Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами
материал по теме

Бондарева Наталья Владимировна

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.

На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.

На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Решение проблемы воспитания и развития ребенка в современном мире одна из актуальных на сегодняшний день. Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.

И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными партнерами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

  • Осуществляет взаимодействие со средой,
  • Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
  • Предоставляет широкий спектр образовательных услуг.

При этом задействованы два направления:

  • Использование средств и взаимодействие детского сада;
  • Возможностей педагогического коллектива с различными социальными институтами.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • Учета запросов общественности,
  • Принятия политики детского сада социумом,
  • Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.
  • Сохранение имиджа учреждения в обществе.        
  • Установление коммуникаций между детским садом и социумом.

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимодействия в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.

Система организации совместной деятельности МКДОУ с социальными институтами:

  • Заключение договора о совместной деятельности.
  • Составление плана совместной работы
  • Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
  • Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
  • Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных нам выявление проблем в совместной деятельности учреждений.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу МКДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.

Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнерства: использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении; активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Оптимальным путем является разработка внедрение программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Процесс взаимодействий проходит несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания, дальше - это выяснение ожиданий от сотрудничества: обсуждение и предъявление своей роли и роли другого в решении задач воспитания. Интересным и важным является этап проектирования взаимодействия – создание плана, программы взаимодействия семьи, общественности и дошкольного учреждения. Обязательно присутствует мониторинг, то есть постоянное наблюдение за развитием взаимодействия, анализ, оценка результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.

Привлечение родителей к планированию работы, выработке стратегии развития учреждения вызвано:

  • необходимостью повышения ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей;
  • осознанием родителями и общественностью самооценки дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
  • поиском эффективных методов включения родителей и социального окружения к решению проблем в развитии детей;
  • проявлением интереса родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов.

Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы дать возможность каждому успешно реализовывать свои творческие способности.

Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определение приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка, с этой целью мы привлекаем их в органы самоуправления. Они являются участниками управляющей структуры дошкольного учреждения. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности. Совет ДОУ, как форма общественного соуправления, в который входят родители, члены трудового коллектива, профсоюзной организации учреждения, руководители детского сада, способен решать различные задачи не только по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития, но и повышению активности родителей. Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители Совета ДОУ участвуют в работе педагогического совета. Исходя из основных направлений, а также плана работы детского сада осуществляется вся деятельность Совета ДОУ.

Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом, задачами которого являются:

  • Изучение социума;
  • Выявление неблагополучных семей;
  • Посещение семей на дому;        
  • Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.

Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга, должны взаимодействовать и в процессе такого взаимодействия, сложилась система сотрудничества педагогов и родителей (приложение 1):

  • Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье,
  • Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций,
  • Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей,
  • Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы воздействия,
  • Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей,
  • Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи,
  • Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.

Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители родительского комитета ДОУ участвуют в работе педагогического совета.

Обязательное условие успешности социального партнерства – информировать родителей о результатах деятельности (перед каждым утренником стараюсь докладывать, советоваться, просить разрешения и т. д.) открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчеты. Практика показывает, что конечный результат любого мероприятия будет высока и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с педагогическим коллективом, включая каждого педагога в активную работу.

Особое внимание уделяется работе по социальной защите поддержке семьи (имеются социальные паспорта, проводятся обследования материально – бытовых условий семьи, оформляются документы на предоставление компенсации по родительской плате, на оформление льгот за содержание ребенка в ДОУ). Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» осуществляется в разнообразных формах: родительские собрания, клуб для родителей, дни открытых дверей.

Удачной находкой для согласования работы педагогов и родителей стали «информационные копилки», в которые каждые родитель внести свои предложения, замечания.

В результате родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров: участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды).

Изучение запросов родителей позволяет определить перспективу развития ДОУ, организовать работу в рамках дополнительного образования (в детском саду работают кружки физкультурно-оздоровительной направленности, театрализованной деятельности).

В сотрудничестве с образовательными учреждениями сложились определённые традиции преемственных связей. За год до поступления детей в школу администрация определяет учителя, к которому выпускники детского сада придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. При этом воспитатели старшей группы помогают детям установить контакт с их будущим учителем. Особенно радостные впечатления у детей оставляют экскурсии в школу. Организация интегрированных уроков дошкольников и первоклассников даёт возможность детям участвовать на равных в диалоге учителя и учеников. Первоклассники во внеурочное время приходят в детский сад, чтобы встретиться с воспитателем, поиграть в своей группе, обменяться впечатлениями о школе с детьми старшей группы. А главное, почувствовать, что их помнят и любят, интересуются их успехами и затруднениями. Совместное участие первоклассников и детей старшей группы в праздниках и развлечениях, играх и эстафетах – эффективное средство преодоления трудностей школьной адаптации.

Можно выделить организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада со школой и семьёй:

  • педагогические советы, методические объединения, семинары,  учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
  • совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников МКДОУ и проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • анкетирование, интервьюирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и период адаптации к школе.

Взаимодействие с районным отделом образования позволяет:

  • прохождению аттестации, лицензирования и аккредитации;
  • повышению квалификации педагогических кадров;
  • получению нормативно - правовой документации;
  • участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях, круглых столах;
  • обмениваться опытом.

Одна из первостепенных задач ДОУ – здоровьесбережение и здоровьеукрепление воспитанников детского сада, в связи с этим в нашем коллективе налажено тесное сотрудничество с Ольговским медицинским пунктом.  Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на образовательной деятельности, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.

Ежемесячно, библиотекарь сельской библиотеки, проводит заседания клуба, созданного с целью духовного, творческого и познавательного развития детей, возрождения традиций семейного чтения в различных формах: беседа-диалог, литературная игра, обзор периодики для малышей, час истории. Дети проявляют интерес к чтению сказок, книг, детских журналов, приобщаются к историческому прошлому нашей Родины, учатся видеть и понимать прекрасное, проявлять творчество и фантазию.

В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями проводятся экскурсии в библиотеку и медицинский пункт.

В ДОУ проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа. Ежегодно накануне Дня Победы ходим на экскурсию к Памятнику погибшим воинам, возлагаем цветы. Во время митинга посвященного Дню Победы в ВОВ 9 мая участвуем в концертах для ветеранов.

Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

Приложение 1

Создание системы работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

 

Система работы с семьей

Принципы работы

Методы работы

Формы работы

Целенаправленность

Беседа

Родительские собрания

Систематичность

Консультирование

Наглядные агитации

Дифференцированность

Анкетирование

Совместные праздники

Доброжелательность

Наблюдение

Совместные выставки

Открытость

Посещения семей

Открытые нод

Приложение 2

План работы с сельской библиотекой.

Наименование деятельности

Срок реализации

Составление плана работы на уч. год

сентябрь

Организация выставок новинок детской

художественной литературы.

в течение года

Обзорная экскурсия в библиотеку

детей старшей группы « Моя профессия библиотекарь»

 май

Создание условий для возникновения

и развития сюжетно - ролевой игры «Библиотека»

в течение года

Организация работы с детьми в уголке книги

в течение года

Тематические встречи в библиотеке

через месяц

Организация библиотеки в детском саду

1 раз в год

Приложение 3

План работы МКДОУ «Детский сад №1» с Кореневской  СОШ№2.

Цель: формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе.

п. п.

Тема

Дата проведения

1.

Составление плана совместной работы

Сентябрь

2.

Определение преемственности образовательных программ детского сада и школы

октябрь

3.

Экскурсии в школу: на праздничную линейку, на урок в 1 классе, обзорная экскурсия.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

4.

Посещение занятия по обучению грамоте в старшей группе

Декабрь

5.

Участие обучающихся начальных классов в новогодних и рождественских мероприятиях.

Январь

6.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Март

7.

Участие воспитанников в праздничных школьных концертах, митинга посвященного Дню Победы

Октябрь-май

Приложение 4

План совместной работы с Кореневским  ФАП.

Работа с детьми:

  • проведение профилактических прививок согласно плану;
  • совместный учет и наблюдение инфекционных заболеваний;
  • профилактические осмотры;
  • туберкулин диагностика для раннего выявления туберкулеза;
  • наблюдения за детьми в период адаптации.

Работа с родителями:

Лекция на родительском собрании «Адаптация детей к режиму дошкольного учреждения. Трудности адаптации, Анализ адаптации».

Беседы: «Острые инфекции у детей, их профилактика. Профилактические прививки», «Профилактика туберкулеза у детей», « Гельминтозы у детей, их профилактика».

Работа с персоналом:

  • вакцинопрофилактика персонала детского сада;
  • беседы по тематике санминимума;
  • контроль за качеством и выборкой продукции, анализ калорийности;
  • оформление школьных карт на детей детского сада, идущих в школу;
  • составление годового плана прививок;
  • отчет по заболеваемости, прививкам и туберкулин диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастерская для родителей" - как инновационная модель взаимодействия специалистов детского сада с семьей.

В статье представлен опыт проведения мастерской для родителей детей с особенностями в познавательном развитии, как возможность получить  практическую консультацию у нескольких специалистов детско...

Взаимодействие образовательной организации и семьи как социальных партнеров.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи.«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей). Каждая, отдельно взята...

Презентация «Модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 63» и семьи в процессе физического развития и воспитания дошкольников с ФГОС ДО»

Презентация содержит цель, задачи, принципы и формы работы с родителями по вопросам физического развития и воспитания дошкольников....

Проект " Мы вместе" по сетевому взаимодействию детей старшего дошкольного возраста с социальными партнерами

Цель: Развитие партнерства и взаимодействия с социумом детей старшего дошкольного возраста для создания единой воспитательной системы.Задачи:- установить партнерские отношения между участниками проект...

Опыт работы "Эффективные пути взаимодействия с социальными партнерами в процессе физкультурно-оздоровительной работы, направленного на построение современной модели непрерывного казачьего образования "

Возрождение интереса к малой Родине связано с гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укреплением семейных казачьих традиций, повышением роли семьи в современном обществ...