Главные вкладки

    Семинар "Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей"
    консультация на тему

    Полякова Нина Петровна

    систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx21.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР

    «Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условия повышения качества образования современных детей»

    Октябрь, 2016 г

    Полякова Н.П.

    Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

    Решение:

    1.  Продолжать исследовательскую деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС

    срок исполнения – постоянно

    ответственные – педагоги

    1.  Пополнять совместно с родителями мини-лабораторию для проведения простейших детских опытов

    срок исполнения – постоянно

    ответственные – педагоги

    Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    - Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

    В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

    Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

    1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

    2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

    3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

    4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

    Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

    -Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему.  Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю вам

    Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, к примеру, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?», «Почему играют котята?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

    Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например, снежинки.  Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошей развивающей деятельностью будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

    Структура детского экспериментирования:

    Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что, если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

    Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами?

    Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

    Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.

    Обобщение полученных данных.

    По результатам проведённого исследования делаем вывод:

    Дерево лёгкое, плавает в воде.

    Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

    Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

    Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

    Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

    -Задание: представьте такую картину (девочка находится возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы).

    Предполагаемые ответы:

    1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.

    2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

    3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

    -Выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

    -Перед вами известный всем предмет – сахар.

    -На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

    (Какой сахар на вкус? Сможет ли он раствориться в воде?......)

    – Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

    -Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы.

    Деловая игра

    Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

    1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это…

    а) результат воспитания и обучения;

    б) генетическая предопределенность;

    в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории одаренных.

    2. Исследовательское обучение – это…

    а) синоним проектного обучения;

    б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

    3. Пять основных общедидактических методов обучения:

    а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

    б) метод последовательного и системного изложения материала;

    в) репродуктивный;

    г) проблемного изложения;

    д) частично-поисковый (эвристический);

    е) исследовательский.

    4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

    а) повышенной потребности в ласке;

    б) капризах;

    в) деструктивном поведении.

    5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит…

    а) левое полушарие;

    б) правое полушарие.

    6. Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

    а) изменение отношения к ситуации;

    б) изменение самой ситуации;

    в) на выбор нового лидера ситуации - лишний

    7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, – это…

    а) потеря социальных смыслов деятельности;

    б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

    в) депрессивное состояние человека;

    г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

    8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

    а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности;

    б) поисковая активность – это основа креативности и творчества;

    в) поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

    9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

    а) в художественной деятельности;

    б) в общении со сверстниками и взрослыми;

    в) при изучении природных явлений;

    г) во всех видах деятельности без исключения.

    10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

    а) воспитание умения следовать инструкциям;

    б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

    в) детскую исследовательскую практику;

    г) мониторинг.

    -Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

    (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

    •  Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

    Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

    Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

    Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

    •  Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

    Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

    •  Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

    В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

    •  Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

    Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

    Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

    «Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

    Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...