Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО
статья

Черемисина Людмила Павловна

в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», как основы планирования воспитательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также как средства реализации содержания основной части федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Аннотация: в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», как основы планирования воспитательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также как средства реализации содержания основной части федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: региональный компонент, обновленная общеобразовательная программа, основа планирования, средства реализации содержания образования.

В ходе работы по формированию содержания обновленной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, особое внимание уделяется воспитательной работе. Определяя форму планирования и его систему, обращаемся к опыту предыдущих лет и новым требованиям. В федеральную образовательную программу дошкольного образования вошел единственный календарный план – федеральный план воспитательной работы. Учитывая, что основной единицей планирования должны стать не тема, не проект, а задачи образовательной деятельности, а также в соответствии с последними нормативными документами в сфере образования, обозначающими основными целями педагогической деятельности – воспитательные, направленные на формирование духовно – нравственных ценностей и национально – культурных традиций, наиболее  актуальной, на наш взгляд, становится модель модульного планирования, в котором модуль состоит из набора различных задач (направлений) разных образовательных областей с обязательной привязкой к  воспитательному плану дошкольной образовательной организации, состоящему из федерального календарного плана (обязательного для исполнения) и воспитательного плана, формируемого участниками образовательных отношений, который мы строим на основе программы «СамоЦвет» [3, с.370]

Средствами реализации содержания обновленных общеобразовательных программ дошкольных образовательных организаций могут являться любые технологии и методики, традиционные для конкретного детского сада. Это могут быть технологии, разработанные в рамках старых комплексных программ или отдельные авторские методики. Например, в МБДОУ детский сад №26 это СТЕМ – образование и игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Однако они в большей мере направлены на интеллектуальное развитие дошкольников. Эта «однобокость»  присуща многим технологиям, направленным на решение узких образовательных задач. Работая над проблемой раскрытия воспитательного потенциала интеллектуальных игр, пришли к выводу, что абсолютно все технологии могут быть средством воспитания. Программа «СамоЦвет», в свою очередь, предлагает технологии реализации культурных практик, интегрируя узко – направленные и комплексные технологии, традиционные и инновационные подходы к организации образовательной деятельности, при этом мы выявили ряд преимуществ данной программы при планировании деятельности с детьми дошкольного возраста:

  1. Ценностный подход к формированию содержания образовательной деятельности. Каждая образовательная область ФГОС ДО подразделяется на линии культурных практик, к которым разработаны кейсы, где прописаны и методологические основы, и конкретные игры, игровые ситуации, сценарии, картотеки и прочее.
  2. В программе «СамоЦвет» отражен региональный Уральский компонент. Например, предусмотрены проекты по нравственно – патриотическому воспитанию «Урал - многонациональный», традиционные развлечения и консультации в плане работы с родителями «Как воспитать у детей интерес к народному творчеству Урала». [5, с.147-156]
  3. В программе «СамоЦвет» предусмотрено большинство образовательных направлений федеральной образовательной программы дошкольного образования, в том числе – обучение грамоте. Причем определены современные средства: Лего – конструктор, детская мультипликация, мини - роботы, развивающие игры, что позволяет использовать их как средство реализации общеобразовательной программы дошкольной организации в целом – и вариативной и инвариантной частей. [4, с.15-57]
  4. Образовательная программа «СамоЦвет» предусматривает учебное пособие с кейсом культурных практик для детей младенческого и раннего возраста, учитывающее специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми данной возрастной группы.[1, с.3-8]
  5. Важно, что при реализации таких направлений образовательных областей федеральной образовательной программы дошкольного образования, как интерес к художественной литературе, театрализованная и культурно – досуговая деятельность, программа «СамоЦвет» дает не только готовые сценарии мероприятий с детьми и их родителями, но и возможность для проявления детского творчества и образовательной инициативы семей воспитанников, например при изготовлении и работе с пособиями – трансформерами или продуктами детского творчества, выполненными по собственному замыслу. [2, с.114-125]
  6. Каждый кейс образовательной программы «СамоЦвет» предлагает варианты для развития предметно – пространственной среды групп детского сада.

Перечисленные выше преимущества образовательной программы «СамоЦвет» делают ее применение при планировании общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации основой для создания части, формируемой участниками образовательных отношений, а ее кейсов – средством реализации содержания федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Список литературы:

1.Кейс «Реализация культурных практик детей раннего возраста»: учебное пособие ОП ДО «СамоЦвет» по освоению культурных практик и социальных ценностей ребенком раннего возраста в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 130 с.

2.Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие». Кейс «Культурная практика литературного детского творчества»: учебное пособие ОП ДО «СамоЦвет» по освоению культурных практик и социальных ценностей ребенком раннего возраста в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; автор-составитель О.В. Толстикова [и др.]- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018.- 313 с.

3.Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст/ Н.В.Дягилева, О.В.Закревская, О.В. Толстикова, О.А. Трофимова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 438

4.Трофимова О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством современных конструкторов: методические рекомендации/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.- 64 с.

5.Толстикова О.В. Технологии реализации культурных практик образовательной программы «СамоЦвет» О.В. Толстикова, О.А. Трофимова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 211