Педсовет по использованию деятельностных технологий
материал ( группа) на тему

Кытманова Нина Петровна

Педсовет проведен по итогам работы творческих групп врамках введения в деятельность технолгий, обеспечиающих работу с детскми интересами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных педагогических технологий, обеспечивающих поддержку детской инициативности и самостоятельности».

Цель:  выявление  эффективных  педагогических практик педагогов ДОУ,  для систематизации и представления их  коллегам как опыта работы в рамках введения ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Актуализировать для педагогов вопрос о позиции воспитателя (специалиста) в работе с воспитанниками как одного из условий становления детской инициативности и самостоятельности.
  2. Заслушать и обсудить педагогические практики педагогов ДОУ в контексте требований ФГОС ДО:
  • « Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная  педагогическая технология»
  • Проектная деятельность в ДОУ
  • Исследовательское обучение
  1. Определить наиболее эффективный в рамках Стандарта опыт работы для его дальнейшей систематизации и представления педагогическому сообществу

1слайд   Почему эта тема стала для нас  с вами  актуальной?

Во ФГОСе  красной  нитью проходит и как результат, и как принцип работы – инициативность, самостоятельность, т.е. выпускник с такими  качествами, человек, который  необходим в современных условиях.

Анализируя ситуация у себя, мы видим, что нашим педагогам не хватает профессиональной компетентности для того, чтобы работать с детскими интересами, интересами семьи, создавать условия для возникновения и становления инициативности, как качества человека.

        На наш взгляд такая компетентность педагога в первую очередь, заключается в

  1. умении видеть детские интересы,
  2. поддерживать детскую инициативу,
  3. создавать условия для самостоятельности.

Уже разработав этот семинар для своих педагогов, мы с Е.В. поработали на краевом семинаре по вопросам введения ПС педагога.

Н.Ф.Логинова, которая работала с нами и которая курирует эту работу в ИПК РО, сделала очень важную фиксацию: большинство педагогов, включившись в освоение и реализацию образовательных стандартов и даже,  изучив содержание документов, и пытаясь встроить принципы стандартов в свою практику, не получают необходимого результата, потому что не поменяли свою позицию и во взаимодействии с детьми, и в подходах к организации образов. Процесса.

        Именно поэтому мы посчитали очень важным эту тему отработать с нашими педагогами.

        Чтобы начать  выяснять, какие позиции сегодня должен занимать педагог,  работая с детьми, давайте определимся: что же такое инициатива, инициативность, самостоятельность… кто хочет высказать свое понимание???

   Работая с литературой и обсуждая с педагогами свое понимание, мы выделили для себя такие определения….

Инициативность - способность преодолевать

наличную ситуацию в соответствии

с собственным замыслом

что же необходимо, чтобы инициатива появлялась, разворачивалась  и реализовываласьи какими качествами должен обладать ребенок, педагог, человек???

Если обобщить, что сейчас сказано, можно выделить следующие характеристики: читаю со слада…

На наш взгляд, именно содержательность детских интересов и работа с ними является для педагога ключевым для собственных изменений, для пересмотра своей позиции в образовательном процессе, для понимания, как себя надо позиционировать для решения разнообразных задач.

Обратившись к общепринятому пониманию вопроса «позиция педагога» в работе с детьми, мы для себя зафиксировали, что …(читаю со слайда)

        Рассмотрев общепринятую точку зрения и соотнеся ее со своей деятельностью, мы выделили следующие характеристики, которые условно назвали «формализованные или обобщенные позиции в деятельности педагога: кто попробует их сформулировать конкретнее??7

Потом читаю

Первая позиция - дистанционная, то есть определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую дистанцию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов, чаяний учащихся как своих собственных.

Вторая позиция - «уровневая» - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, то есть это расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: «под», «над», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ученика, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой учитель превращается в обслуживающий персонал, потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» - это признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция - кинетическая («кинетика» - движение), характеристика предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе». Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих учеников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь не может быть. В главном - педагог «впереди», в мелочах - «сзади», в целом - «вместе» с детьми идет по жизни учитель, преодолевая с ними все её препятствия.

Мы предположили, что ….читаю со слайда.

