Главные вкладки

    «Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»
    статья ( группа) на тему

    Филина Марина Ивановна

    В статье актуализируется компетентностный подход в эпоху нового качества образования, где основной задачей в преобразовании структуры управления определен алгоритм движения от понятия "Квалификаия" к понятию "Компетентность". Применяя технологии творческого решения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности, педагоги демонстрируют качества компетентности, самостоятельно составляя формулы "успеха", модели возрастной компетентности ребенка-дошкольника и компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kompetentnost.docx26.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филина Марина Ивановна, старший воспитатель государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

    Тема: «Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»

            В  начале  1990-х  годов  Международная  организация  труда  ввела  в  обиход  понятие  «ключевые  компетенции»  в  квалификационные  требования  к  специалистам  в  системе  последипломного  образования.  Через  несколько  лет  это  понятие  вошло  в  обиход  системы  профессионального  образования. Компетентностный  подход  стал  результатом  новых  требований,  предъявляемых  к  качеству  образования. Стандартной  схемы  «знания – умения – навыки»  для  определения  соответствия  выпускника  школы  запросам  общества  уже  недостаточно,  традиционные  ЗУНы  уступают  позиции  компетенциям.

            В  Концепции  дошкольного  воспитания  указывается,  что  педагог-воспитатель  -  главное  действующее  лицо  педагогического  процесса.  Педагог самой жизнью поставлен в  позицию  того,  кто  вдохновляет:  он  ведет  детей,  обучает  и  воспитывает.  В  детском  саду  воспитание  осуществляется,  прежде  всего,  его  примером,  его  обликом,  его  внутренним  состоянием.  Исследования  подчеркивают,  что  успешное  развитие  ребенка  дошкольного  возраста,  его  личностная  активность  и  социальная  самостоятельность  напрямую  зависит  от  грамотного,  целенаправленного  руководства  со  стороны  взрослого.  

            Пункт  3.4. ФГОС дошкольного образования гласит о том, что  педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6.8). На этапе завершения дошкольного образования «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» - целевой ориентир достижений ребенка п.4.6.ФГОС.

    В ФГОС дошкольного образования  учитываются  индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять  образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

            Из всего вышеперечисленного, мы  можем  сделать  вывод,  что  профессиональная  компетентность  и  возрастная   компетентность  ребенка-дошкольника   тесно  взаимосвязаны  между  собой.

            Актуализация  компетентностного  подхода  в  профессиональном  совершенствовании  педагогов  возникает у образовательных учреждений   неслучайно.  Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования (п. 3.2.2. ФГОС))   указывают на  недостаточное  применение  детьми  в  повседневной  жизни  и  на  уроках  в  школе  полученных  знаний  и  опыта  в  конкретной  ситуации  и  при  данных  обстоятельствах. У   детей  наблюдаются  отклонения  в  эмоционально-волевой  сфере,  они  испытывают  барьеры  в  общении,  а  это  означает,  что  существует  риск  дезадаптации  на  фоне  стрессовой  ситуации. Задача  педагога  грамотно  организовать  ценностно-ориентированную  детскую  деятельность,  уметь  оперативно  отреагировать  на  возникающие  проблемные  ситуации.

            Модернизация  современного  образования  нацелена  на  построение  и  реализацию  индивидуального  маршрута, образовательной траектории ориентированной на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка на  различных  этапах  его  жизненного  пути.  Эффективно  формировать  и  развивать  профессиональную  компетентность  в  условиях  образовательного  процесса  в  ДОУ  помогает  применение  педагогами  современных  психолого-педагогических  технологий,  методов  обучения  и  развития,  которые  позволяют  акцентировать  внимание  на  таких  важных  составляющих  личностного  потенциала  как  самоуправление,  саморегуляция,  самоконтроль  и  самообучение.  Эти  составляющие  обеспечивают  развитие  ключевых  компетенций  в  соответствии  с потребностями  личности,  её  способностями,  физиологическими  возможностями  и  т.д.

            Поэтапное вхождение в инновационную деятельность способствует развитию профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС, где  посредством  выхода  на  коллективное  целеполагание  с  обозначением  продуктов  общего  дела  обеспечивается    качественное  преобразование  всей  системы  управления  ДОУ.  Стержень   эффективности  формирования  и  развития  профессиональной  компетентности заключается в мотивационной установке к организации ценностно-ориентированной деятельности (Я МОГУ):

    •        создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, способствовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

    •        использовать современные педагогические технологии для обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования

    •        отслеживать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

    •        способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

            Одним  из  обязательных  условий  управленческой  деятельности  в  режиме  развития  станет  погружение  каждого  отдельного  педагога  и  педагогического  коллектива  в  целом  в  проблемно  ориентированный  анализ  работы  учреждения,  где  оценивается  вклад  каждого  участника    образовательного  процесса,  анализируются   их  сильные  и  слабые  стороны  с  указанием  причин  тормозящих  достижение  конкретной  цели  с  выходом  на  обозначение  проблемы.  

