Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности
методическая разработка ( группа) на тему

Шумакова Галина Анатольевна

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педагогов, осуществляемое старшим воспитателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга»

Методическое сопровождение педагогов как способ организации

методической деятельности

                         Составила:

                                                                   Старший воспитатель ГБДОУ №1

                                                              Шумакова Галина Анатольевна

СПб, Колпино

Март 2015

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала.  

Приоритетность данного направления развития образования фиксируется  в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ФГОС дошкольного образования.

           Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович,      М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно, повышение качества его образования.

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педагогов, осуществляемое старшим воспитателем.

Являясь важнейшим видом методической работы в системе образования, сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогам на протяжении всей их профессиональной карьеры, носит индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки.

Преимущества сопровождения перед другими формами методической работы состоят в том, что оно:

- более индивидуализировано и гибко;

- имеет более тонкую инструментовку;

- в большей степени учитывает динамику профессионального развития как самого педагога, так и того учреждения, в котором он работает;

- более дифференцировано в плане учета специфики внешних и внутренних факторов профессионального развития педагога;

- более многоаспектно;

- имеет постоянный характер, т.е. продолжается в течение всей профессиональной карьеры педагога.

Целью методического сопровождения является создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических работников, приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики; формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода). 

2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов.  

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.

4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.

Автор психологической концепции профессионализма Аэлита Капитоновна Маркова выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

При этом структура сопровождения циклична, поскольку каждый этап профессионализма по А.К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя.

На этапе диагностики определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого методисты изучают учебно-методические комплексы, посещают занятия, проводят собеседования с педагогами и анкетирование. Особое внимание уделяется диагностике (Романюк И.А. Диагностика как метод мониторинговых исследований профессиональной компетентности педагогов дошкольного учебного учреждения: науч. – метод. пособие / И.А. Романюк – Запорожье: ТОВ « ЛИПС» ЛТД, 2011) и самодиагностике профессиональных затруднений и оформлению «Диагностической карты возможностей и затруднений педагогов».

Диагностическая карта отражает все параметры деятельности педагога. Занесение в такую карту данных позволяет самому педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта,  повышения квалификации, определения тематики  самообразования. 

 На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогами, и содержание методического сопровождения:

  • определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателей;
  • совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки состояния профессиональной компетентности (план самообразования);
  • осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности воспитателя, внесение корректив в методическое сопровождение.

На втором этапе сопровождения педагога составляется план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации,  для этого методист составляет отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей, которая предполагает разные формы:

  • обучение на курсах;
  • самообразование;
  • участие в методической работе детского сада, района, города;
  • участие в конкурсах, фестивалях на уровне детского сада, района, города,  федерации.

План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт.  При составлении плана учитывается стаж работы  педагогов, имеющаяся категория, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна.

Следует отметить, что второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.  

На основе полученной информации составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, сроки проведения.

Целью 3 этапа является реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.

В методическом сопровождении для педагогов предлагаются различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов и выявленных проблем. Для начинающих педагогов организуется Школа педагогического мастерства. Для презентации и распространения опыта работы организуются ярмарки, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки и др.

Особое внимание в методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах в рамках учреждения: «Фестиваль открытых занятий», «Методический день», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений районного, городского, всероссийского уровней.

На 4 контрольно-оценочном завершающем этапе методического сопровождения происходит отслеживание результатов профессиональных умений педагогов через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, бесед с детьми.

Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического  сопровождения на следующий период. 

Результатом методического сопровождения в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Волобуева Л.М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера.

3. Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://setilab.ru. – Загл. c экрана.

4. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2008.

6. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

7. Прохорова, Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007.

8. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга» Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности Старший воспитатель ГБДОУ №1 Шумакова Галина Анатольевна

Слайд 2

Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Слайд 3

Цель сопровождения : стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда; формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.

Слайд 4

Задачи сопровождения: 1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода). 2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов. 3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования. 4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.

Слайд 5

Этапы методического сопровождения

Слайд 6

изучение учебно-методического комплекса; посещение занятий; анкетирование; собеседования с педагогами; диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений. I этап- аналитико-диагностический ЦЕЛЬ: Получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности, выявление проблемы

Слайд 7

II этап- проектировочный ЦЕЛЬ: Совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности, разрешение имеющихся проблем разработка плана самообразования; план работы по повышению квалификации; обобщение и распространение педагогического опыта.

Слайд 8

III этап– реализация маршрута (практический ) ЦЕЛЬ : Реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации Систематическое обучение : Консультирование; Семинары; Круглые столы; Деловые игры; Дискуссии; Конференции; Педсоветы; Курсы повышения квалификации; Школа педагогического мастерства. Стимулирование педагогической активности : Смотры; Конкурсы; Методический день; Ярмарка-презентация опыта педагогов. Коррекция самообразовательной деятельности : Ресурсы методического кабинета; Анонсирование новых поступлений.

Слайд 9

IV этап- контрольно-оценочный Совместное обсуждение результатов решения проблем Мониторинг; Оценочный тест; Анкетирование родителей, коллег

Слайд 10

наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности; стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере; удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности; рост числа участников конкурсов педагогических достижений; развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию; достижения воспитанниками оптимальных результатов. Результат реализации методического сопровождения педагогов :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

Статья МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Представленная модель работы с педагогами реализуется в нашем дошкольном учреждении. Конечно, это только форма, каждый компонент которой должен «наполниться» конкретным содержанием в зависимости от сп...

Презентация "Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Материал содержит цели и задачи методического сопровождения педагогов по игровой деятельности дошкольников, формы работы с педагогами(педсоветы, семинары, консультации). Также в презентацию входит инф...

«Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»

laquo;Методическое сопровождение  педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»        Выступающий:учитель-логопедвысшей к...

SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса

SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса...