Мы дети будущего
проект на тему

Дыченко Елена Анатольевна

Инновационные подходы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Улыбка» государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Лопатино муниципального района Волжский Самарской области

Апробационная площадка

«Мы дети будущего»

Инновационные подходы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и создание электронно - информационной библиотеки для дошкольников

п.НПС Дружба 2016

Аналитическое обоснование проекта «Мы дети будущего»

Современный период развития российского образования – это время больших перемен, которые происходят в образовательном процессе.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новые формы воспитания и образования должны стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства.

В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности.

Содержание воспитания в соответствии с ФГОС – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к дому, к окружающим людям, к национальной культуре, к традициям, к Родине, к планете Земля.

        Программа апрбационной площадки рассчитана на 1 год.

Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Современной России как никогда необходимы возрождение духовности, воспитание детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм, применительно к  дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине. [1, 2]

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОО анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Это происходит ещё и потому, что очень мало информации в электронном виде о различных периодах нашей истории и развитии культуры народа, адаптированных именно для дошкольников.

Поиск нового содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям (ИКТ).

  1. Актуальность проекта

Любовь к Родине – это социальное сознание людей, которые испытывают огромную привязанность к родному краю, культуре традиция своего народа. Воспитание и развитие патриотического чувства у детей - это система мероприятий, которые направлены на формирование  чувства любви и гордости к своей отчизне. Любовь к Родине начинается у ребенка с любви к родным и к родному дому. Дети дошкольного возраста очень пытливы и эмоциональны, они готовы к сопереживанию, и в этом возрасте начинается процесс формирования личностных ориентиров и становления личности патриотов.

В наше время, когда старые традиции утрачены, а новые только начинают формироваться, очень важно правильно донести  все ценности до ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

  Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.п.

Из национальной доктрины образования в РФ

Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка.

  1. Тема

 Инновационные подходы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и создание электронно - информационной библиотеки для дошкольников

  1. Объект апробации – патриотическое воспитание дошкольников.

Предмет апробации - являются специфика патриотического воспитания дошкольников

  1. Цель инновационной работы

Целью проекта является внедрение и апробирование инновационных форм и методов патриотической работы для развития  и совершенствования системы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

         Задачи инновационной работы

1.Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных  технологий, направленных на создание условий для формирования  у детей патриотизма.

2.Разработка новых, оригинальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников, которые могли бы использоваться на уровне ДОО.

3.Повышение качества образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

4.Знакомство воспитанников с историей села и страны, формирование уважительного, бережного отношения к памятникам и народной культуре, и традициям российского народа.

5.Активизация работы по созданию электронной библиотеки и расширению методических знаний за счет использования интернет - технологий.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории страны, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил страну, будут знать традиции и культуру  своего народа, начнут проявлять интерес к событиям  российской  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

  1. Методы исследования.

Методы патриотического  воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических  качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности они чаще всего делятся на 4 группы:

1) методы формирования идейно-нравственного сознания (убеждение);

2) методы формирования общественного поведения и опыта отношений (принуждение);

 3) методы корректировки поведения (поощрение и наказание);

 4) метод конкретизации принципов, норм и правил поведения (личный положительный пример).
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по программе:

 -методы, повышающие познавательную активность;
-методы, вызывающие эмоциональную активность;
- методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;
-методы коррекции и уточнение детских представлений.
1. Методы, повышающие познавательную активность.
Под познавательной активностью следует понимать активность, проявляемую в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии информации, уточнять, углублять свои знания.
При использовании этого важного педагогического приема педагог в каждом конкретном приеме должен решить, с какого сравнения начинать – по сравнению по сходству или по контрастам.  Далее используются приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы. (Важнейшим дидактическим принципом является прямое повторение – от детей требуется умение повторять то, что они усвоили).
Здесь же важно выделить применение знаний в сходной ситуации;
-повторение на опосредованном уровне.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опыта. Они, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой.
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного  материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии.
Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению чувств игровые приемы:
-воображаемая ситуация;
-придумывание сказок;
-игра-драматизация;
-сюрпризные моменты и элементы новизны;
-сочетание разнообразных средств.
3. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности.
Анализ исследований межпредметных связей в педагогическом процессе показал, что такие связи имеют разную направленность. Это может быть решение познавательных задач, совершенствование навыков, накопление чувственного опыта. Для того, что бы устанавливать связь между разными видами деятельности нужны дидактические мостики:
-прием предложения и обучения;
- перспективное планирование;
-беседа;
-создание предметной среды.
4. Методы коррекции и уточнение представлений детей о мире.
В процессе наблюдений  приобретения знаний об окружающем мире у детей формируются оценки и преставления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о себе, о различных явлениях и событиях. Ограниченный жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у ребят складывается не всегда правильные, точные представления. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать их, учить детей соответствующим формам поведения и выражения своего отношения.
Ведущими методами служат:
-повторение;
-наблюдение;
-экспериментирование;
-опыты.
Столь же необходима коррекция и уточнение представлений приобретенных детьми при стихийном получении информации.
При проведении  работы по патриотическому воспитанию детей необходимо помнить следующее:
-по ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
-составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
-рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в этом возрасте детям не доступна хронология, Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были совсем маленькие» ит.д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их запоминания (например, 1812, 1941, 1945.)
-язык рассказа должен быть очень простым, если в рассказе встречаются незнакомые слова, то нужно объяснять их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь если предложения простые, короткие.
- в процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает данное здание.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.
          Рассматривая методы, направленные на формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок, В.Г. Нечаева и Т.А. Маркова предлагают как наиболее эффективные следующие:
- беседы воспитателя на этические темы;
- чтение художественной литературы и пересказ;
- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач.
К.Д. Ушинский сказал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Задача дошкольного педагога - отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими неподдельный интерес. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, дошкольный воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край.
Необходимо показать ребёнку, что его  родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение будет иметь пример взрослых, в особенности,  близких дошкольникам людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т.д.