            Для  обеспечения каждому  педагогу  условий для  самовыражения  старшему воспитателю   важно  знать  уровень  их  профессионализма,  потенциальные  возможности  личностного  роста  и  предпочтения.

            Чтобы  спланировать  методическую  работу  с  педагогическими  кадрами  необходимо   выявить потребности  воспитателей  и  других  специалистов  образовательного  учреждения  в  личностном  и  профессиональном  росте,  через анкетирование или сбор-заказ  на  организацию  методической  поддержки  и  определить  уровень  профессионального  мастерства.  Используя материалы исследования готовности  педагогов-воспитателей  применять  знания  и  опыт  в  конкретной  ситуации  для  формирования  и  развития  возрастной  компетенции  воспитанников, в результате,  можно  выделить  три  группы  состояния   профессиональной  компетентности:

    1. Педагоги,  имеющие  достижения в  профессиональной  компетенции  со  способностью  к целеполаганию и творческому  самовыражению,  идейные, умеющие  применять  в  практике  подходы  ценностно-ориентированной  детской  деятельности.
    2. Педагоги,  проявляющие  активность  и  стремление  к  творчеству  у которых  сформирована  мотивационная  установка  на  развитие  профессиональной  компетенции.  В  организации  воспитательного  процесса  используют  личностно-ориентированную  технологию.
    3. Педагоги,  испытывающие  потребность  в  безопасности  жизнедеятельности,  ориентированные  в  основном  на  внешние  стимулы,  не  отрицающие  профессиональный  рост.  Взаимодействие  с  детьми  на  уровне  субъект-субъектных  отношений.

    Непрерывное  отслеживание  процесса  развития  профессиональной  компетенции  педагогов - условие  качества  образовательной  деятельности  в  ДОУ.  Инструментами  мониторинга  служат  оценочные  карты  (по  Е.А. Панько  и  др.),  экспресс  методики,  диагностические  карты  И.Ю. Соколовой,  анкеты  затруднений,  самодиагностика,  рефлексия.

    Технология  рефлексии,  то  есть  размышление  о  происходящем  в  собственном  сознании  с  позиции  результативности  деятельности  включает  в  себя  три  части:

    1. Исследовательская  часть:  Что  я  сделал  (результат)? Как  я  это  сделал  (средства,  способы,  «технологии)? Зачем  я  это  сделал,  ради  чего?
    2. Критическая  часть: То  ли  я  сделал,  что  хотел? Так  ли  я  сделал,  как  хотел? Как  я  отношусь  к  тому,  ради  чего  я  это  сделал?
    3. Нормативная  часть: Что  я  буду  делать  впредь  в  подобных  ситуациях? Как  я  буду  делать  впредь? Ради  чего  я  буду  делать  то,  что  буду  делать?

    Рефлексия  позволяет  через  анализ  собственной   деятельности  выйти  на  целеполагание,  превращая  «сырой»  опыт  в  осознанные  знания.  Однако, сумма  знаний   и  умений  специалиста не оценивает  его  как  профессионально  компетентностного,  поскольку  она  может  проявиться  только  в  определенных  ситуациях.  Быть  профессионально  компетентным  означает  уметь  показать  в  конкретной  ситуации  и  при  данных  обстоятельствах  полученные  знания  и  опыт.

    Для позитивной социализации ребенка в условиях развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со  взрослыми и сверстниками,  используя  проективную  технологию,  как  дидактическую  систему  развития  компетентности  всех  участников  образовательного  процесса, намечен  план  мероприятий:

    • семинарские  занятия  «Формула  успешности  саморазвития  ребенка  в  компетентностном  подходе»;
    • педагогический  совет «Базовые  компетентности  в  процессе  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников  на  пути  к  успеху  в  развитии  у  детей  познавательных  интересов  и  креативного  мышления»;
    • организационно-педагогическая  работа  с  педагогами,  включающая  серии  открытых  занятий  по  взаимопосещению  «Компетентен – значит  успешен»;
    • организационно-педагогическая  работа  с  детьми,  мероприятия  с  выходом  на  проявление  возрастной  компетенции  воспитанников;
    • родительский клуб  по  интересам  «Уникум»,  для демонстрации  талантов  компетентных  взрослых  детям  при  организации  встреч  с  интересными  людьми;
    • работа творческой группы педагогов для наработки практического  материала по содействию и сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений с  целью  полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),  обогащения детского развития в  условиях  детского  сада.              

