Обмен опытом по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Галеева Разифа Бареевна

Презентация опыта работы по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_1_mladshey_gruppe.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

Обмен опытом по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей

         

Воспитатель:

Галеева Разифа Бареевна

г. Новый Уренгой

2022

Презентация опыта работы по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей

В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание. Какие же задачи в первой младшей группе по развитию речи? Это:

1. Развивающая речевая среда.

2. Формирование словаря.

3. Звуковая культура речи.

4. Грамматический строй речи.

5. Связная речь.

Успешная реализация задач по развитию речи у детей раннего возраста зависит прежде всего от уклада жизни группы, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.

Следует словесно обогащать у детей как пассивный, так и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо:

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи. Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить).

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развиваю понимание речи и активизирую словарь детей. Например: «Покажи, как ходит медвежонок…».

Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное», «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Обувь», «Одежда», «Фрукты» … во время проведений настольных игр.

При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает: «У кого морковь? », а ребенок отвечает: «У меня морковь». К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Словарная работа – необъемлемая часть НОД по развитию речи. В своей работе я принимаю такие приемы, как:

1. Показ с названием.

2. Многократное повторение нового слова или фразы.

3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка) .

4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)

К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы:

1. Вопросы. Детям задают простые вопросы: «Кто, что? », так и более в сложной форме «Во что одет? », «Что везет? ».

2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи. Например: д. у. «Вверх – вниз». Кукла поднимается по лесенке: «вверх – верх - наверху. Трудно». И кукла спускается вниз: «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко! » В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке проговаривая свои слова.

Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав – гав» - громко. А как щенок лает? » Дети говорят тихо: «гав – гав. Как кошка мяукает? Как котёнок… » Развивая голосовой аппарат мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка.

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 – 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау».

Речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы: развиваем речь, развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность.

В первой младшей группе по развитию речи используем:

1. Наглядно-дидактические пособия;

2. Картотека игр: по развитию речи; «чистоговорки», «звукоподражание»;

3. Пальчиковые игры для малышей от 1,5 до 3 лет;

4. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок»;

5. Игры для речевого дыхания «Ветерок», «Спой песенку», «Как Машенька громко кричала».

Работая в 1 – ой младшей группе не надо забывать о грамматическом строе речи и о связной речи. Хотя дети очень маленькие, но надо проводить НОД и в этих областях, чтоб дети научились понимать речь взрослых, слушать небольшие детские рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие вопросы, сопровождать речью свои игровые и бытовые действия, поделиться информацией, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметно – развивающей среды на речевое развитие детей.

Влияние предметно - развивающей игры на речевое развитие детей. Загляни за створчатый двериВ дом, где слышен звонкий детский смех.Пусть тебе расскажут наши дети,Как приятно жить на белом свете,До...

Гостевой обмен опытом на тему: "Предметно-развивающая среда как одно изусловий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"

Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект  в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляе...

Презентация на тему " Предметно-развивающая среда для речевого развития детей в ДОУ»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.В помощь молодым, начинающим педагогам в нашем ДОУ, я подготовила презентацию, о наполнении уголков ...

Консультация для родителей " Роль предметно-развивающей среды в речевом развитии детей

Речь - важный показатель гармоничности и благополучности развития ребенка. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. А правильно организованая предметно-раз...

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...

Создание предметно- пространственной среды по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС.

Создание предметно- пространственной среды по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС.Форма организации: круглый столКатегория участников: педагоги ДОУЦель: определение направления раз...

предметно - развивающая среда для речевого развития детей.

предметно - развивающая среда для речевого развития детей....