Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями
методическая разработка на тему

Vera Maksimova

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya.zip2.65 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями
«Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к жизнина своём уровне,соответственно своим личностным особенностям»

Слайд 2
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО …
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка непригляден и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и… забыт.Мир «особого» ребёнка - иногда он нас страшит.Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?Почему он так испуган? Почему не говорит?Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребёнка –допускает лишь своих!

Слайд 3
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. Но все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность личности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. И каждому взрослому необходимо постараться стать «своим» в этом особом детском мире.

Слайд 4
Дети, чьи образовательные потребности выходят за пределы принятой нормы, это: одаренные дети; дети-инвалиды; дети, малозащищенные в социуме; дети с недостатками психофизического развития.

Слайд 5
Разного рода патологии у детей – острая проблема, причем не только медицинская, но и социальная.Группа дошкольников с особыми потребностями неоднородна, в нашем ДУУ в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность и сложность которых может быть различна:* дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;*дети с тяжелыми нарушениями речи;*дети с нарушениями зрения; * дети со слабыми нарушениями интеллектуального развития;* дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;* дети с комплексными (сложными) нарушениямиразвития.

Слайд 6
с различными отклонениями в развитии
максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума
достигать адекватной своим возможностям социальной, а затем и профессиональной адаптации в обществе
любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане
Создание единого образовательного (коррекционного) пространства для обучения и воспитания детей
с различными трудностями обучения
с различными ограниченными возможностями здоровья
предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий:
от одаренных до детей с различными выраженными отклонениями в развитии и комплексными дефектами, в рамках которой

Слайд 7
Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:
соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность;принцип создания ситуации успеха;принцип психологического комфорта;  гуманность и реалистичность.

Слайд 8
Составляющие инклюзивной модели образованияКомандный подходЭффективное взаимодействие с семьёйИндивидуализация учебного процессаАдаптация и модификацияСоздание позитивной атмосферыПодготовка педагогов

Слайд 9
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМАНДНОГО ПОДХОДА

Слайд 10
Миссия педагога
Непрерывное сопровождение ребенка, создание условий для его максимального развития под девизом: Каждому ребенку индивидуальный подход, внимание и понимание

Слайд 11
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент)
3. Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента)
Сопровождение особенного ребенка определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения

Слайд 12
реальными возможностями ребенка по усвоению и присвоению образовательных воздействий
и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
Поддержание силами всех специалистов-участников образовательного процесса равновесной ситуации между

Слайд 13

; -
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями
Обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе использования личностно - ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Способствовать гармонизации эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса образования через систему специальных дидактических приемов. Совершенствовать условия для обеспечения полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями в условиях детского сада и семьи.

Слайд 14

Условия сопровождения развития «особого» ребенка
Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду.
Организация полноценного общения со сверстниками.
Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.
Осуществление мотивационной готовности к обучению.
Включение родителей «особого» ребенка в совместную продуктивную деятельность.

Слайд 15
*
Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическое направление

Слайд 16
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Помнить о важности пребывания детей с особыми потребностями в общем учреждении образования для:именно этих детей;семей детей с особыми потребностями;воспитателей и других специалистов дошкольного учреждения, которые работают с такими детьми; детей без особых потребностей, которые находятся в непосредственном контакте с такими детьми;родителей детей без особых потребностей.

Слайд 17
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ СЕМЕЙ осознание путей реализации права детей с особыми потребностями на получение качественного дошкольного и школьного образования; приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного их восприятия; активное взаимодействие с педагогами в образовательных, развивающих и воспитательных ситуациях; заинтересованность в «обратной связи»; расширение и психологизация родительского опыта общения с ребенком; оптимистичный позитивный взгляд на собственного ребенка, чувство гордости за его достижения; осознание дальнейших перспектив в воспитании, социализации, адаптации и интеграции ребенка в социуме; воспитание конкурентоспособной и творческой личности при командном подходе к реабилитации ребенка; включение в дифференцированный образовательный процесс.

Слайд 18
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА: признании того, что родители являются первыми и главными учителями ребенка; учете индивидуальности, культуры, интересов, приоритетов и потребностей семей; регулярном обмене с родителями полной и непредубежденной информацией относительно их детей; учете потребностей детей во время разработки учебных и других программ; заботе о том, чтобы услуги, предоставляемые семьям, были комплексными, гибкими, скоординированными, доступными и отвечали нуждам каждой семьи.

Слайд 19
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ1. Подготовка родителей представляет собой целостную систему, которая включает их диагностику, реабилитацию, постепенное обучение и включение в реабилитационную деятельность с ребенком. 2. Родители являются участниками мультидисциплинарной команды специалистов, которые осуществляют социально-психолого-педагогическую реабилитацию ребенка с раннего возраста. 3. Содержание подготовки родителей включает осмысление причин патологии, ее проявлений, специфики преодоления, методики коррекционной работы с ребенком по его индивидуальному развитию. 4. Социально-педагогическая подготовка родителей носит комплексный и поэтапный характер, переводя их с уровня пассивных наблюдателей на уровень активных участников. 5. Включение родителей в реабилитационную деятельность обеспечивается созданием благоприятной социальной среды, проявлением рационального творчества и достаточным патронированием, которые учитывают специфику их проявления и динамику развития ребенка.

Слайд 20
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Слайд 21
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (продолжение)

Слайд 22
Особенным детям – эффективные формы работы:
Ролевые игры
Психогимнастические игры
Коммуникативные игры
Игры и задания, направленные на развитие произвольности
Игры, направленные на развитие воображения
Эмоционально – символические игры
Сказкотерапевтические игры
Релаксационные методы
Игры с песком и водой
Игры и задания по сенсорному развитию

Слайд 23
Результат коррекционной работы
Особенный ребенок – реабилитированный, адаптированный, успешный, интегрированный в общеобразовательное учебное пространство и социум
Максимальный комфорт в условиях детского сада.
Реализация себя в различных видах деятельности.
Радость общения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 24
Положительный эмоциональный фон деятельности ребенка-основа успеха. Мы счастливы, когда детские лица озаряет улыбка - это для нас главный знак благодарности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в ДОУ

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года “Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...