Разрабатывая и конкретизируя вопрос «позиции педагога»  в привязке к детской инициативе, мы для себя определили, что в разных видах образовательной деятельности степень детской инициативы (и инициативы любого субъекта образовательного процесса) будет разной.

Как вы думаете, где будет больше детской инициативы???

Конечно же в самостоятельной детской деятельности. Когда мы специально планируем в распорядке дня время для самостоятельной детской деятельности и создаем условия для ее возникновения и осуществления детьми, в большинстве случаев это самодеятельная детская игра: отобразительная, ролевая, сюжетно-ролевая -  то есть  специфичная для возраста.

Давайте посмотрим сюжеты  фильма, который очень хорошо назван

«Возвращение игры» (фильм снят по инициативе Л.В.Свирской, которая давно и плодотворно работает с вопросами детской инициативности и самостоятельно)

Какие позиции педагога вы увидели в сюжетах????

Верно: (конечно) активный (заинтересованный) наблюдатель, помощник, партнер.

Эти позиции  педагога в определенных ситуациях становятся одним из условий поддержки детской инициативности и развития детской игры.

        А что же происходит в совместной деятельности взрослого и детей??

На наш взгляд именно здесь у ребенка формируются способы инициативного поведения. И если педагог на будет замечать детские интересы и работать с ними, занимая определенные позиции, в игре (любой самостоятельной детской деятельности) инициатива не случиться.

Для нас стало очень важно, учитывая общепринятое  понимание (толкование)  позиции педагога, о чем мы говорили выше, определить и конкретизировать ролевые позиции педагога, которые точно работают на детские интересы, детскую инициативность и самостоятельность.

        Например,  Лев Борисович Ительсон дал такую характеристику типичных ролевых позиций педагога:

  1. информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
  2. друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;
  3. диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  4. советчика, если он использует осторожное уговаривание;
  5. просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;
  6. вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.

Какие можем назвать мы???....

        Наше определение и понимание ролевых позиций педагога основано на содержании деятельности педагога в рамках социо-игровой педагогики.

Вместе с нашими педагогами мы сегодня фиксируем для себя и опробуем в практике следующие ролевые позиции ( их больше в СИПе, но для важно удерживать рамки инициативности и самостоятельности.

        Мы попытались определить, где, как и через что могут проявляться эти ролевые позиции, в каких ситуациях они будут условием  возникновения детской инициативы, детского инициативного поведения.

Проговариваю  слайд…

        Третий вид образовательной деятельности, которому во ФГОСе  определена важная роль в ОП и развитии ребенка.

        Мы считаем, что взаимодействие с семьей не будет эффективным (в контексте развития ребенка) , если мы не будет придерживаться следующего алгоритма: читаю со слайда.

И на каждом этапе взаимодействия педагог должен грамотно занимать определенную позицию: со слайда.

        Ведь посмотрите:

  1. Если я эрудированный рассказчик, то будет достоверная информация, а не слухи ли даже сплетни,
  2. Если я компетентный специалист, то будет научение родителя в рамках его родительских воспитательных дефицитов, а не поучение по любому нужному и ненужному поводу,
  3. Если я заинтересованный партнер, то будут совместные интересные дела и родительская инициатива,  а не принуждение и диктат (в первую очередь в бытовых вопросах)
  4. Если я равноправный участник, то будет совместная деятельность в интересах конкретного ребенка, а не перекладывание ответственности за результат.

В разном содержании взаимодействия определенная позиция поможет педагогу  увидеть и поддержать и родительскую инициативу, которая будет работать на ребенка, его развитие.

Проект  решения:

  1. Педагогам осуществить   открытые показы педагогической  практики  в учреждении

Срок:

До конца учебного года

  1. Старшему воспитателю организовать и сопровождать представление  опыта  работы педагогов по использованию  игровых и исследовательских технологий в рамках ГМО ДР.

Срок:

Февраль-март 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...

«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.

Использование новых деятельностных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. В современной дошкольном учреждении, наиболее распространенными остаются к...

«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.

Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы....

Проект физкультурно-спортивной направленности с использованием деятельностных технологий в рамках преемственности дошкольного и начального образования. «БУДЕМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, И ИГРАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ»

ЦЕЛЬ:  формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизниЗадачи:1.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.2.Воспитывать у дошкольников ценностей здоров...