Современные формы работы ДОО с родителями дошкольников.
статья на тему
Существет большое многообразие форм работы с родителями. Определение содержания и формы работы с родителями диктуются конкретными условиями, ситуациями или затруднениями, которые испытывают родители в воспитании детей. Никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы работы ДОО с родителями дошкольников.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Необходимо донести до родителей педагогические знания и по возможности помочь применить их в практике семейного воспитания. О.Л.Зверева и Т.В.Кротова выделяют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
К коллективным формам относят родительские собрания, конференции, «Круглые столы», инструктаж родителей, совместные праздники и досуги, творческие лаборатории.
Родительские собрания могут проводиться в разных формах.
М.А.Аралова предлагает оригинальные формы сценариев проведения родительских собраний. Оптимальная периодичность собраний - не менее одного раза в месяц.
Автор рекомендует проводить собрание типа педагогическая лаборатория в начале и конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Родители заполняют анкету «Родитель- ребенок - детский сад». Обсуждаются мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные, общие тематические праздники, спортивные, развивающие фантазию и воображение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание, материальные затраты на реквизит и призы.
В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки достижения и ошибки.
Одной из интересных форм работы является «читательская конференция». За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов».
Родительское собрание может быть организовано в форме «Аукциона», т.е. «продажи» полезных советов по выбранной теме. Для примера рассматривается тема «К школе готов?». За 10 дней до проведения собрания воспитатель просит родителей обсудить с детьми вопросы, связанные с представлениями ребенка о школе. Воспитатель просит родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить другим родителям. Воспитатель расшифровывает понятия: адаптация, внимание, воображение, мышление, предлагает выступить родителям, подготовившим упражнения для развития мышления. К родительскому собранию воспитатель делает подборку книг, которые помогут ребенку подготовиться к школе. Индивидуально можно рекомендовать родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах. Необходимо обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, научить его доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное- организовать труд ребенка.
Для проведения родительского собрания в форме «лекции- семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущим собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты- врачи, психологи, логопеды, методисты и т.д. Рассматривается тема «Страхи» без привлечения специалистов. За 10 дней до проведения собрания следует попросить родителей нарисовать вместе с детьми картинку «Мой страх», обсудить страхи ребенка, выяснить, боится ли ребенок чего-нибудь в детском саду. Обсуждаются способы преодоления страха, используемые родителями, выявление наиболее действенных.
«Душевный разговор» - собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок- левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.д. Совместно обсуждаются проблемы помощи детям, составляются игры, задания для детей.
«Мастер- класс»- собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер- класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему «Мастер- класса» и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, застилать постель, вести себя в метро ит.д. Воспитатель предупреждает родителей, что несколько минут они уделяют теории, а затем дают практические советы или показывают ролевую игру- сценку.
Собрание в форме «ток- шоу *Есть мнение*» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. Воспитатель выбирает оппонентов и предлагает ситуации для рассмотрения. Психолог комментирует ситуации и помогает родителям принимать решения.
«Педагогический консилиум» - форма собрания, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие возрасту детей.
Родители обсуждают вопрос о том, какой они себе видят методику, которая помогла бы наиболее полно развивать интеллектуальные, физические и эмоциональные способности их детей.
«Педагогический капустник» - это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Сюда можно отнести проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца».
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
В настоящее время все чаще стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
Инструктаж родителей можно рассматривать как разновидность групповой консультации, но с более скромными целями и задачами. Инструктор по семейному воспитанию соответствующей группы родителей должен уметь внимательно выслушать их рассказы, относиться к ним с симпатией и уважением, уметь поддерживать в них уверенность в своих силах и самоуважении.
В дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и досуги в группе, такие как «Рождественские забавы», «Масленица», «Лучший папа», «Праздник урожая» и др. Досуговые формы организации общения используются с целью установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. К ним относятся – совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация разнообразных конкурсов, игр. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если будет уделяться достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Примерные сценарии праздников представлены у Т.Н.Дороновой.
Содержанием такой формы, как творческая лаборатория, могут быть кулинарный класс, конкурс семейных талантов, создание рукописных книг, выпуск газет, театрализованные представления с участием родителей в качестве героев («Взрослые детям»), семейные альбомы: «Чтоб жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом», «Наши традиции», «Досуг в семье».
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы (консультации) с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы-обмен мнениями по тому или иному вопросу: ее особенность- активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникнуть стихийно по инициативе и родителей и педагога. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новее знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. В беседе с родителями надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка, рассказать об его успехах и достижениях, пусть даже незначительных. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Поэтому следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
В последнее время, в дошкольных образовательных учреждениях широкое распространение нашли нетрадиционные формы общения с родителями. К ним относятся педагогические упражнения, педагогические ролевые игры и ситуации, педагогические игры.
Кротовой Т.В. выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные.
К информационно-аналитическим формам организации общения с родителями относятся - проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Е.П.Арнаутова рекомендует проводить тестирование родителей (письменно и устно), интервьюирование с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания.
К познавательным формам общения относятся семинары- практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием-«Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», педагогическая библиотека для родителей. Положительной стороной игр с педагогическим содержанием является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения. Их вынуждают думать. Искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Практическими работниками применяется устный педагогический журнал, созданный и апробированный практиками Санкт- Петербурга. Журнал состоит из 3-6 страниц, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала- это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок , книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
В дошкольных учреждениях создаются клубы для родителей («Клуб почемучек»,родительский клуб «Взаимодействие»), семейные клубы («Здоровье», «Вместе изучаем английский язык», «Хозяюшка»). Клубы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают разнообразные качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
Используя различные формы работы с родителями, педагоги применяют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников.
