Главные вкладки

    Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
    проект на тему

    Актуальность

       Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что  у родителей не достаточно сформированы знания  в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opisanie_proekta_po_vzaimodeystviyu.docx40.98 КБ

    Предварительный просмотр:

       Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

    Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

    Введение

    Актуальность

       Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что  у родителей не достаточно сформированы знания  в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.

       Цель: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.

    Задачи:

    1. Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО.
    2. Создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально -нравственных основ у дошкольника в современных условиях.
    3. Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
    4. Проектирование процессов взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
    5. Проектирование традиционных и нетрадиционных форм  взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.
    6. Анализ, результативность, перспективность.

    Этапы проекта:

    1.  Организационный: август – сентябрь.    

    Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников.

    1. Содержательный: октябрь – апрель.

    Внедрение в практическую деятельность  эффективных форм взаимодействия педагогов  и родителей по формированию социально-нравственных основ  у дошкольников.

    1. Результативный: май – июнь.

    Анализ, результативность,  перспективность.

    Тип проекта

     По методу: информационно - практико-ориентированный.

     По содержанию: педагоги, дети, родители.

     По количеству участников: коллективный.

     По продолжительности: долгосрочный.

        Объект: дети, педагоги,  педагог – психолог, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, родители.

       Предмет: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.

    Условия взаимодействия педагогов с родителями: 

    1. Выработка единых целей и форм  по формированию социально –нравственных основ у дошкольника.
    2. Создание образовательной среды.
    3. Открытость дошкольного учреждения.
    1. Установка позитивных, доброжелательных отношений  и доверительно-деловых контактов между педагогами и родителями.
    2. Дифференцированный подход к каждой семье.

      Целевые ориентиры:

    • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;
    • ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
    • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
    • ребёнок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
    • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.

       Проектная работа может использоваться педагогами и родителями  других детских садов по формированию социально – нравственных основ у дошкольников.

                                               

                                           

                                             Основная часть

       1.1.Теоретическое обоснование взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.

       Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. 
    Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 
      Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с на   ибольшей остротой встают именно в наши дни.

       В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить всестороннего, гармонического, личностного развития ребенка в раннем возрасте. За воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

       Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»  обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.

       Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».

       Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.

       Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так:

       1) взаимная связь двух явлений;

       2) взаимная поддержка.  

       Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.   Налаживание  взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольников сделает процесс социально - нравственного воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема взаимодействия педагогов и родителей  предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с  родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности  родителей.

       Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

       Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

    • Традиционные формы взаимодействия: беседы, посещение семей, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, родительские конференции, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
    • Нетрадиционные формы взаимодействия: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтаж, проведение акций, почта доверия, проведение мастер-класс, круглый стол, презентации.

                           Практическая часть

       Проект по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников».

       Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

       Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог – психолог.

        Участие педагогов в проекте.

    • Воспитатели:

           участвуют в обсуждении плана проекта;

           создают условия в группах для познавательных и развлекательно-игровых  мероприятий, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, к продуктивной деятельности, уголки театрализованной деятельности, зоны для художественного творчества, физкультурно-оздоровительные, музыкальные, познавательно-исследовательские центры, книжные уголки)

           оформляют информационно-наглядные стенды для родителей (советы, шпаргалки, рекомендации, памятки);

           проводят мероприятия с детьми (беседы, целевые прогулки, обыгрывание сюжетных ситуаций, сюрпризных моментов).

           организовывают продуктивную художественную деятельность с детьми;

           оформляют выставки детских рисунков на тему: «Моя семья», «Профессии моих родителей»,  «Мы отдыхаем», «Мамочка моя», «Самый лучший папа» и другие.

           организуют конкурсы рисунков.

    •  осуществляют интеграцию всех образовательных областей и работу специалистов.
    • Деятельность детей:

           активно участвуют в проводимых мероприятиях;

           совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;

           занимаются продуктивной деятельностью (рисование, лепка, изготовление поделок из природного и бросового материала, оригами);

           читают стихи, потешки, поют песни, танцуют, участвуют в конкурсах;

           совершают целевые прогулки, экскурсии совместно с родителями;

           расширяют кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность через игры, опыты и эксперименты;

    • Педагог - психолог:

           участвует в обсуждении плана проекта;

           оказывает психологическую поддержку по организации и проведению познавательно-речевых, социально-личностных, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

           проводит анализ используемых в работе педагогических технологий;

           составляет рекомендации для воспитателей и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей;

           осуществляет работу с родителями.

    • Музыкальный руководитель:

           участвует в обсуждении плана проекта;

           проводит музыкальные занятия с элементами хореографии, ритмики, праздничные и развлекательно-игровые мероприятия, связанные с тематическими днями, с календарём праздников, посвящённом нравственной тематике; занимается разработкой сценариев к праздникам и развлечениям;

           подбирает для детей музыкальные произведения, несущие положительный эмоциональный настрой.

