Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.
статья по теме

Стрижева Екатерина Сергеевна

Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_strizheva_e.s._pprs.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель заведующего по ВМР Стрижева Е.С.

МБДОУ "Детский сад № 322"

город Нижний Новгород

«Создание образовательного контента для организации игровых сеансов».

Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. [1] 

При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т. п.) необходимо учитывать:

. общедидактические принципы подготовки материалов;

. психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;

. эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.

Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными информационно-образовательными технологиями.

Отдельно стоит уделить внимание и использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для занятий в детском саду. Образовательный ресурс – это контент, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

По способу применения ЭОР могут быть классифицированы как:

– распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе технологий сети «Интернет»;

– ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций;

– однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах.[2]

Необходимо также и помнить еще об одной из форм электронного документа, помогающего развитию системы методической и технической поддержки педагогов.

Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронные издания различают:

– по наличию печатного эквивалента:

  • электронный аналог печатного издания – электронное издание, в основном
  • воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.),
  • самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее
  • печатных аналогов;

- по природе основной информации:

  • текстовое (символьное) электронное издание – электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку,
  • изобразительное электронное издание – электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные
  • графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки,
  • звуковое электронное издание – электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,
  • программный продукт – самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода, мультимедийное электронное издание – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами;

– по целевому назначению:

  • учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения,
  • справочное электронное издание – электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения,
  • электронное издание для досуга – электронное издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры,
  • художественное электронное издание – электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований.[3]

Следует остановиться на важных психолого-педагогических аспектах разработки образовательного контента и использования электронных образовательных ресурсов.

Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации) – необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий.

Создание предпосылок к восприятию материала. Для создания предпосылок к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение художественной литературы в группе, организация тематических игр и т. д.

Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное сопровождение и т. д.).

При создании образовательного контента нужно дополнительно учитывать специфические принципы использования образовательных информационных технологий:

  • распределение материала на известные ступени и небольшие законченные части (порции образовательного материала);
  • указание на каждой ступени отдельные части последующего материала (анонс) и, не допуская существенных перерывов, приведение из него данных для возбуждения любознательности ребенка, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
  • формирование и выстраивание материала таким образом, чтобы при изучении нового повторялся изученный.

При подготовке занятия педагогу необходимо помнить, что за основу берется

интегративно-тематический подход (ФГОС: организация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями дошкольников).

Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в различных образовательных областях. Интегрированные занятия позволяют всецело использовать возможности разнообразных средств ИОТ и образовательного контента, что способствует познанию ребенком предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности и передачи образов, специфических для той или иной деятельности.

Для проведения интегрированного занятия необходимо, чтобы была осуществлена связь между образовательными областями и заданная тема изучалась в одни те же дни. Это позволит объединить мастерство нескольких специалистов дошкольного учреждения (например, музыкального работника и воспитателя) и родителей, а также будет содействовать развитию их профессионального и творческого содружества.

Такая связь между субъектами образовательного процесса позволит повысить познавательную и творческую активность детей. Составляя циклы занятий, воспитателю

следует хорошо продумать, с какого занятия лучше начать тот или иной цикл.

При подготовке интегрированных занятий с использованием ИОТ необходимо

помнить, что эти занятия требуют серьезной подготовки со стороны педагога при

подготовке образовательного контента.


[1] ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

[2] ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. , статья 4, подраздел 4.2, 2011.

[3] ГОСТ 7.83-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и изда-

тельскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....