    Таким  образом,  роль  старшего воспитателя  в  развитии  профессиональной  компетентности  педагогов  главенствующая  и  сопряжена  с  уникальной  способностью  чувствовать  тех,  кто  рядом.  Умение   понимать  намерения  педагогов,  активизировать  профессиональный потенциал, который  способствует  достижению  целей,  как  каждого  отдельного  педагога,  так  и  образовательного  учреждения в целом. Качество  работы  будет  зависеть  от целевых  установок на:

    • Создание благоприятного психологического  микроклимата в образовательном учреждении;
    • Поддержание активности, стремления к творчеству, идейности;
    • Формирование мотивационной установки к развитию профессиональной компетентности;
    • Умение   понимать  намерения  каждого педагога, создавать условия для развития творческой инициативы и самовыражения;
    • Активное делегирование полномочий к процессу выработки решений на достижение поставленной цели;
    • Стимулирование качества педагогической деятельности, включая неденежное стимулирование (одобрение, похвала, «авансирование» успешности);
    • Организация методической помощи и поддержки в обобщении и распространении ППО;
    • Использование различных методических методов и приемов, способствующих развитию личностного потенциала педагогов, таких как: самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, самообучение.

    Надо прикладывать усилия, работать над  собой,   анализировать  каждый свой шаг  на  пути  достижения  цели,  выявлять  слабые  стороны   и  самосовершенствоваться. От нас, взрослых зависит будущее наших детей.

    Характеристика этапов развития профессионализма педагогов в сфере компетентностного подхода (КП) для создания условий развития детей дошкольного возраста

    Компоненты компетентности педагогов

    Психологическая компетентность

    Информационно-познавательная компетентность

    Организационно-педагогическая компетентность

    Социальная компетентность

    Мотивационно-ценностный компонент (отношение педагога к использованию КП в реализации основной образовательной программы дошкольного образования)

    Личная заинтересованность педагогов в построении

    образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного взаимодействия  взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка

    Устойчивый интерес к применению КП в создании развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала образовательного пространства (группы, территории), дидактического материала, оборудования и инвентаря

    Желание передать свои знания и опыт в сфере КП участникам образовательного пространства (детям, коллегам и родителям) в вопросах развития и образования,  охраны и укрепления здоровья детей

    Стремление быть инноватором и исследователем образовательной деятельности  на основе КП.

    Развитие инициативы к созданию социальной ситуации для полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях

    Когнитивно-технологический компонент (степень владения КП и научно-методическими основами его использования в построении вариативного развивающего образования)

    Представление о КП и его дидактических возможностях, в обеспечении вариативности и разнообразии содержания с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

    Поиск педагогических технологий и использование образовательных и интернет ресурсов в педагогической деятельности, обобщение и распространение положительного опыта  КП

    Владение разнообразными методическими приёмами использования  КП посредствам создания образовательных проектов, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений на принципах КП   на фоне  эмоционального благополучия и положительного отношения ребенка к миру, к себе и к другим людям

    Рефлексивно-проектировочный компонент (способность оценивать свой уровень владения КП и умением проектировать условия его повышения)

    Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию КП, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, проявляет инициативу в различных видах деятельности

    Объективная оценка продуктов образовательной деятельности, разработанных на принципах КП на соответствие  

    требованиям ФГОС

    Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере КП, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории личного роста всех субъектов образовательной деятельности

    Умение проводить оценку индивидуального развития детей с целью оценивания эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования и

    поиска путей совместного разрешения проблем в развитии детской компетентности, владение навыками командной рефлексии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Требования к кадровым условиям реализации ОП ДО. Профессиональный стандарт педагога"

    Консультация подробно знакомит воспитателей с новым документом в сфере образования "Профессиональный стандарт педагога", вступающего в действие 1 января 2015 года. В частности с трудовыми функциями, у...

    "Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

    Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

    Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Повышение эффективности методической работы с цель повышения профессионализма педагогов...

    «Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»

    Педагог – ключевая фигура в  реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)....

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

    Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

    Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

    Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

    Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта

    Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем...