Организация методической работы по формированию коммуникативных компетенций
статья на тему

Малаева Ануся Юрьевна

Организация методической работы по формированию коммуникативных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на августовском совещании работников образования

Зольского муниципального района

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

                                                                             Подготовила:

                                                                                 старший воспитатель

                                                                               МКОУ «СОШ№3» с. п. Сармаково

                                                                               Малаева А.Ю.

Август, 2016 год.

«Организация методической работы

по формированию коммуникативных компетенций».

"Ввести ребенка в мир человеческих отношений

- одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста"

В.А. Сухомлинский.

                 Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с самого раннего детства.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого - педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона и других.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2015г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 предъявляет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. А целевые ориентиры требуют, чтобы ребенок:

- «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- способен договариваться, учитывать чувства и интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В соответствии с пунктом 4.7. «ФГОС ДО» целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48  «Обязанности и ответственность педагогических работников» Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 года «педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых предмета, курса, дисциплины, (модуля)   в соответствии с утвержденной учебной программой».

Так что же конкретно нас интересует сегодня? Это коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее умение конструировать предстоящее общение, речевые навыки, умение слушать, культуру ведения дискуссии, владение невербальными средствами общения и др.

Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у детей при организации образовательной деятельности.

По мнению Н.А. Коротковой, формирование коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности:

- игровая деятельность,

-  продуктивная деятельность,

- познавательно - исследовательская деятельность,

-  чтение художественной литературы.

Проанализировав научно- методическую литературу, приходишь  к выводу, что формирование коммуникативных навыков целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения. В качестве основных форм организации этой деятельности используются кружковые занятия, и дидактические игры, проектная деятельность коммуникативного содержания, рассматриваемые  как средства формирования умений. На основе анализа данных форм установлено существенное сходство между ними, что позволяет применить к ним единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Одним из лучших средств развития речи и мышления детей  
является  игра, которая доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.
      Все виды и формы работы с детьми по формированию у них коммуникативных компетенций важны, но ее величеству
ИГРЕ принадлежит основная роль. Любая игра – будь это сюжетно-ролевая, строительная, подвижная, дидактическая, театрализованная, настольно-печатная, музыкальная – для ребенка – подлинная жизнь. А при правильной организации игровой деятельности воспитателем можно достичь максимальных результатов формирования коммуникативных компетенций воспитанников. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и

творческого подхода педагога.

Необходимый уровень сформированности коммуникативных навыков обеспечивается путем поэтапного их формирования у детей воспитателем.

Структура коммуникативной компетентности воспитателя включает специфические психолого-педагогические знания, умения, навыки и коммуникативно-значимые личностные характеристики. На уровне конкретного педагога характер коммуникативной компетентности проявляется в индивидуальном стиле общения с дошкольниками и родителями. Уровень коммуникативной компетентности педагога влияет на выбор стратегии и техники реализации программ воспитания ребенка посредством общения, определяя результативность и психологическую целесообразность этого процесса.

В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Накоплен достаточный теоретический материал как в отечественной (Л.А. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, СВ. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин). Описаны ее феноменологические и инструментальные характеристики, выявлена структура, механизмы и факторы развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов недостаточно исследована.

Ведущие ученые придерживаются мнения, что социально-коммуникативная компетентность педагога - интегративное качество личности, результат личностного роста в процессе профессионализации, социализации, основными компонентами которой являются эмоциональная устойчивость, умение выстраивать межличностные связи, слушать, речевые навыки, деликатность и др.

Коллектив нашего ОУ  формируется, в него вливаются молодые педагоги с желанием работать. В настоящее время Учреждение находится в стадии развития, за пять лет  были открыты 2 дошкольные группы. Дошкольное образование реализуется в приспособленных условиях 4 блока здания школы. Функционируют 6 групп общеразвивающей направленности. Дошкольное образование реализуют 11 педагогов, из которых 2 с высшим образованием, остальные со средним специальным образованием. В учреждении особенно остро стояла проблема дошкольной профессиональной компетентности педагогов, т.к.  ФГОС дошкольного общего образования  требуют от педагогов советующих профессиональных компетенций.  На сегодняшний день из 11 педагогов прошли профессиональную переподготовку 4 воспитателя, что составляет 36% от общего числа педагогов учреждения. 6 педагогов с базовым образованием по диплому специальность «Воспитатель детского сада». 10 (91%) педагогов в 2015 году аттестовались на 1 квалификационную категорию (один воспитатель (Жанказиева О.А.) в декретном отпуске; работающий воспитатель – временный работник)

В условиях развития системы дошкольного образования растет наша с вами,   старших воспитателей - ответственность по повышению   уровня профессиональной компетентности педагогов, формировании у них потребности в профессиональном росте, активной позиции, как основных условий достижения эффективности результатов деятельности дошкольного отделения. Структура коммуникативной компетентности воспитателя включает специфические психолого-педагогические знания, умения, навыки и коммуникативно-значимые личностные характеристики. На уровне конкретного педагога характер коммуникативной компетентности проявляется в индивидуальном стиле общения с дошкольниками и родителями. Уровень коммуникативной компетентности педагога влияет на выбор стратегии и техники реализации программ воспитания ребенка посредством общения, определяя результативность и психологическую целесообразность этого процесса.

