспечению/ | ||
2011 |
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва) |
| Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ. Формами самоуправления ДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, является попечительский совет, общее собрание, пед. совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-435089-1444218459.jpg)
Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,
Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-694552-1445966469.jpg)
"Значение дошкольного воспитания в развитии личности". "Воспитание дошкольников". г. Чебоксары, 2014г.
Дошкольное воспитание-это основа для развития личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-827131-1475860266.jpg)
проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
Проектная деятельность в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы детского сада № 5 «Колокол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-951807-1510490777.jpg)
таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста
таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста...
Таблица развития дошкольников
В таблице представлено краткое развитие детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1116360-1550476260.jpg)
Курсовая работа на тему "Развитие дошкольного воспитания"
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших у...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....