СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей».
методическая разработка на тему

Котова Людмила Ивановна

Цель:

1. уточнить цели и задачи  по патриотическому воспитанию детей в ДОУ;

2. построить модель взаимодействия специалистов в рамках реализации задач патриотического воспитания детей.

3.определить условия необходимые для реализации задач патриотического воспитания.

Участники: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 «Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей». 

Цель:

1. уточнить цели и задачи  по патриотическому воспитанию детей в ДОУ;

2. построить модель взаимодействия специалистов в рамках реализации задач патриотического воспитания детей.

3.определить условия необходимые для реализации задач патриотического воспитания.

Участники: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

1. Вступительное слово «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. Проблемы и пути их решения»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

2. Разогревка «Вертушка»

Вопросы:

  1. Сформулируйте цели и задачи  по патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
  2. Какова роль старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, медработника   в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?
  3. Назовите точки соприкосновения данных специалистов по вопросам развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
  4. Что объединяет этих специалистов? (общие цели, задачи)

(У них общие цели и задачи – уточнить какие.)

 (Ответы на вопросы фиксируются на листе бумаги (гармошка), обмен вопросами, озвучивание для всех участников семинара, принятие решения).

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 Задание 1.

Постройте модель взаимодействия участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (школы, музей, библиотеки и так далее)

Вопросы.

  1. Что такое модель?

Модель – это образец какого-либо изделия, а также образец для изготовления чего-нибудь.

  1. Что такое взаимодействие?

Взаимный – обоюдный касающийся обеих сторон.

Взаимодействие – взаимная поддержка.

  1. Какие совместные шаги необходимы для качественного сопровождения образовательного процесса?

Представление результата работы – 15 мин. (по 5 мин на каждую группу);

Рефлексия (каждый проговаривает результат работы, и эмоциональное состояние).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Разработать перспективный план по патриотическому воспитанию детей старших и подготовительных групп.  Блок «Моя малая Родина».

Принести список используемой литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

          Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без освоения нравственных ценностей своего народа. Это любовь к Родине,семье, к своему дому, природе, истокам своей культуры.

            В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных высших чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Русские педагоги К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, а также Л.Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма необходимо с дошкольного возраста.

В 70 — 80 годы появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребёнка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине — является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и организации доступной деятельности.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.

Патриотизм-преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С.И.Ожегов).

          Современно звучат слова Н.Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

          Основными направлением педагогической деятельности является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, художественно-эстетических способностей каждого ребенка.

          Именно духовные традиции русской культуры определяют историческое бытие нашего народа.  «Опасная и роковая вещь – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом… Чувство истории важно и его нужно прививать детям» - Серафим Роуз.

          Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

          В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.

          Современные исследования приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности (М.В.Крулехт) и т.д.

          Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

          В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

         Центральным звеном социализации-«процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

           «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновит его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»(А.В.Запорожец).

           Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (С.И.Ожегов)

           В.А.Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других; тот кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу; в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

           Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • Развитие интереса к русому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • Расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

         Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить по блокам:

  1. «Моя малая Родина» (моя семья, мой детский сад, моя улица);
  2. «Мой родной край, город»
  3. «Наша Родина-Россия»
  4. «Культура русского народа» (русское народное творчество)
  5. «Защитники Отечества»
  6. «История России» (наши предки славяне)
  7. «Великие соотечественники». (Земля-планета, на которой мы живем)

          Основными принципами реализации системы работы по патриотическому воспитанию являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: познавательно-речевое развитие, художественно-творческая деятельность, социальный мир и т.д.

          Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в совместной и самостоятельной деятельности, в семье. Наличие такой деятельности является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

          Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы некоторые очень важные условия:

  • Повышение уровня самообразования педагогов.

Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.  Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д. Темами методических мероприятий являются как теоретические вопросы, так и методика работы с детьми по выбранному направлению.

  • Создание предметно-развивающей среды.

Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность, предметами и пособиями, позволяющими более точно представлять себе то, о чем говорит педагог. В ДОУ необходимо создать комнату русского быта, специально оборудованные зоны – в младших группах уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом; в группах сред.  и ст.дош.возраста – уголки патриотического воспитания, русского народного творчества. Приобрести дидактические и сюжетно-ролевые игры по патриотическому воспитанию., пополнить фонд наглядно-иллюстрационного материала в методическом кабинете: репродукции картин русских художников, демонстрационный материал по таким разделам, как «Предметы старины», «Защитники Отечества», «Великая Отечественная война в иллюстрациях», «День Победы», « Армия вчера и сегодня». Русские народные праздники»,»Как жили люди на Руси» и т.д.

Организовать в ДОУ сменные экспозиции – выставки совместного творчества детей и родителей, фотовыставка «Мой любимый город», выставки детских работ.

Работу педагогов по организации предметно-развивающей среды в группах стимулирует проведение различных смотров и конкурсов.

  • Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Организовать в ДОУ семейный клуб «Папа, мама, я – дружная семья», проводить «Семейные гостиные», совместно с родителями организовывать экскурсии в городской краеведческий музей, к достопримечательностям города, оформить тематические альбомы «Моя семья», организовать выставки Традиции нашей семьи», совместные праздники по народному календарю, досуги, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (школы, музей, библиотеки и т.д) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Старший воспитатель осуществляет функции управлении, оказывает методическую помощь в организации образовательного процесса, корректирует деятельность педагогов на основании выявленных проблем.

Воспитатель осуществляет педагогическую деятельность, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед, дает педагогическую характеристику образовательной деятельности.

Медицинский работник осуществляет сопровождение состояния здоровья и физических особенностей дошкольников.

Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по определенным направлениям деятельности: диагностическому, коррекционно-развивающему, профилактическому, просветительскому, консультационному

Музыкальный руководитель  осуществляет эстетическое воспитание детей через приобщении их к русскому народному творчеству.

ЦЕЛЬ патриотического воспитания: воспитание гражданина патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

ЗАДАЧИ:

  1. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. воспитание любви и уважения к своей Родине-России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  3. воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  4. формирование представлений о Земле, о жизни людей на Земле.
  5. воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 Модель взаимодействия участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания"

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором живёшь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумно...

"Методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания"

Тема духовности и патриотизма - самая актуальная тема сегодня. Что значит воспитать нравственные качества, как взрастить в ребенке такое важное чувство любви к Родине. Все эти вопросы встают перед нам...

Технология посткроссинг, как способ реализации задач патриотического воспитания дошкольников

Технология посткроссинг, как способ реализации задач патриотического воспитания дошкольников...

ПОСТКРОССИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт участия воспитанников детского сада во Всероссийском проекте «Посткроссинг между детскими садами». Особое внимание уделено детско-взрослому проекту ....

Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...