В своей методической работе с воспитателями я  активно использую технологии развития интеллектуально-педагогической, коммуникативной, информационной, регулятивной компетентности:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного воспитания и развития детей, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетентность – объём информации педагога о себе (осознание личностных и профессиональных качеств), воспитанниках, их родителях, коллегах;
  • Регулятивная компетентность -  умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, правильно воспринимать и учитывать критику, стрессоустойчивость, способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
  • Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее умение конструировать предстоящее общение, речевые навыки, умение слушать, культуру ведения дискуссии, владение невербальными средствами общения и др.

Формирование коммуникативных компетенций – тема не новая, и наш коллектив не первый год работает над реализацией данной темы, так как она очень остро влияет на результат работы деятельности всего дошкольного отделения. В эту работу вовлечены все участники образовательных отношений: и педагоги, и воспитанники, и родители.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения, выстраивать позитивный диалог с родителями и коллегами. Результат определенной методической работы с педагогами – высокий уровень сформированности у дошкольников коммуникативных компетенций, высокий уровень готовности к школьному обучению. Не могу не отметить работу опытного воспитателя   Камбиевой М.Б., и начинающего, но перспективного педагога Каловой А.Х.  по подготовке детей к обучению в школе. Качество готовности воспитанников  к обучению в школе – 81%. Коммуникативные компетенции дошкольников сформированы на высоком уровне: они умеют  составлять полные предложения, образовывать новые слова, понимают слова  обозначающие предметы, действия, признаки, явления, умело пересказывают, говорят развернутыми фразами, составляют  лаконичные рассказы, умеют делить слова на слоги,  определяют  звук в ряду других звуков,  умеют придумывать слова с заданным звуком.  Усилия работников дошкольного образования и учителей  начального общего образования в рамках  МО по преемственности дошкольного и начального звеньев в истекшем учебном году были направлены на реализацию формирования коммуникативных компетенций воспитанников подготовительных групп. Молодые учителя  начальных классов, чьи усилия направлены на успешную адаптацию воспитанников  к требованиям современной школы часто посещали ООД в дошкольном отделении, с января по приказу директора работали с детьми двух подготовительных групп по утвержденной программе. В течение всего учебного года принимали активное участие в работе МО все воспитатели подготовительных групп Коцева Н.И., Камбиева М.Б., Молова И.Т. и Калова А.Х. Активно работали над мотивацией

Будущие учителя начальных классов (Шидова Л.Х. и Макушева А.Б.) были довольны сформированностью у воспитанников  предпосылок  учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На мой взгляд, формирование коммуникативной компетентности педагогов должно включать:

  • Формирование понятийных представлений коммуникативной компетентности
  • Рассмотрение условий эффективной коммуникации
  • Обучение техники предоставления обратной связи детям, родителям, коллегам
  • Развитие навыков эффективной самопрезентации
  • Овладение приемами активного и пассивного слушания
  • Развитие умения работать в группе
  • Развитие умений невербальной коммуникации

Считаю, что важным условием успешности работы по развитию коммуникативной компетентности педагогов является позиция ведущего. Стоит отметить, что ведущему необходимо распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в равной степени. Уверена, что поддержка особенно важна для тех коллег, которые испытывают трудности в общении. В целом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он своим примером демонстрирует, как можно быть успешным в общении и выстраивании позитивного взаимодействия с детьми, коллегами и родителями.

По своему опыту работы могу сказать, что технология формирования коммуникативной компетентности предполагает изучение понятий:  «профессиональное общение педагога», «коммуникативно-речевые умения – свойство голоса, речи, интонация, дикция, звуковое оформление, развитие выразительности речи, тембр, темп, высота голоса», «общение как коммуникация», «невербальное общение», «обратная связь», «активное слушание», «дистанция в общении» и др., поэтому работу с педагогами по формированию коммуникативной компетентности начала с изучения вышеперечисленных понятий.

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем группы. В своей работе с педагогами использовала следующие упражнения: «Паровозик», «Поменяйтесь местами», «Пазлы», «Непослушный шарик».

Для эффективной коммуникации педагогов вводились такие игры, которые позволяли развивать эмоциональную отзывчивость педагогов: «Кто похвалит меня лучше всех», «Подари конфету другу», «Цветок радости», «Кукловод», «Жалобная книга». Контакт позволял сократить психологическую дистанцию между педагогами, а также создать доверительную атмосферу в группе. Для реализации этого подхода были включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом «Построимся», «Рисунок на спине», «Здравствуй, Друг», др. Упражнения давали возможность стеснительным, робким педагогам включиться в общий процесс, ощутить свою принадлежность к коллективу, снять повышенную тревожность в общении.