6. Сроки и этапы

Инновационная  работа изначально была рассчитана на 1 год.

1 этап – Аналитико-диагностический. Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности патриотического сознания воспитанников, выявление инновационного потенциала площадки;  разработка и утверждение направлений развития проекта. Разработка программ работы по направлениям. Продолжительность – сентябрь - декабрь 2016 года.

  2 этап – практический. Разработка и апробация инновационных форм патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Апробация и использование в работе площадки личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Расширение внутреннего и внешнего партнерства. Отслеживание  инновационных процессов, анализ состояния. Продолжительность – январь 2017 года – апрель 2017 года.

   3 этап – заключительный, аналитический. Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за один год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, области, работающими по проблеме семейного и патриотического воспитания (участие в работе круглых столов, семинаров, проведение мастер-классов). Прогнозирование следующих вариантов развития проекта «Мы дети будущего». Продолжительность – май 2017 – сентябрь 2017

7.План мероприятий по реализации проекта

№ п.п.

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Ожидаемые результаты

Инновационные подходы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и создание электронно - информационной библиотеки для дошкольников

Создание творческой группы педагогов объединений для разработки основных характеристик проекта.

 Август-сентябрь 2016

Старший воспитатель

 Включение педагогического коллектива в реализацию проекта

Разработка Положения о апробационной площадке учреждения. Создание нормативно-правовой базы по обозначенной проблеме.

Сентябрь -ноябрь 2016

Все педагоги

Формирование нормативно-правовой базы для реализации проекта

Корректировка программ по формированию патриотических позиций у дошкольников общеобразовательных программ педагогов.

Сентябрь – декабрь 2016

Все педагоги

Внесение в программы новых форм, приемов организации деятельности по патриотическому воспитанию

Разработка системного мониторинга реализации проекта.

Январь 2017

Все педагоги

Наличие модели мониторинга и механизмов ее реализации, диагностического инструментария

Реализация мероприятий учреждения (по плану, в план включены мероприятия по направлениям патриотического воспитания.

Сентябрь-январь 2016-2017 г.г.

Творческая группа проекта

Выполнение плана мероприятий по патриотическому воспитанию

Проведение мероприятий в рамках входящего мониторинга.

Сентябрь-январь 2016-2017

воспитатели

Наличие результатов диагностики, формирование банка данных

Разработка образовательных проектов  по патриотическому воспитанию, а также комплексного цикла занятий по формированию у воспитанников патриотических знаний

Сентябрь -август 2016-2017

Старший воспитатель

Наличие целевых образовательных проектов по  патриотическому воспитанию  и комплекса тематических занятий.

Разработка структуры  портфолио по созданию педагогического комплекса по патриотическому воспитанию.

Декабрь 2016

сентябрь 2017

Старший воспитатель

Наличие структуры портфолио комплекса.

Апробация образовательных проектов  по патриотическому воспитанию, комплексного цикла занятий по формированию у воспитанников патриотических знаний.

Февраль 2016 сентябрь 2017

воспитатели

Наличие методического обеспечения программ и  методические разработки занятий в системе дошкольного образования

Реализация комплекса мероприятий с социальными партнерами.

Январь 2016

сентябрь 2017

Старший воспитатель

Выполнение плана мероприятий

Проведение семинаров, методических объединений, педагогического совета, конференций, конкурсов, выставок, презентаций, соревнований, открытых занятий, мастер-классов.