    • Воспитатель по физической культуре:

           участвует в обсуждении плана проекта;

           участвует в развлекательно-игровых мероприятиях, направленных на оздоровление детей;

           воспитывает у детей желание вести здоровый образ жизни;

           осуществляет работу с родителями, проводит праздники «Папа, мама, я- спортивная семья».

    • Деятельность родителей:

           оказывают помощь воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении мероприятий;

           являются инициаторами совместных мероприятий: тематических дней, познавательных и экологических акций, целевых прогулок и экскурсий;

           совместно с детьми участвуют в продуктивной деятельности, в формировании выставок детских работ, фотосессий и фотовыставок;

           участвуют в формировании и насыщении предметно-развивающей среды группы (изготовление атрибутов к играм, развлечениям, конкурсам, акциям) и территории дошкольного учреждения;

           помогают в приобретении поощрительных призов;

           фотографируют и снимают на видеокамеру все мероприятия.

    Материально-техническая оснащение.

       В   ДОУ  созданы необходимые условия для организации совместных  мероприятий  с  родителями , проведения индивидуальных консультаций по их запросам:

            музыкальный и физкультурный залы,

           кабинеты для индивидуальных занятий с психологом,

           методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми,

           наличие ТС: компьютеры, цветной принтер, ксерокс, фотоаппарат, видеокамера, мультимедео установка, достаточная обеспеченность информацией (стенды, коллажи, выставки и фотовыставки, тематическое оформление лестничных маршей и коридоров).

                                    Перспективное планирование

    Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию  

                    социально- нравственных основ у дошкольников».

    Этап  

       Мероприятия

      Участники

       Цель

    1.Организационный: август – сентябрь.

    1.ФГОС [Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014.

    2. Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М., 2010.

    3.Дронь, А. В.  Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников, [Текст]  /А.В. Дронь. - СПб.-  2012.

    4.Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. –МО.- 2012.

    Педагоги.

      Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников.

    2этап

    Содержательный: октя

    брь – апрель.

       

     

    Анкета для родителей «Ценности и традиции нашей семьи»

    Дети, педагоги, родители, старшее поколение.

    Внедрение в практическую деятельность  эффективных форм взаимодействия педагогов  и родителей по формированию социально-нравственных основ  у дошкольников

    Анализ информации о семьях

    воспитанников

    Родительское собрание «Социально – нравственное воспитание в семье»

    Педагоги,  родители

    Повышение педагогической культуры родителей

    Встреча с многодетной семьёй «Счастливая семья»

    Педагоги, многодетные семьи

    Знакомство с семейными ценностями

    Досуг «Бабушкин сундучок»

    Бабушки, педагоги, дети, муз. руковод.

    Знакомство с семейными реликвиями

    Мастер – класс «Игрушка моего детства»

    Старшее поколение, родители, дети, педагоги.

    Знакомство с историей народной игрушки, вызвать желание сделать игрушку своими руками.

    Досуг «Мамина школа»

    Мамы, педагоги, дети

    Воспитание уважения к труду мамы

    Ярмарка мастеров

    Старшее поколение, родители, педагоги.

    Развивать творческие способности в совместной  со взрослыми деятельности.

    Фотовыставка «Будем знакомы – это наша семья». Рассказ о семье

    Родители,

    дети, педагоги.

    Знакомство с семьями воспитанников

    Круглый стол «Читаем всей семьёй» (из опыта семейного воспитания)

    Родители, педагоги.

    Вызвать интерес к семейному чтению

    «Отдыхаем вместе с семьёй». Слайд – шоу (из семейного архива)

    Родители, дети, педагоги

    Выявить необходимость совместного отдыха родителей с детьми

    3 этап Результативный: май – июнь.

    Анализ проведённой работы.

    День открытых дверей.

    НОД «Знамя семьи – любовь».

    Презентация «Взаимодействие педагогов с родителями по социально –нравственному воспитанию детей»

    Дети, родители, педагоги.

    Анализ, результативность, перспективность.

                                                        Заключение

    В ДОУ  созданы все необходимые условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольника:

    • Изучена и проанализирована  научно – методическая, нормативно – правовая литература по ФГОС ДО.
    • Созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально - нравственных основ у дошкольника. Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей  по формированию социально - нравственных основ у дошкольника .
    • Спроектированы процессы взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
    • Спроектированы традиционные и нетрадиционные формы  взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.

    В результате взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных идет взаимообогащение и накопление личностных качеств.
    Творчество родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.

                                             

    Список литературы

    1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] - М.: Центр педагогического образования. 2014

     2.Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М.: Творческий Центр, 2010.

    3.Дронь, А. В. . Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. . [Текст]  /А.В. Дронь. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

    4. Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. Московская область, 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

    Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников»

    Консультация для педагогов о роли ДОУ по взаимодействию с родителями в формировании ЗОЖ у дошкольников....