Гостевой обмен опытом на тему: "Предметно-развивающая среда как одно изусловий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"
презентация на тему

Валиулина Галина Ивановна

Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект  в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno_razvivayushchaya_sreda_.doc51.5 КБ
PDF icon predmetno_razvivayushchaya_sreda_.pdf1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Гостевой обмен опытом на тему:

«Предметно – развивающая среда как одно из условий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности»

старший воспитатель Валиулина Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»

 «Проектирование предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности ДОУ»

        Важной задачей  дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации системы образования становится совершенствование педагогического процесса, повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми и достижение современного качества дошкольного образования. Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – предметно – развивающая среда.         Организация предметно – пространственной среды, обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми. Подготовленная предметно – развивающая среда в свою очередь является одним из условий самостоятельной деятельности детей в детском саду.

        Ценность образования, - отмечал Д.Дьюи, - определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осуществления это стремление в жизни». Эти слова в полной мере относятся не только к содержанию образования, но и к предметно-пространственной среде. Поэтому очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, что бы дети сами выступали с инициативой своего развития
, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.

        Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект  в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
 На практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая, требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, когда ребенок один играет, рисует или конструирует. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру, строят из строительного конструктора город, самолет. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности.

Среда выполняет в развитии детей несколько функций.

Организующая функция среды состоит в том, что содержание и вид развивающей среды является толчком того вида самостоятельной деятельности, которая отвечает потребностям ребенка, формирует его интересы, предпочтения.

По мнению Г. Н. Любимовой, С. Л. Новоселовой, при формировании предметно-развивающей среды необходимо избавляться от загромождения пространства мало-функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

Воспитательная функция предметно-развивающей среды позволяет ребенку сделать нравственный выбор сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения к предметам.

Развивающая функция предполагает, что содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности) ;

-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения предметно-пространственной среды.

В. А. Петровский предлагает придерживаться следующих принципов в организации предметно – развивающей среды:

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

• активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

• стабильности – динамичности, то есть создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

• комплексирования и гибкого зонирования, то есть возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

Эмоциагенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

• открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

• половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

Проектирование предметно-развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам возможность не только овладевать различными видами самостоятельной деятельности, но и формирует личность.

В настоящее время главная педагогическая задача в дошкольном учреждении создать условия для самостоятельной деятельности, которые отражаются в предметно-развивающей среде. Несмотря на то, что существуют общие требования к предметно-развивающей среде, условия каждого ДОУ отличаются своеобразием.

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

А какие условия педагоги создают для самостоятельной деятельности детей в наших  дошкольных учреждениях мы сейчас узнаем.

В детстве формируются эталоны красоты накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой классики разных эпох и стилей, тем богаче, успешнее достигается его развитие, духовное становление.

О создании  «Музыкально – художественной  развивающей среды» с нами поделится  Музыкальный руководитель  МБДОУ № 8            Войтова  Оксана Анатольевна.

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче. Об «Организация предметно – развивающей  среды как мотивация  к самостоятельной игровой деятельности» нам расскажет воспитатель    детского сада №11, Поваляева Надежда Анатольевна.

Коммуникативная деятельность позволяет раскрыть психологическую природу общения. Об  «Использование сказкотерапии в развитии коммуникативных умений младших дошкольников» поделится воспитатель МАДОУ № 44
Фролова Алина Владимировна

Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. О «Создание условий для активизации самостоятельной двигательной деятельности дошкольника» с нами поделится
Ольга Николаевна Ковалева Зам. зав. по УВР МБДОУ № 36.

Психологическая пауза Алексей Валерьевич

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. О «Педагогической поддержки самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников» с нами поделится воспитатель МБДОУ№46 Постовалова Ольга Анатольевна.

Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. А какие условия созданы  для самостоятельной деятельности детей при реализации образовательной области «Художественная литература» нам расскажет Довгань Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 10.
Большое значение для развития творческих способностей дошкольников имеет художественная деятельность, где проявляются, раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности, интересы к тому или другому виду художественной деятельности.                              Об « Организации развивающей среды для самостоятельной продуктивной деятельности» с нами поделится 
Вантеева Елена Ильинична
. Старший воспитатель МБДОУ № 17

Несмотря на то, что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. О «Воспитание трудолюбия у дошкольников» нам представит 
Андреева Алла Михайловна
 Воспитатель МБДОУ№16.

Заключение: Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Кофе – пауза:

2 часть: В группах:  мы все люди творческие давайте подумаем какие вы можете предложить методы, приёмы, формы работы  которые способствуют, побуждают детей к проявлению самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Работа в группах. (представление)

Задания на дом: – Вы предложили разнообразные методы,
приемы, формы работы которые побуждают детей на самостоятельную деятельность. Осталось их апробировать и  применять на практике. Я вам предлагаю до следующей опорной площадке (выбрать какую нибудь  деятельности  – и одну из форм, методов, или приемов позволяющую помочь ребёнку превратить самостоятельную деятельность в интересную и полезную апробировать  ее и презентовать на следующей опорной площадки.

Рефлексия Валентина Владимировна.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

План-конспект посещения ребенка дошкольноговозраста на дому.Тема: «Предметно-развивающая среда дома».Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми п...

доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе....

Доклад по теме «Предметно-развивающая среда в организации самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО»

Самостоятельная деятельность детей  – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной ...

Обмен опытом по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей

Презентация опыта работы по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей...