Социально-нравственное воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с детьми и родителями
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Социально-нравственное воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с детьми и родителями
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт, как социальный, так и нравственный, учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад. Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка и, что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества.
Семья и детский сад, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Они содействуют развитию отношений родителей, педагогов и детей, т. к. совместная деятельность создает партнерские отношения, отношения сотрудничества. Ведь обычно педагог выступает в роли этакого мудреца, руководит, оценивает ребенка, указывает, как надо поступать. Наши же родители и педагоги взаимодействуют, как партнеры, которые обеспечивают максимальную поддержку в удовлетворении потребностей и интересов друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.
Практика работы нашего детского сада показала, что традиционные родительские собрания недостаточно эффективны, так как родители выступают на них как формальные слушатели. Поэтому организация родительских собраний в нашем детском саду проходит в нетрадиционной форме – это и собрания - брифинги, собрания-консультации, собрания в форме круглого стола (это помогает создать неформальную обстановку). Диалог на родительских собраниях – это путь к взаимопониманию.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки. В каждой группе имеется уголок для родителей, где содержится информация о знаниях, информация о детях, объявления, благодарственные письма. Такая форма общения удобна для донесения информации, которая необходима каждому родителю. Для обратного общения в детском саду есть почтовые ящики, где родители могут задавать вопросы, адресованные педагогам группы, специалистам, методисту, заведующей. Ответы могут быть опубликованы в газете, на стендах, папках – передвижках.
Детский сад активно вовлекает родителей в организацию и проведение вечеров развлечений: подготовка декораций и костюмов, личное участие, например, в этом году было организовано совместное празднование Нового года, а также спортивные праздники и досуги. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, учит последних более эффективным методам общения с детьми, а также оптимизации детско-родительских отношений, родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Мы делимся с родителями опытом продуктивной деятельности, с этой целью проводятся мастер-классы. Процессу взаимодействия детского сада и родителей способствует также организация выставок, это привлекает внимание родителей к результатам обучения детей. Тематические выставки детских рисунков, выставки-вернисажи «Разбежались краски по осенней сказке», «Сказки зимнего леса», «Весеннее настроение», «Защитники Отечества», а также организованные в группах фотовыставки, посвященные 8 Марта и 23 Февраля и другие темы семейного воспитания, рассказывающие о любимых семейных праздниках, занятиях, играх.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми предполагает организацию акций, среди таких мероприятий, проводимых в нашем детском саду можно назвать акцию«Елочка - зеленая иголочка», организуемая ежегодно в преддверии Нового года, а также«Озеленение участка», «Первомайский субботник», районный конкурс «Сохраним планету голубой и зеленой». Они содействуют развитию отношений не только между педагогами и родителями, родителями и детьми, но и содействуют развитию отношений между семьями воспитанников. Для решения практических задач воспитания организован семейный клуб«Сударушка», а также родительский комитет. Для определения общих социальных, нравственных и других воспитательных и образовательных задач, 5 числа каждого месяца проводится День открытых дверей.
Эта форма работы позволяет родителям посетить занятия, познакомиться с программой воспитания и обучения, а также понаблюдать за своим ребенком в общении со сверстниками, в процессе обучения. А педагоги получают возможность провести индивидуальную беседу, обсудить проблемы.
Социальное окружение – это наиболее значимый из фактов в формировании личности человека, поэтому от эффективности взаимодействия ДОУ и родителей с детьми зависит воспитание целостной, нравственной и здоровой личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом
Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....
Доклад для воспитателей «Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 1.Особенности формирования личности в дошкольном возрастеМаленький ребено...
Статья "Социально-нравственное воспитание дошкольников" может использоваться как консультация для родителей.
в статье сделан акцент на приоритеты в воспитании дошкооьников....
«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа
На современном этапе задача всех образовательных организаций не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с в...
Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
Актуальность Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...
Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ
Именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...