Стратегическое планирование дошкольной образовательной организации
статья ( группа) на тему

Стратегическое планирование современной дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в управленческой деятельности.

Руководитель общеобразовательного учреждения (ОУ) является «проводником» государственной образовательной политики и в своей управленческой деятельности должен выстраивать стратегию развития образовательного учреждения в соответствии с ее приоритетами (Статья 3 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ).

Современный руководитель образовательного учреждения должен обладать множеством управленческих знаний и умений, но, на мой взгляд, самым главным является его умение видеть своё учреждение в будущем и знать, как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день существует ряд противоречий в области стратегического планирования образовательных организаций:

  • между достаточными теоретическими знаниями о планировании деятельности ДОУ и неумением многих руководителей выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы
  • программно-целевой метод управления внедрен в деятельность организаций и бизнес-структур, но руководители общеобразовательных учреждений ещё слабо используют его в своей практике.

Управлять - значит анализировать, планировать, организовывать, корректировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности организации - всё это функции управления. Функции управления нацелены на достижение определенного результата. Анализируя исследования М.И.Кондакова, Ю.А.Конаржевского, можно сказать, что функции управления определяются как «элемент содержания работы руководителя, которые соответствуют последовательно меняющимся стадиям управленческого цикла».

Разрабатывая основы управления дошкольной образовательной организацией, Т.С.Комарова определила содержание управленческого цикла детского сада, как совокупность взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль, руководство, педагогический анализ.

Составить план дошкольной организации - значит спроектировать его работу, создать определенную модель действий. План обеспечивает систематическую, рациональную и эффективную работу. В составлении плана работы организации участвует весь коллектив.

Планирование - это функция, которая помогает определить цели деятельности организации и пути достижения результата,

Она отвечает на 2 важных вопроса в деятельности любой организации:

  • что мы хотим получить
  • и как это сделать?

 «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем».

Условно, процесс  стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1 Вопрос,   Чем  наше  ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме?

    2  Вопрос:   С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути?

    3 Вопрос: К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает?

   4 вопрос: Как добиться реализации стратегических целей?

развитие личности детей во всех основных образовательных областях.  

  5  Вопрос:   Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного?

В основе стратегического планирование лежат видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию.

  Современная дошкольная образовательная организация - сложная динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность и ответственность руководителей за результаты деятельности своего образовательного учреждения.

Сегодня большинство дошкольных образовательных организаций работают в режиме поиска, являющемся переходным этапом на пути к режиму развития. Перевод ДОУ в режим развития зависит от реализации основных функций управления: анализа, планирования, организации и контроля

В настоящее время составление бизнес-планов, разработка долгосрочной стратегии развития является важным направлением деятельности любой образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является расширение  у воспитанников представлений о предметах и я...

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО  в соотвествии с ФГОС ДО...

Опыт региона по формированию региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом демографического прогноза

В статье представлен опыт Республики Мордовия.Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориаль...

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

В данной методической разработке предложены и охарактеризованы  этапы организации и проведения туристических походов в ДОУ, которые позволяет достичь определенного результата....

Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО

в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...