Инновационная деятельность ДОО
статья ( группа) на тему

Чернякович Жанна Валерьевна

Инновационная деятельность в образовательном учреждении прежде всего нужна для перестройки  от прошлой авторитарной системы к сегодняшной личностно-ориентированной модели развития индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_innovats.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационная деятельность ДОО

              Детский  сад –это особое место. Здесь способен работать лишь человек с душой ребенка. Ну, а повзрослевшие и не замечающие за собой этого взрослые- воспитатели, вместе с детьми заново учатся радоваться простым вещам: солнечным лучам, льдинке, тающей на ладошке, порхающему в вальсе бабочке …Так случается в нашей жизни, что, став взрослыми, мы часто забываем, что это значит жить настоящим. Одни живут воспоминаниями, другие мыслями о будущем, но только тот, кто живет настоящим, обретает счастье. Дети редко заняты воспоминаниями и почти никогда не тревожатся о будущем, они, как никто, обладают способностью жить «здесь и сейчас».И наши Наташи, Вани, Кати, Миши пробуждают у нас фантазию, творческий интерес, здоровый образ жизни, любовь к животным …одним словом, расширяют круг познания, что способствует обретению « минуты счастья».

        Эти « минуты счастья» наступают у каждого  сотрудника МБДОУ

 центра   № 10 - каждый день. Дети и взрослые «по -новому» (необычно, творчески, с  « искоркой») проживают их с утра и до вечера. Ведь каждый из них  в течение дня общается, учится, познает друг  друга.

       Наш коллектив понимает, что инновационная деятельность в образовательном учреждении прежде всего нужна для перестройки  от прошлой авторитарной системы к сегодняшной личностно-ориентированной модели развития индивидуальности ребенка. Мы хорошо усвоили, что  качественные изменения в деятельности МБДОУ центра № 10  происходят тогда, когда весь коллектив воспитателей, специалистов и руководителей занимаются поиском и освоением инноваций –основным механизмом оптимизации развития.

   Создание условий для развития творческого потенциала ребенка  является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания. Поэтому задача – создать коллектив единомышленников, творчески относящихся к своему делу и ориентированных на развитие инициативного, активного, любознательного ребенка была самой необходимой и значимой еще много лет назад когда  мы решили внедрять в своем детском саду программу «Радуга».

        Программа « Радуга» ставит перед педагогами детских садов  цель: на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как  воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Эти цели можно достичь, если воспитатель  поддерживает творческую инициативу детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам. Ведь  креативность  ребенка ( способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта- по определению Э.Фромма) не является наследственным приобретением, т.е. его надо развивать.  

       Естественно, это возможно при четко и системно налаженной методической деятельности, организации исследовательской работы с коллективом педагогов.

     Повышение  уровня педагогического мастерства, компетентность и эрудиция, освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания; повышение уровня общедидактической  и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательской работы с детьми, обмен опытом, оказание реальной, действенной помощи в повседневной практической деятельности , в конечном счете, способствовало повышению качества и эффективности  образовательного процесса. Но, этих форм методической деятельности оказалось недостаточно для  кардинального улучшения. Утверждение гуманных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, создание фундамента полноценной школьной готовности на основе творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников  мы нашли в технологии ТРИЗ.

Парциальная программа данной  технологии « Росток» А.М.Страунинг  много лет помогает нашим детям познавать окружающий мир, развивать речь и творческое воображение. Дети с удовольствием играют, придумывают сказки на фантастические темы. В клубе «Тризенок» старшие дети составляют творческие проекты улучшения бытовых предметов, придумывают несуществующих животных и рассуждают об условиях жизни животных и растений, изготавливают мини- ландшафты, игровые макеты « Доисторический мир»,  « Динозавры», «Река жизни», «Древнерусское селение» и др.

 Эта технология помогла раскрыть наши неиспользованные ресурсы не только в работе с детьми, но и в работе с педагогическими кадрами. Методическая работа при наименьших затратах достигала оптимальных результатов. Особенно актуальными стали интерактивные  методы взаимодействия руководителей (заведующего, старшего воспитателя) с педагогами, направленные на саморазвитие, самосовершенствование. К традиционным  смотрам-конкурсам, кроткосрочным семинарам-практикумам, обмену опытом, взаимопосещениям, добавились активные формы обучения: деловые игры, тестирование, анкетирование, методы мозгового штурма и контрольных вопросов, решения  педагогических противоречий , творческие отчеты и мини-презентации. От этих методических   мероприятий коллектив  в конечном итоге пришел к углубленной исследовательской, творческой деятельности – к плановой работе творческих  и проблемных групп по игровой  деятельности и предшкольной подготовке. Появились воспитатели использующие в своей деятельности  другие инновационные технологии : проектный метод, развивающее и проблемное обучение, совместная партнерская деятельность.

      Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, создание развивающей среды- главные аспекты работы педагогов с детьми.

      Все компоненты предметно- развивающей среды МБДОУ центра

№ 10 включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательно- речевого, художественно-эстетического и социально-нравственного развития детей, которые обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности по интересам в сочетании с возможностью уединения. К ним относятся: мини- музей старины, физкультурно-музыкальный зал, логопункт, комната театральных кукол, уголки психологической разгрузки, мини-уголочки :«семейная гостевая», «сенсорика»,  «конструкторское бюро», «сказкоград», «звукознайка»,библиотека, театр игрушек. Все эти созданные педагогами и специалистами развивающие компоненты способствуют тому, что у детей присутствует постоянное стремление узнать как можно больше об устройстве мира, процессах развития живой и неживой природы. Дети,  активно участвуя в игровых упражнениях, играх-импровизациях, опытах и экспериментах в специально организованной среде и на участке, проверяют, уточняют и развивают свои знания и умения.

   Главное  в работе с детьми – доброта. Она не подвержена никакой моде, методам и формам работы. Коллектив уверен в том, что без доброго отношения к детству будущее обречено на непредсказуемые аномалии. Поэтому отношения взрослых с детьми строятся в условиях формирования у детей механизма защищенности, способности к преодолению трудностей, уверенности в своих силах. Педагоги понимают, что в воспитании ребенка очень важно сформировать ему  

«опыт успешности». Если ребенок поймет, что он может  добиться успеха хотя  бы в чем-то одном, то за любое другое дело он будет приниматься с большей уверенностью в собственных силах.  Поэтому задача  создать условия для формирования психологической самостоятельности ребенка  принимается всеми сотрудниками: каждому предоставляется возможность выбора видов деятельности в соответствии с интересами и потребностями ребенка.

      Созданы условия для личностно-ориентированного общения с детьми: используются инновационные педагогические технологии, используются разные формы организации детского коллектива и широкий выбор средств и способов вовлечения  в разнообразные виды деятельности: игровую, продуктивную, поисково-исследовательскую, познавательную. Занимательные опыты, эксперименты, поиск необходимой информации и материалов, взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеры), создают особую атмосферу в группах, которая помогает каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

     Руководящая деятельность заведующего учреждением  по сплочению коллектива, решению проблем создания развивающей среды  и доброжелательного  психологически комфортного микроклимата в каждой возрастной группе и для каждого воспитанника, посещающего МБДОУ центр № 10  заслуживает высокого уважения.  Ее позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям педагогов, внимательное, заинтересованное отношение к педагогическим поискам, своевременная поддержка, положительная оценка практической значимости интересных педагогических находок окрыляет каждого педагога.

       В таком позитивно настроенном коллективе, с хорошим опытом создания творческой образовательной среды, основанной на создание научно-методической базы по проблемам творчества и развития креативного потенциала личности педагога , использование комплекса мероприятий творческого характера по обучению педколлектива сделало возможном проведение эксперимента в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования по апробации программы обучения русскому языку детей старшего возраста для которых русский язык не является родным (Елецкого госуниверситета им. И.А.Бунина)

 с октября 2007 года по май 2008 год.  В нашей станице больше всего компактно проживают турки- месхетинцы. В их семьях почти не звучит русская речь, и поступают они  часто в наш  детский сад не понимая русского языка. Наша задача - помочь  освоить детям русский язык до поступления их в школу. В течение ряда лет коллектив педагогов работал с этими детьми, не имея специальной программы.  Диагностическое обследование, подбор речевого материала, учет возможностей детей, дифференцированный подход к каждому ребенку в обучении русскому языку осуществляли квалифицированные воспитатели и специалисты

( учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) учреждения.

         Как проводилось обучение? Развивающая среда, созданная руками воспитателей достаточно привлекательна, интересна и разнообразна: настольно-печатные, сюжетно-ролевые, математические игры различного содержания, центры экспериментирования, уголки релаксации ждут детей. Мини-музей старины, «комната сказок» с театрализованными куклами,   всегда готовы принять ребят для проведения вечеров развлечений, посиделок и других интересных дел. В группах организованы книжные уголки с  материалом для развития речи детей: развивающие игры, наборы открыток, картин, детские иллюстрированные книжки, энциклопедии, журналы, альбомы, иллюстрации, специально подобранные изображения предметов окружающего и природного мира в файлах. Игровые макеты помогают детям составить описательные, повествовательные рассказы и организовать режиссерские игры. Для активизации речи, речевого общения в каждой возрастной группе созданы центры речевой активности, где собраны игры по развитию речи: пальчиковые, словесные, коммуникативные  игры, схемы и опорные модели для составления различных сказок, реальных историй,  рассказов из  личного опыта.  В процессе обучения детей русскому языку большое место педагоги отводят как специально организованным занятиям по развитию речи, так и занятиям по другим видам  детской деятельности: игры, моделирование, экспериментирование, занимательные задания, которые позволяют поддерживать интерес и работоспособность детей с неустойчивым вниманием. Из опыта прошлых лет мы знаем, что  такие дети чувствуют себя намного увереннее в продуктивной и в двигательной деятельности, где им меньше приходиться разговаривать. Освоиться и быстрее приучить ребят к дисциплине и правилам поведения помогают мамы, некоторые присутствуют с детьми на занятиях, переводят своим детям речь воспитателя, вместе выполняют задания, т.е. помогают быстрее освоиться, адаптироваться к детскому саду и новой речевой среде.  Все воспитатели используют в  обучении русскому языку самостоятельно изготовленные словарики  турецкого языка, куда заносят элементарные выражения, слова обозначающие действия, бытовые предметы и т.д. Эти словарики хорошо помогают и ребенку, и педагогам.

 Также воспитатели разработали на каждого ребенка индивидуальные планы обучения русскому языку, где отмечали проблемные моменты, усвоенные детьми речевые навыки и умения, пожелания родителей…

    Доброжелательная обстановка, открытые сердца сотрудников, искреннее общение со сверстниками  помогают детям, не владеющим русским языком, учиться правильно произносить слова, составлять предложения, пересказывать сказки и составлять новые. Этому способствуют изготовленные детьми и воспитателями фризы: «Окружающий мир», «Лес и озеро», панно «Мир вокруг», «Дерево жизни», «Семейные гербы». А выставка из 16 семейных гербов произвела на детей прекрасное впечатление. Таких интересных проектов было еще немало: это и выпуск  совместный стенгазеты «Семейка», изготовление стенда спортивных достижений «Мы- олимпийцы» и другие не менее ценные педагогические мероприятия.  Ежегодно мы  устраиваем выставки национальной одежды, посуды, бытовых предметов в нашем мини-музее.  Всегда весело и полезно для общего развития всех  детей и взрослых проходят посиделки: «кубанские песни»,  « татарские узоры», «турецкие танцы». Часто дети приносят из дома фотографии, предметы украшения национальной одежды (туфли, платки, монисто, шапочки-таблетки) и  др., про которые рассказывают и взрослые и дети. С большим желанием многие  из наших воспитанников и их родители участвуют  в оформлении  декораций к театрализованным постановкам – рисуют, клеят, лепят, составляют сценарии сказок, участвуют в несложных ролях. Часто мы вспоминаем театрализованную постановку «Восточная сказка», где дети играли роли султана, падишаха, гостей из разных стран: пели, танцевали на персидском, таджикском, турецком и украинском языках и потом, долго еще наряжались и обыгрывали эту совместно сочиненную сказку. Постановка сказки сплотила детей и родителей, явилась образцом доброжелательного отношения к людям разной национальности.

       Многие мамы этих детей помогают воспитателям в организации дней рождения детей, традиционных сладких вечеров и даже в улучшении материальной базы, так, совсем недавно подарили детскому саду -6 детских мотоциклов на радость всем детям.

        Результаты эксперимента таковы:

  • дети начинали  полноценно  понимать человека, разговаривающегося на русском языке,
  • дети стали  организованнее, увереннее в себе самом,
  • начали понимать правила поведения и выполнять их,
  • общаются не только между собой, но и со всеми детьми, со взрослыми ;
  • появились симпатии, привязанности и даже друзья,
  • не стесняясь, мальчики (особенно они) могут отвечать на разные вопросы, рассказывать небольшие сказки, читать наизусть стихи.

       За всем этим - большой труд педагогического коллектива, который грамотно планирует воспитательную работу и выстраивает новые отношения с родителями. Работают в группах родительские сообщества: педагогическая лаборатория «Первоклассник», клуб  «Папина мастерская», «Мамина школа». Их девиз прост: уважайте людей, которые вас окружают, дружите с ними. Воспитатели через деловую игру ненавязчиво преподносят родителям уроки культуры общения, передают общие знания о методах и приемах воспитания. Сплоченность педагогов и родителей в нашем общем деле рождает доверие, тепло и взаимное уважение. Ведь мы  все разные, но едины в желании иметь тепло семейного очага. Жить и воспитываться в семье – право любого ребенка, так как семья- это естественная среда для его развития. А детский сад помогает достичь нашим детям гармонию жизни. Пройдут годы, свои первые житейские навыки, полученные в детском саду, станут основой повзрослевших детей.

  А нашему коллективу открываются новые перспективы в улучшении  дальнейшей деятельности МБДОУ центра № 10:

  -  оказания широкого спектра платных услуг специалистами  детского сада;

  -  расширение сети семейных детских садов;

  -  совершенствование разных форм взаимодействия с родителями;

  -  формирование  индивидуальной программы развития каждого воспитанника.

 

Старший воспитатель                    Чернякович Ж.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...