В настоящее время Е.П.Арнаутовой разработаны игровые методы активизации родителей.
К методам активизации относятся просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Видеоролик поможет родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше.
К игровым методам активизации относятся игры для взрослых «Откуда эти строки? », задания, направленные на «расшифровку мира детей» (родителям предлагается пара строк известных детских стихов, и они должны узнать из какого произведения эти строки); предложить родителям вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные им детские игры; загадки, произнесение чистоговорки; предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?». Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; рекламу игрушки по аналогии с телевизионной, приведение примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей), литературы выставок для родителей.
Помимо методов активизации родителей О.Л.Зверева, Т.В.Кротова рекомендуют использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.
В.П.Дуброва рекомендует формировать у родителей кроме педагогической рефликсии, педагогическую компетенцию и педагогическую позицию.Все это формирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
Е.П.Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. В результате участия в игровых тренингах родители открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Помимо выше упомянутых методов, вводятся элементы тренинга- упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой.
Предлагается программа практикума для родителей детей предшкольного возраста, которая рассчитана на определенное количество встреч. Каждая встреча- это дискуссия, диспут, игровой практикум, обсуждение ситуации, игровой тренинг.
М.М.Анцибор, Н.А.Гуляева предлагают использовать такую форму работы с родителями, как деловая (ролевая) игра. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности семьи. Деловая игра - это форма совершенствования семейного воспитания, воспитания, восприятие лучшего опыта и утверждения себя как родителя в семейных ситуациях: «Я поступаю правильно. А вот эти методы - возьму на заметку…» Необходимое условие деловой игры- добровольное и заинтересованное участие всех родителей, открытость, искренность ответов.
Мозговая атака (мозговой штурм) так же как и «деловая игра» предполагает наличие достаточных знаний по проблеме. Воспитатели заранее готовят вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с темой родительского собрания, которые будут предложены родителям. Выделяются 2-3 команды, в командах выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же педагогические ситуации. В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его, потом - наоборот. Победителем считается та команда, которая дала более исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число дополнений к ответам своих соперников.
МаханеваМ.Д., КнязеваО.Л. рекомендуют проводить деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбора проблемных ситуаций по видеосъемкам.
Т.А.Данилина и др. рекомендует использовать для работы с семьей информационные письма и памятки, «заочные» консультации.
В работе с семьями удачно зарекомендовали себя такие формы как: семейные и межсемейные проекты различной направленности ; родительские гостиные, тренинги по запросам родителей; совместные вернисажи; мастер- классы; библиотека компьютерных игр; совместное творчество родителей, детей и специалистов; аукционы, благотворительные марафоны, распродажи; телефон доверия.
Значимую роль во взаимодействии с семьей играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей. Для этого используется такая форма работы, как «наглядная педагогическая пропаганда» содержание которой представляет рекламный стенд, стенд нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения, информационные стенды в группах, информационные корзины (выявление и статистический учет проблем, оперативное информирование и вовлечение в решение проблемной ситуации служб и специалистов по заявке родителей), информационные письма « Из первых рук» (по заявленной тематике), памятки для родителей.
« Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничить установленные законом права сторон»,- сказано в ст. 18, п.4 Закона РФ «Об образовании».
О.В.Солодянкина подразделяет формы работы с родителями и детьми на: формы познавательной деятельности; формы трудовой деятельности; формы досуга; формы активизации; наглядные формы.
Из сравнительно новых форм отмечает видеофильмы, которые создаются по определенной тематике «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
О.В.Солодянкина пишет, что в соответствии с нормативно- правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и других формах.
Одной из новых форм работы с родителями является создание Попечительского совета. Попечительский совет ДОО является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при дошкольном учреждении.
Интересной формой сотрудничества является создание и организация работы «Школа молодой семьи», «Школа молодых матерей», «Семейный клуб», «Родительская суббота». Содержанием работы этих форм являются вопросы культуры семейных отношений, значение семьи в воспитании и обучении дошкольника, функции современной семьи, особенности организации игры в домашних условиях и др. Используются еще и такие формы работы с родителями , как организация дня добрых дел, проведение предметных циклов для родителей и детей, организация совместных соревнований для детей и родителей, организация декадника «Внимание, дети!», изучение семейного опыта, обобщение опыта воспитания в семьях.
В масштабах детского сада проводится работа с родительским активом детского сада. Для родительского актива могут быть отдельно организованны занятия, лекции, педагогические семинары - это серьезная школа воспитания родительского актива. На семинарах обсуждаются в первую очередь наиболее трудные вопросы семейного воспитания. Слушатели получают практические задания. Эти мероприятия- задания способствуют укреплению единства требований к развитию детей в детском саду и вне его.
О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер предлагают еще и такие формы работы, как презентация дошкольного учреждения, педагогический совет с участием родителей, посещение семьи.
В последнее время стали актуальными такие формы как родительская суббота, проектная деятельность с родителями.
Любая форма общения с родителями должна предполагать эмоциональность, лаконичность общения и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из жизни и деятельности детей, всего детского сада.
Таким образом, на основе анализа педагогической и управленческой литературы мы убедились в многообразии форм работы с родителями, которые во многом перекликаются с формами методической работы с педагогами ДОО. Выбор темы, определение содержания и формы работы с родителями диктуются конкретными условиями, ситуациями или затруднениями, которые испытывают родители в воспитании детей. Необходимо помнить слова А.С.Макаренко о том, что никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы
Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....
Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы
Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....
Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....
Современны формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье рассказывается о современных подходх в работе с семьями воспитанников...
статья "Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"
В статье представлены новые формы взаимодействия ДОО и семьи...
Консультация "Современные формы работы по развитию речи дошкольников"
Цель данной консультации оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности....
Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....