Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
проект на тему

Проект

Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности  дошкольного образовательного учреждения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности  дошкольного образовательного учреждения

Введение

Психологическое сопровождение образовательного процесса

с учетом федеральных государственных  образовательных стандартов.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации.

Последнее время в системе образования – это время инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.       Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. Все эти моменты явились предпосылками для выхода на новый, более высокий, более качественный уровень.

Именно поэтому, сегодня мы заинтересованы в упорядочивании инноваций, а это предполагает специально организованную инновационную деятельность и экспериментальную проверку выдвигаемых нами идей.

Актуальной является проблема методического сопровождения  эффективного введения инноваций. Мы уверены в том, что невозможно добиться успеха без системного подхода.

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Данный материал разработан с целью проведения научно-методической и практической работы педагога-психолога по вопросам психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом новых требований.   

Цель психологической деятельности: Создание психологически комфортной обстановки для продуктивного взаимодействия педагогов.

Задачи:

  1. Формирование активной позиции к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. Создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала педагогов, их эмоционального благополучия.
  3. Развитие личностных качеств воспитателей, формирование основ профессиональной компетентности, создание профессионально значимых условий для инновационной деятельности педагогов.
  4. Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ;
  5. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГОС, и новых педагогических программ и технологий.

Направления работы педагога-психолога:

  1. Диагностическая работа:
  1. Изучение особенностей, потребностей и профессиональных интересов педагога;
  2. Изучение уровня мотивационной готовности педагога;
  3. Изучение уровня самооценки педагога;
  4. Изучение профессиональных барьеров, трудностей, блокирующих эффективность работы педагога и др.
  1. Психологическое просвещение и обучение.

Цель – повышение психологической компетентности педагога.

Формы работы:

Семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические консилиумы, дискуссии и др.

  1. Коррекционная работа

Цель: создание условий, способствующих приобретению необходимых психологических знаний и навыков для реализации новых стандартов.

Формы работы:

  1. Тренинги профессионального роста;
  2. Тренинги по преодолению профессиональных затруднений;
  3. Тренинги эффективного взаимодействия;
  4. Тренинги на развитие навыков саморефлексии и самоанализа и др.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Готовность педагога применять свой высокий уровень ЗУН в области ИКТ

2. Готовность педагога продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать  и распространять свой опыт в области инноваций

3. Готовность педагога воспринимать критику, гибко реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия

4. Формирование адекватной самооценки личности педагога

5. Овладение педагогом социально – коммуникативными компетенциями, навыками налаживания эффективного взаимодействия в коллективе

6. Педагог будет иметь высокий уровень навыков работы с различными информационными технологиями.

Критерии эффективности реализации программы:

1. Осознание необходимости педагогами в овладении и применении ИТ в педагогической деятельности;

2. Готовность педагогов к участию в творческой деятельности по нововведениям в ДОУ;

3. Уверенность педагогов в том, что нововведения оказывают эффективный результат в личностном и профессиональном росте;

4. Высокий уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ;

5. Позитивная оценка педагогов своего предыдущего опыта работы в инновационной деятельности;

6. Готовность педагогов к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в   ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и профессиональной компетентности педагогов.

5. Повышение качества  образовательного процесса.

6.Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Содержание

1 .Теоретические  основы  психологического  сопровождения инновационной деятельности в ДОУ

1.1  Основные понятия мотивации

 

       Появление термина «инновация» обязано долгой эволюции термина «развитие», который зародился в русле философского учения Аристотеля, а затем в классической латинской литературе. Однако необходимо отметить, что он употреблялся в обыденном смысле: «распутывание мнений» у Аристотеля; «раскрытие книги» у Цицерона.

В науке термин «инновация» стал использоваться в XIX веке при изучении антропологии и этнографии . В XX в. термин «инновация» был   введён в научный оборот как экономическая  категория.  В 30-е годы прошлого столетия в работах    многих    ученых инновации трактовались как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления».

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует. Инновационные процессы не обошли стороной и область педагогической деятельности.  

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании"   чаще   связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения.  Слово «инновация» происходит от латинского in — в и nowus — новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация — это содержание и организация нового, тогда как нововведение — это только организация нового. Под новшеством же понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.                     Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Приведем несколько определений этого понятия.                                                                

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.                                                                                                      

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте —  создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)                                                                                                                          

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)                                    

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)                                                                                   

  Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. В своей работе мы будем  использовать  следующие значение термина «инновация»  

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.                

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)     

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Мотивация – процессы, побуждающие и направляющие наши действия (могут быть неосознаваемыми).

Мотив – сознаваемая причина поступков.

Мотивация педагога строится на гуманистических принципах, которые утверждают:

- все люди разные;

- каждая личность неповторима и уникальна;

- каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях;

- жизнь создается любовью;

- любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;

- необходимо отделять поведение от сущности человека.

Структура основных мотивов.

Актуальные потребности

Мотивы

Саморазвитие

Рост профессионального мастерства, общекультурное развитие.

