приоритетное направление доу
материал ( группа) на тему

Евдокимова Анна Валерьевна

приоритетные  направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prioritetnoe_napravlenie.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация приоритетных направлений деятельности

МАДОУ «Золотой ключик»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает познавать мир, понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Но на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития воспитанников. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Одним из приоритетных направлений МАДОУ «Золотой ключик» является познавательно-речевое развития дошкольников, которое является  одним из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на современном этапе и направлено на:

1. Развитие мыслительной деятельности.

2. Формирование целостной картины мира.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.  

7. Развитие  представления о себе, своем  сущностном «Я».

8. Полноценное развитие воспитанников.

На протяжении нескольких лет педагогическим коллективом решались годовые задачи:

- по формированию речевых навыков у воспитанников дошкольного возраста;

- совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников средствами применения эффективных методов и приемов.

В МАДОУ «Золотой ключик» ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию. Результаты мониторинга служат основанием для разной степени педагогической поддержки воспитанников, так как ежегодно выявляются воспитанники с отклонениями в речевом развитии.

Особое внимание уделяем построению предметно-речевой среды в нашем МАДОУ «Золотой ключик» с учетом особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании, обеспечения чувства психологической защищенности у ребенка.

В МАДОУ «Золотой ключик» имеются помещения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками по развитию речи: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал.

Без повышения уровня профессионализма нельзя рассчитывать на позитивные результаты, особое внимание уделяем профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов.

Организованы  различные формы обучения для всех категорий работников: постоянно-действующие семинары, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, смотры-конкурсы, мастер-классы, научно-практические конференции, педагогические советы, игровое моделирование, коллективное решение проблемных ситуаций, групповые дискуссии, «мозговой штурм», тренинги др.

Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре МАДОУ «Золотой ключик». Так, от стабильности, профессионализма педагогического коллектива детского сада напрямую зависят высокие показатели функционирования МАДОУ «Золотой ключик» в целом.

Для обеспечения методической составляющей мониторинга в МАДОУ «Золотой ключик» работает  творческая группа «Речевичок». В ее состав входят  учителя-логопеды, воспитатели, которые консультируют педагогов по вопросам организации речевого режима в  МАДОУ «Золотой ключик» под руководством опытных учителей-логопедов Изотовой С. А., Орловой Г. Ю.  

Педагоги широко используют проектный метод, интегрированный подход в организации воспитательно – образовательного процесса. Особое внимание уделяют  обогащению предметно-игровой среды, способствующей познавательно-речевому развитию воспитанников.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к воспитанникам семьи и МАДОУ «Золотой ключик».

 Педагоги  плодотворно взаимодействуют с родителями (законными представителями) воспитанников и другими членами семей. Родители (законные представители) принимают участие в работе педагогических советов, имеют возможность присутствовать на занятиях и принимать участие в различных мероприятиях.  

Используются различные средства информации для родителей (законных представителей): тематические выставки, информационные стенды, просмотр видеофильмов.

Несмотря на позитивность работы по развитию речи дошкольников в нашем МАДОУ «Золотой ключик» нами выявлены проблемы в работе, определены пути их решения, перспективы развития по данному направлению.

Ежегодно  в МАДОУ «Золотой ключик» выявляются воспитанники с отклонениями в речевом развитии (набор в  коррекционные группы происходит из воспитанников посещающих наш детский сад и детские сады города). Благодаря тесному взаимодействию всех педагогов МАДОУ «Золотой ключик» решаются  задачи по устранению речевых дефектов у воспитанников, а также предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.  Только совместными усилиями можно  добиться хороших результатов.

Вторым приоритетным направлением МАДОУ «Золотой ключик», является здоровьесбережение. Педагогический коллектив чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в МАДОУ «Золотой ключик» прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Предназначение МАДОУ «Золотой ключик» обусловлено особенностями развития воспитанников в дошкольном возрасте, приобщением ребенка к окружающему миру. Мы хотим выпускать из детского сада личность, способную адаптироваться в любом образовательном пространстве.

          Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.

         Анализ состояния здоровья воспитанников дошкольного возраста, изучение социальной обстановки, неблагоприятные экологические условия свидетельствуют о необходимости изменения содержания условий организации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с воспитанниками, подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.

        Необходимым условием для полноценного развития воспитанников, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности воспитанников, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию воспитанников, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

       Выбранное МАДОУ «Золотой ключик» физкультурно-оздоровительное направление реализуется с использованием парциальных программ: В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» и других современных педагогических технологий, обеспечивающих комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка, который позволяет не только сохранять и укреплять его здоровье, но и воспитать потребность быть здоровым, учить этому, но и повышает жизнедеятельность дошкольника и формирует основы личностной культуры.

       Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:

  •       формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
  • целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
  • способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
  • проведение одного занятия на свежем воздухе;
  • в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье, обливание водой, 
  •      витаминизация питания;
  • постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у воспитанников правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:

  • диагностика физического развития;
  • система профилактических оздоровительных мероприятий;
  • физкультурные занятия;
  • утренняя гимнастика;
  • игры на свежем воздухе;
  • закаливающие мероприятия;
  • спортивные праздники; развлечения, досуги;
  • совместная работа МАДОУ «Золотой ключик» и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Особое внимание в МАДОУ «Золотой ключик» уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в МАДОУ «Золотой ключик» включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления воспитанников.

Обучение воспитанников на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры.

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:

Родители → ребёнок → педагог.

Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В МАДОУ «Золотой ключик»  осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

• упражнения после сна (в постели) для воспитанников 1 младшей группы общеразвивающей направленности;

• босохождение по дорожкам «здоровья» при открытых фрамугах в физкультурном зале, группе;

• оздоровительный бег;

• дыхательная гимнастика;

Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания воспитанников. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В МАДОУ «Золотой ключик» имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание воспитанников находится под постоянным контролем, ежемесячно ведет учет калорийности, следят за выполнением натуральных норм питания.

Анализ состояния питания воспитанников МАДОУ «Золотой ключик» показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.

Сложившаяся в МАДОУ «Золотой ключик» система воспитательно - оздоровительной работы с воспитанниками постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства воспитанников адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп, специалисты осведомлены о состоянии здоровья воспитанников, об особенностях ухода и присмотра за ними.

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий МАДОУ «Золотой ключик», направленных на укрепление организма и развития движений воспитанников, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и лимфо-обращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Третьим приоритетным направлением является исследовательская деятельность. Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности воспитанников дошкольного возраста.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у воспитанников - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

На все вопросы воспитанников мы пытаемся отвечать по - научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за желание узнать. С пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждаем его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Современные воспитанники живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач МАДОУ «Золотой ключик»  поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. 
          Причины встречающейся интеллектуальной пассивности воспитанников часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. 
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы
МАДОУ «Золотой ключик».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МАДОУ «Золотой ключик», изучая новинки методической литературы, наблюдая за воспитанниками, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития воспитанников – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Основная цель нашей работы: развитие познавательной активности воспитанников дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

 Теоретической базой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределили подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработали перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для воспитанников старшей и подготовительной группы, обобщили и систематизировали материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности воспитанников и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория".  Лаборатория создана для развития у воспитанников интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение воспитанников в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда воспитанники увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Разработали  план развития исследовательской деятельности. То, что воспитанникам не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес воспитанников к творческому экспериментированию.  

   Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой.

 Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с воспитанниками составляли план предстоящей деятельности.

 Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить воспитанникам предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).

 Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.  

  Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить воспитанникам тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания воспитанникам, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы,  приносят интересные вещи юным исследователям.

Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).

В условиях МАДОУ «Золотой ключик» может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только воспитанникам. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование

Занятия познавательного цикла в форме экспериментирования мы проводим с воспитанниками один раз в неделю.

Познавательно – исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности воспитанников, активизируя их «изыскания» за пределами занятия.

Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими воспитанниками и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания воспитанников «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Воспитанники с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Воспитанники рассуждают, из какого песка легче слепить, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка-сыпучесть.

При проведении занятий по экспериментированию используем мультимедийные ресурсы (презентации). Работу с родителями вели параллельно с подготовкой воспитанников к исследованиям. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

 Таким образом, экспериментальная деятельность воспитанников, помогла углубить представления воспитанников о живой и неживой природе. Воспитанники научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

 Вся работа с воспитанниками в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

 Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ – одно из приоритетных направлений современной образовательной среды

Работа представляет собой обобщение опыта по теме "Сохранение и укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении". Материал включает в себя классификацию основных видов здоровьесберегающих технолог...

ДЕЛОВАЯ ИГРА: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Здоровье детей – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных отклонений; согласно определению Всемирной организации здраво...

Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ – приоритетное направление работы педагогов.

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении — это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкол...

Годовой план работы на 2013-2014 учебный год МКДОУ детский сад "Золотой петушок" с приоритетным направлением деятельности по физическому здоровью детей.

Годовой план работы на 2013-14 учебный год МКДОУ  "Золотой петушок" представлен в виде аналитической части работы ДОУ за 2012-13 год, а также непосредственно самого плана работы на 2013-14 год, в...

Приоритетные направления в системе работы по формированию готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.Здоро...