Ноябрь 2016

май  2017

Творческая группа

Наличие обобщения и представление опыта по направлению, проекты

Подготовка публикаций по обобщению педагогического опыта по патриотическому воспитанию.

Сентябрь 2016

сентябрь 2017

Наличие публикаций

Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов проекта.

 

Октябрь 2016

июнь 2017

Старший воспитатель

Анализ и оценка деятельности проекта, аналитические материалы

Обобщение и распространение опыта работы учреждения  путем создания электронной библиотеки

Октябрь 2016

июнь 2017

Творческая группа

Электронная библиотека методических материалов

8.Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение

  1. инновационный проект;
  2. методические рекомендации для педагогов;
  3. сценарии праздников и занятий;
  4. сборник методических пособий в электронном виде;
  5. методические и учебно – методические пособия в электронном виде:

- «Растим патриотов России»

- «Технологии, формы и методы организации патриотического воспитания»

- «Социальное партнерство в реализации патриотического воспитания»

- «Программы и проекты по направлениям гражданско-патриотического воспитания»

- «Народная культура и традиции России»;

-«сборник фольклорных песен для дошкольников»;

-«сборник мастер-классов по изготовлению народных игрушек»

9.Критерии оценки ожидаемых результатов

Оценка эффективности инновационного проекта патриотического воспитания "Мы дети будущего" обеспечивается:

  • средствами общественного контроля через "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары
  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику патриотического воспитания.
  • Координацией исполнения проекта руководством образовательной организации.
  • разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве
  • через СМИ, Интернет;
  • участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.

10. Предполагаемый состав участников:

Педагоги детского сада, родители, воспитанники

Социальное взаимодействие

Социальное  взаимодействие понимается нами как особый вид совместной деятельности  между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное взаимодействие – средство для развития социальной компетентности воспитанников, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития. Чтобы создать  инновационную площадку социального взаимодействия, нужно наладить систему партнерских отношений в пространстве;  сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанников;  а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, общественными организациями. Данный проект  нацелен на упорядочение работы всех направлений и создание единой системы воспитательной деятельности.

 Внутрисадовское взаимодействие (педагог – воспитанник)

 Социальное взаимодействие с семьями воспитанников

 Социальное взаимодействие с музеем школы. (Предоставление материала, пополнение материала)

 Социальное взаимодействие с администрацией и учреждениями культуры сельского поселения Лопатино.

Сотрудничество детской школой искусств №4 с.Лопатино 

Совместная работа по проведению общепоселковых мероприятий, по повышению имиджа детского сада в посёлке.

Сотрудничество клубом.

Совместная работа с сельской библиотекой по расширению читательского кругозора и развитию эмоциональной сферы воспитанников.

11.Прогнозирование:

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности

Оценка эффективности ожидаемых результатов по реализации проекта будет осуществляться на основе оценочных показателей, включающих целенаправленность образовательно-воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и приемов, использование современных педагогических технологий воспитательного воздействия, широту охвата по созданию педагогического комплекса по формированию патриотических позиций  у всех участников образовательного процесса. 

1.Создание целостного комплекса гражданско-патриотического воспитания в ДОО, ориентированного на становление и развитие личности:

- любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину;

- личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

2. Формирование основополагающих ценностей культуры.

3. Создание модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех по проблеме гражданско-патриотического воспитания воспитанников.

4. Создание системы мониторинга эффективности проводимой работы.

5.  Разработка и подбор интерактивных технологий и методик патриотического воспитания детей.

6. Разработка и реализация программ по ведущим направлениям патриотического воспитания: духовно-нравственному, историко-краеведческому, социально-патриотическому, военно-патриотическому, героико-патриотическому.

7.. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь, освоение доступных знаний об истории родного Отечества, приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми, проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Литература

  1. Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
  3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". М.
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

  1. Цифровые образовательные ресурсы.
  2. Материалы из Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети – будущее России

Проблемы одаренности детей дошкольного возраста волнуют и ученых, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным д...

Здоровые дети - будущее России

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребёнка. Наверстать то, что упустили   или изменить  в этот период  в дальнейшем непросто, а порой и ...

Летняя тематическая неделя "Здоровые дети - будущее России"

Тематическая неделя в летний оздоровительный период и фотоматериал проведения ...

Памятка для родителей детей будущих первоклассников

Эту информацию удобно распечатать и раздать каждому родителю в рамках общего родительского собрания в старших и подготовительных группах....

сценарий "Одаренные дети - будущее России"

Городской конкурс для одаренных детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей «Будущие математики» (с использованием блоков Дьенеша)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей                  старшего дошкольного возраста...

Дети – будущие хозяева нашей планеты.

Экологическое воспитание в детском саду по ФГОС...