Навык публичного выступления отрабатывался в следующих упражнениях «Звездное небо», «Идеальный воспитатель», «Портрет прекрасного родителя», «Успешный ребенок группы», «Его величество ребенок».

Убеждена, что для взрослого, работающего с ребенком, оценка любых проявлений его активности – одно из главных средств воздействия на него. Одна из функций оценки – мотивационная, она должна побуждать ребенка к улучшению результата своей деятельности, изменению поведения, поэтому умение правильно оценивать деятельность и поведение ребенка является одним из самых важных коммуникативных умений в профессиональной деятельности педагога.

В работе с педагогами в форме деловой игры использовала следующие упражнения и ситуации «Оцени поведение ребенка», «А я бы похвалил так…», «Наказание словом», «Кто похвалит его лучше всех», «Машина времени», «Словарь оценок» и др. Вместе с педагогами обращали внимание на особенности предоставления обратной связи  родителям: поддержка позитивного поведения и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям ребёнка.

Помимо перечисленных групп упражнений для формирования коммуникативных умений мною использовались разнообразные игры на самопознание: «Хорошие и плохие поступки», «Прекрасный сад», «Здравствуй, это – Я!», «Кто Я, какой Я», «Домино интересов», «Настроение в цвете», «Приветствие утреннего настроения», «Алфавит», «Ролевое знакомство», «Мы похожи» и подобные.

Эти задания позволяли решать две задачи: во-первых, участники были заинтересованы в получении информации о себе от коллег, чем расширяли информационное поле общения. Во-вторых, использование упражнений на самопознание создавали условия для тренировки индивидуальной манеры вербального и невербального выражения эмоций, выразительности передачи информации собеседнику.

На консультациях с педагогами использовала упражнения, способствующие развитию невербальной коммуникации «Алло, алло..!», «Язык инопланетян», «Догадайся, кто Я», «Театр эмоций», «Объяснялки», «Эмоциональная гимнастика»,  «Покажи фразу», «Идет бычок качается…», «Дай понять…» и др. помогли педагогам осознать, что компоненты невербального общения очень значимы в общении с людьми. Использование данных упражнений  дало возможность педагогам быть естественными, снимало эмоциональное напряжение, вызывало положительные эмоции.

Результаты

  • Педагоги повысили уровень теоретической подготовки по проблеме «коммуникативная компетентность воспитателя», осознали ее значимость в работе с дошкольниками
  • Педагоги эффективно применяют тактику и стратегию профессионального педагогического общения «Педагог-Коллега-Родитель» в течение дня
  • Педагоги осознали ценности  дошкольного воспитания и особенности коммуникативно-речевых ситуаций общения с детьми дошкольного возраста
  • Некоторые педагоги (Есанкулова М.М., Калова А.Х., Малаева С.М.) повысили культуру педагогического общения с детьми, в группах преобладает демократический стиль общения педагога с детьми, родителями, доминирует эмоциональная форма общения

В ходе наблюдения, тестирования педагогов отмечается, что использование технологии также помогло развитию познавательного интереса к профессии «воспитатель», расширению представлений друг о друге, сплочению коллектива, развитию навыков самооценки, самоконтроля, стремления к повышению квалификационной категории, самообразованию.

Чтобы добиться результатов нам, старшим воспитателям, следует правильно организовать методическую работу по формированию педагогических компетенций педагогов.  Методическая работа должна строиться на тех проблемных ситуациях, которые выявляются путем анкетирования педагогов. Также провести педагогический анализ коммуникативных компетенций помогут нам в нашей работе диагностические карты, всевозможные тесты, анкеты, создание педагогических ситуаций, решение педагогических задач.  Наиболее востребованными в наших условия являются консультации, (групповые, индивидуальные). Такая форма методической работы, для которой характерна монологическая  форма преподнесения новой для воспитателя информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это возможно при использовании активных методов работы. Удачное проведение консультаций в виде ролевых игр, когда старший воспитатель не рассказывает, как проводить, например ООД по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми дошкольного возраста.

Педагоги с большим интересом участвуют в такой форме методической работе как деловая игра

Наиболее активной формой у нас являются семинары - практикумы. Эта форма работы воспитателям нравится, так как она раскрывает возможности воспитателя по данному направлению, прослеживается объем предварительной работы, уровень сформированности коммуникативных компетенций и педагогов, и воспитанников, работу воспитателя по организации развивающей речевой среды и пространства, интересные задумки, реализация педагогических возможностей.  Семинары-практикумы всегда направлены на повышение уровня практической деятельности воспитателя, что является немаловажным в нашей деятельности.

Работа семинаров-практикумов по развитию коммуникативных компетенций педагогов имеет всегда какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные воспитателями, рекомендации к их использованию, которыми могут воспользоваться все педагоги.

Также для развития  профессиональных  качеств педагогов, включающее умение конструировать предстоящее общение, речевые навыки, умение слушать, культуру ведения дискуссии, владение невербальными средствами общения организуется коллективный просмотр – одна из самых эффективных форм методической работы с педагогами.  Показ конкретных, наиболее эффективных форм формирования коммуникативных компетенций дошкольников, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбирается не только организованная образовательная деятельность, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также просмотр совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после сна и др.)

Для формирования коммуникативных компетенций воспитателей хороши все формы работы, их нужно только проводить. В своей методической работе с педагогами  я предпочитаю использовать индивидуальные формы.  В чём преимущество данной формы?  Ни для кого не секрет, что в свете требований ФГОС даже самые опытные воспитатели испытывают определенные затруднения.  При индивидуальной форме методической работы воспитатель раскрывается перед тобой, не скрывает своих вопросов, не стесняется незнания чего-либо. И я, как старший воспитатель, оказываю методическую помощь конкретному воспитателю по формированию коммуникативных компетенций, и по тем другим вопросам, которые являются предметом его интересов.  Все виды индивидуальной формы работы с  педагогами как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование приносят свои плоды.  Основой методической работы по формирование коммуникативных компетенций является наблюдение за воспитательно-образовательным процессом не только на организованной образовательной деятельности, но при реализации режимных моментов. Наблюдение должно быть целенаправленным, чем конкретнее цель, тем четче будут ваши рекомендации, помогающие повысить качество коммуникативных компетенций воспитателей. А если взять в целом, то наблюдение за воспитательно-образовательным процессом с детьми – самое большое место в работе старшего воспитателя. Наше с вами присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой.

Каждое наше с вами наблюдение должно завершиться беседой с педагогом, у которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Такая беседа носит деловой характер.

Беседа - одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Через деловую беседу можно уточнить позиции педагога на  развитие его коммуникативных компетенций, выявлять уровень владения воспитателем самооценкой. Но эти деловые беседу дадут какой-то результат только в том случае, если старший воспитатель к подготовится основательно.

Важным фактором формирования коммуникативной компетенций педагогов является самообразование. Процессом самообразования управляет сама личность. Постоянное стремление к самосовершенствованию своих  коммуникативных компетенций должно быть потребностью педагогов. Ибо если человек не стремиться к самообразованию, то невозможно добиться результатов никакими беседами, консультациями и семинарами.

         Закон  «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 года  сделал родителей полноправными участниками образовательного процесса в образовательном учреждении. Мы, работники дошкольных отделений, часто вовлекаем их в работу: активные родители помогают нам во всем,  делают то, что в их силах, чтобы у детей были лучшие условия, участвуют в праздниках, досугах, ООД, поддерживают воспитанников, создают эмоционально положительный фон. Я считаю, что от правильного взаимодействия с родителями (законными представителями) зависит успех не только в плане формирования у детей коммуникативных компетенций, но и  их воспитания в целом.  На групповых собрания в начале года воспитатели познакомили  родителей (законных представителей) с новыми задачами на новый учебный год, обсудили коммуникативно-речевые компетенции, наиболее существенно значимые для того или иного возраста (у детей 4 лет – воспитание звукопроизношения, у детей 5 лет – формирование монологической речи, у детей 6 лет – формирование навыков звукового анализа речи и т.д.).  До конца учебного года родителей приглашали для посещения ООД, праздников, досугов, развлечений, конкурсов, выставок, режимных моментов. На специально устроенных беседах и индивидуальных консультациях для родителей (законных представителей) обсуждались достижения детей, намечали пути работы по предотвращению речевых ошибок,   оценивались коммуникативные компетенции воспитанников. Родители внесли свой вклад в обогащение содержания книжных уголков  в разных возрастных группах.

Воспитатели работали над содержанием уголков для родителей: более ответственные  систематически помещали краткие советы родителям по развитию речи детей, небольшие тексты – загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с детьми.

Таким образом, правильная организация методической работы по формированию коммуникативных компетенций у всех участников образовательного процесса поможет нам достичь требований целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и воспитать у педагогов коммуникативно-значимые личностные характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

Документация к тематической проверке по теме: "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников"

Здесь представлен приказ, который необходимо издать перед тематической проверкой  с приложением - планом проверки "Организация работы по формированию педагогической компетенции родителей по разви...

Организация методической работы при формировании аттестационного портфолио педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время с появлением новых нормативных документов, а именно ФГОС ДО и Профессиональный стандарт «Педагог» пересматриваются требования к профессиональной компетентности педагогических работни...

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...