Самореализация

Работа, позволяющая проявлять свои возможности. Возможность реализовать свои идеи. Лидерство, возможность вести за собой других.

Самооценка

Ощущение успеха, достижения, признание, одобрение. Возможность действовать самостоятельно, доверие.

Включенность в коллектив

Возможность полноценного общения. Хорошие отношения с сотрудниками. Информированность. Участие в выработке решений.

Защищенность

Спокойная работа без стрессов и психических напряжений. Уверенность в завтрашнем дне. Справедливость в отношениях с руководством

Материальное благополучие

Зарплата. Возможность улучшения социально-бытовых условий. Возможность для отдыха и поддержки здоровья

Значительную роль в мотивировании сотрудников имеет и мотивационная среда, без учета которой невозможно определить и использовать оптимальную систему внутреннего мотивирования работников организации..

Совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации, называют мотивационной средой.

Мотивационная среда должна обеспечивать положительную оценку работником ожидаемых последствий за результаты своей деятельности, если они соответствуют общим целям организации. Чтобы оценить эти последствия, каждый работник должен видеть связь между результатом и ожидаемыми для себя вознаграждениями.

   

  1. Этапы реализации проекта  системы психологического

сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ.

     В процессе психологического сопровождения инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.                                                                    

 I ШАГ:  это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива.  Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают  правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

Цель: Выявить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОУ и изучить способность педагогов к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Задачи: Подобрать и апробировать диагностический материал.

               Выявить особенности мотивации педагогов ДОУ.

         Проанализировать полученные результаты.

Дата

Название методики, мероприятия

Цель

Ответственный

  1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)

Выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.

Педагог-психолог

  1. Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

Педагог-психолог

  1. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Педагог-психолог

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Педагог-психолог

  1. Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»

Цель: выявить уровень владения и представления педагогов о информационных технологиях

Педагог-психолог

  1. Дополнительные: методика измерения ригидности (гибкости) личности (Н.В. Киршеев, Н.В. Рябчиков); методика контроля / самоконтроля педагогических воздействий (Л.М. Митина).

Педагог-психолог

II ШАГ:    непрерывное повышение квалификации  и компетентности педагогов.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, морального вознаграждения; что они смогут справиться с заданием, прилагая приемлемые для себя усилия.

1 год сопровождения инновационной деятельности педагогов

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Сентябрь

«Мой успех»

Способствовать положительному настрою педагогов на реализацию программы; снятие эмоционального напряжения в коллективе.

Круглый стол

Педагог-психолог ОУ

«Инновационная деятельность в образовании»

Расширение знаний и представлений педагогов об инновационной деятельности в образовании

Консультация

Методист ОУ

«Педагогическое взаимодействие в условиях инновационной деятельности»

Способствовать активному позитивному взаимодействию педагогов в коллективе в условиях инноваций, развитие социально-коммуникативных компетенций

Семинар - практикум

Методист ОУ

Октябрь

«Как повысить уровень педагога в инновационной деятельности?»

«Эмоциональная культура педагога: эмоциональная гибкость, эмпатия, экспрессия»

Развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей педагогов

Формирование эмоциональной культуры педагогов, снятие эмоционального напряжения в коллективе

Мозговой штурм

Тренинг

Методист ОУ
психолог ОУ

Психолог ОУ

«Самообразование педагогов ДОУ»

Формировать мотивацию к самообразованию и саморазвитию

Консультация

Методист ОУ

Ноябрь

«ИКТ как средство организации образовательного процесса в ДОУ»

Информационная пропаганда педагогов, расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетенции

Семинар

Методист ОУ

«Возможности интернет ресурсов в педагогической деятельности»

Расширение знаний и представлений педагогов о возможности интернет ресурсов, повышение уровня профессиональной компетенции

Круглый стол

Методист ОУ, педагоги

Декабрь

«Есть контакт!»

Сплочение коллектива, способствовать созданию положительной и доверительной среды в коллективе

Тренинг

Психолог ОУ

«Я воспитатель, а это значит…»

Развитие коммуникативных и творческих способностей педагогов

Конкурс презентаций своей профессии

Методист ОУ

Январь

«Использование в методической работе интернет ресурсов»

Обмен опытом среди педагогов по использованию интернет ресурсов в профессии, формирование мотивации у педагогов на инновационную деятельность

Семинар, представление опыта работы молодых педагогов

Методист ОУ, педагоги

«Способы саморегуляции эмоционального состояния в условиях инноваций»

Усвоение и отработка способов саморегуляции эмоционального состояния личности

Тренинг №1

Психолог ОУ

Февраль

«Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Развитие творческих способностей, профессиональной компетенции, обмен опытом работы

Семинар – практикум

(презентации, фотогазеты)

Методист ОУ

«Золотые ручки»

Способствовать личностному саморазвитию,

Мастер – класс по кулинарии с использованием видео - урока

Психолог ОУ

Март

«Для милых дам»

