Консультация как форма методической работы с педагогами
методическая разработка ( группа) на тему

Шумакова Галина Анатольевна

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация как форма методической работы с педагогами

                Составила:

                                                            старший воспитатель Шумакова Г. А.

                   ГБДОУ д/с №1

Декабрь  2013 г.

Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.

Консультация  - передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

 Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми). Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные, т.е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.

При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Методы консультирования: объяснение, эврестическая беседа, дискуссия.

        Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации - объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

Метод  консультации -  дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

Виды консультаций, описанных в современной литературе:

- диалог;

- парадокс;

-  по опорным словам с элементами изложения;

- практикум;

-  тренинг;

-  инструктаж;

  • Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.
  • Консультация-парадокс с запланированными ошибками.

 Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший  воспитатель  называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где  надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

- обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;

- ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения);

- отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное  предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.  

  • Консультация  по опорным словам с элементами изложения.  

Данный вид  консультаций целесообразнее применять в случаях  рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много  терминов, определений, понятий и т.д.

Слушателям излагают  материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или  сочетания слов. По окончании, слушателям  предлагается написать мини-изложение по данным  опорным  словам.  Через определённое  заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои  мини-изложения. Все слушают, уточняют  понимание того или иного  утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант  изложения.  

  • Консультация –  практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по  освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить  методическую  разработку).
  • Консультация – тренинг -  устное изложение материала сочетается с  выполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у человека необходимых  профессиональных  качеств.
  • Консультация – инструктаж используется для освоения информационных  технологий.

В  чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший  воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

- Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

- Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

- Необходимо обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы, т.е. планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

- В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

-  Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.

Методы активизации педагогов:

  • Мозговой штурм, например, терминологический диктант, использование перфокарт и  тестов - опросников, педагогические кроссворды, головоломки;
  • Педагогические ситуации;
  • Практические задания, например, составление графических моделей, подбор наглядного материала по теме;
  • Проект, например, разработать тематический план по определённой теме.

  Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечить закрепление и воспроизведение содержания консультации.

- Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

4. Подбор и систематизация наглядных материалов.

5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.

6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

7. Распределение материала по вопросам.

8. Письменное изложение полного текста выступления.

9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Ежедневник старшего воспитателя ДОУ». М.: АСТ, 2002.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. «Старший воспитатель детского сада». М.: Просвещение, 1990.

3. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами». М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». – М., 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-методический центр Колпинского района СЕМИНАР ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ» Выполнила: старший воспитатель ГБДОУ №1 Шумакова Г. А. Санкт-Петербург 2013

Слайд 2

Консультация - передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах. Длительность 45 минут. плановая эпизодическая внеплановая коллективная индивидуальная проблемная информационная

Слайд 3

МЕТОДЫ КОНСУЛЬТАЦИИ ОБЪЯСНЕНИЕ ЭВРЕСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ДИСКУССИЯ

Слайд 4

МЕТОД КОНСУЛЬТАЦИИ –ОБЪЯСНЕНИЕ Положительные качества: достоверность, экономичный отбор конкретных фактов, научность трактовки рассматриваемых явлений . Для стимулирования внимания воспитателей используется формулировка ряда вопросов.

Слайд 5

МЕТОД КОНСУЛЬТАЦИИ – ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА Используется: при обмене опытом между воспитателями, при выявлении знаний, при анализе конкретных ситуаций. В ходе беседы: раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения педагогам по интересующим вопросам, выявляется ошибочность мнений и недостатки профессионального опыта педагогов, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Слайд 6

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ предмет беседы – практически значимый актуальный вопрос; запас теоретических знаний и профессиональный опыт воспитателя; обоснованный план беседы; чередование высказываний опытных и начинающих воспитателей;

Слайд 7

МЕТОД КОНСУЛЬТАЦИИ –ДИСКУССИЯ Форма и содержание: выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовка вопросов для воспитателей, вводное и заключительное слово. Отличие от беседы - необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов.

Слайд 8

ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИИ диалог парадокс по опорным словам с элементами изложения практикум тренинг инструктаж

Слайд 9

Проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе. ДИАЛОГ

Слайд 10

ПАРАДОКС с запланированными ошибками Цель - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Активизация педагогов: Внесение в материал ошибок (не более десяти). Анализ материала с выявлением ошибочных и достоверных суждений. Исправление неверных утверждений.

Слайд 11

ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ с элементами изложения Применяется в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий. При изложении материала на доске появляются опорные слова, по которым предлагается написать мини-изложение. Мини-изложения зачитываются, уточняется понимание того или иного утверждения, задаются вопросы , при необходимости вносятся исправления. Выбирается наиболее удачный вариант изложения.

Слайд 12

ПРАКТИКУМ Цель - освоение какой-либо методики, технологии. Активизация педагогов – самостоятельное выполнение задания (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).

Слайд 13

ТРЕНИНГ Цель - развитие, формирование, коррекция у педагогов необходимых профессиональных качеств. Изложение материала сочетается с выполнением упражнений.

Слайд 14

ИНСТРУКТАЖ Цель - освоение информационных технологий. Используются активные методы обратной связи - экспресс-тестирование, экспресс-опрос: работа с перфокартами или тестовыми заданиями.

Слайд 15

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ содержание научно достоверно материал логичен и последователен дифференцированный подход в изложении материала конкретность советов и рекомендаций использование активных форм и методов работы (мозговой штурм, педагогические ситуации, практические задания, проектирование и т.д.) подборка методической литературы по теме

Слайд 16

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации. 2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации. 3. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме консультации. 4. Подбор и систематизация наглядных материалов. 5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации. 6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения. 7. Распределение материала по вопросам. 8. Письменное изложение полного текста выступления. 9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. ПОДГОТОВКА К КОНСУЛЬТАЦИИ

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 18

Литература: 1. Белая К.Ю. «Ежедневник старшего воспитателя ДОУ». М.: АСТ, 2002. 2. Волобуева Л.М. « Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами». М.: Творческий центр «Сфера», 2003. 3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. «Старший воспитатель детского сада». М.: Просвещение, 1990. 4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы–  обеспечение качест...

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Формы методической работы с педагогами

Старший воспитатель Атяшева В.Д....

Формы методической работы с педагогами

Формы   методической работы  с педагогами...

Формы методической работы с педагогами ДОУ

Вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной ком...

Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.

Представление опыта работы с педагогическими кадрами в ДОУ....

Доклад на тему: «Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»

laquo;Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»...