Способствовать снятию эмоционального напряжения, созданию положительных межличностных отношений в группе, развитие творческих способностей

Дискотека с конкурсами

Психолог ОУ, педагоги

«Самообразование современного педагога»

Саморазвитие и самообразование педагогов, развитие творческих способностей

Консультация

Методист ОУ

Апрель

«ИКТ как средство взаимодействия педагога и родителя»

Обмен опытом среди педагогов по использованию интернет ресурсов в профессии, развитие мотивации у педагогов на инновационную деятельность

Семинар

Методист ОУ

«Наука и творчество»

Выявить отношение педагогов к инновационной деятельности в образовании, исходя из проделанной работы

Деловая игра

Психолог ОУ

Май

«Как это было…»

Способствовать укреплению благоприятных отношений в коллективе, закреплению имеющихся ЗУН в области ИТ, развитие творческих и коммуникативных способностей

Спектакль с использованием ИТ

(педагоги показывают спектакль как они изучали ИКТ)

Психолог ОУ, педагоги

«Методический багаж»

Подведение итогов работы за год, рефлексия педагогов

Круглый стол с чаепитием

Методист ОУ, психолог ОУ

2 год сопровождения инновационной деятельности педагогов

Сентябрь

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Способствовать положительному настрою педагогов на реализацию программы; снятие эмоционального напряжения в коллективе.

Выезд на природу (поход)

Педагоги

«Детский сад: зарубежный опыт»

Расширение кругозора педагогов, развитие профессиональной компетентности, формирование положительной мотивации на работу

Просмотр видео-фильма

Методист ОУ

Октябрь

«Повышение педагогической компетентности в сети Интернет»

Повышение педагогической компетентности в сети Интернет, самообразвоание

семинар

Методист ОУ

«Создаём презентации и фильмы с помощью ПК»

Развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с ПК

Мастер - класс

Педагоги, Методист ОУ

Ноябрь

«Моя профессия воспитатель»

Развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с ПК

Конкурс презентаций

Методист ОУ

«Самообразование современного педагога»

Саморазвитие и самообразование педагогов, развитие творческих способностей

Круглый стол

Методист ОУ

Декабрь

«ИКТ и творчество»

Расширять знания и представления педагогов о возможности ИКТ, закрепить положительное отношение к инновациям

консультация

Психолог ОУ

«КАМ»

Развитие творческих, коммуникативных и актерских способностей

Тренинг

Психолог ОУ

Январь

«Я профессионал своего дела»

Совершенствование своих профессиональных знаний и навыков, рефлексия педагогической деятельности в условиях инноваций

Открытое занятие с использованием ИКТ

Методист ОУ

«Создание методических пособий с использованием ИКТ»

Информационная пропаганда педагогов

Консультация

Методист ОУ

Февраль

«Способы саморегуляции эмоционального состояния в условиях инноваций»

Усвоение и отработка способов саморегуляции эмоционального состояния личности

Тренинг № 2

Психолог ОУ

«Аукцион педагогических идей»

Обмен опытом работы среди педагогов, самообразование и саморазвитие

Ярмарка методических пособий с использованием ИКТ

Методист ОУ

педагоги

Март

«Инновации в педагогической деятельности»

Совершенствование коммуникативных способностей, педагогической компетентности

Групповая дискуссия

Методист ОУ

«Ах, какая женщина»

Сплочение коллектива, развитие творческих способностей, повышение самооценки педагогов

Презентация своей коллеги в форме видео-фильма

Психолог ОУ

Апрель

«В здоровом теле здоровый дух»

Формирование психологически комфортных условий для педагогов

Спортивное развлечение

Инструктор по физ. культуре

«Мои достижения»

Повышение самооценки, рефлексия своей профессиональной деятельности

Семинар - практикум

Май

«Организация инновационной работы в ДОУ»

Подведение итогов реализации программы

Круглый стол

Методист ОУ

«Посвящение в Гуру ИКТ»

Способствовать благоприятному выходу из программы, закрепление полученных результатов

Концерт педагогов

Психолог ОУ, методист

III ШАГ заключительный (контрольный):   выявить эффективность реализации проекта, сделать сравнительный анализ.

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)

Цель: выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.

Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

    Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»

Цель: выявить уровень владения и представления педагогов об информационных технологиях.

Заключение

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива . В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они должны приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность психологической  службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник психологической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Библиография

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

3. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2004

4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

 5.Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7.)

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004

9.  Майер А.А. Богославец Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Управление Доу, М., Творческий центр 2012

10.Широкова Г.А. Справочник  дошкольного психолога .Ростов н/Д 2011

11. Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.С.П-г, Речь,201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мотивация педагогов - путь к успеху образовательного учреждения"

Проект о мотивации педагогического коллектива ДОУ....

Мотивация педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Разработка модели руководства мотивацией профессионального развития педагогов дошкольной организации....

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «На Кубани мы живём!»

laquo;Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»Автор:   воспитатель –Первой квалиф...