ИКТ-компетентность педагога: безысходность или потребность
статья по теме

Рассматривается ИКТ -компетентность воспитателя в контексте с Профессиональным стандартом педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска

 «ИКТ-компетентность воспитателя: безысходность или потребность?»

Подготовил: Догаева Г.Н., старший воспитатель

Смоленск

2016

ИКТ – компетентность  педагога - совокупность знаний и умений в сфере использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Простыми словами – это знание новых информационных технологий и умения их использовать.

Под  ИКТ-компетентностью педагога понимается его готовность и способность самостоятельно использовать современные ИКТ-технологии в педагогической деятельности для решения образовательных задач.

Давайте попробуем разобраться: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или внутренняя потребность воспитателя.

Предположим, что ИКТ-компетентность педагога – это безысходность (навязывание сверху, а именно:

- Заведующий и старший воспитатель в Детском саду настаивают на использовании  ИКТ-технологий, например, при подготовке к педагогическим советам. Ставят такие задачи, что воспитатели вынуждены использовать, как минимум Интернет-ресурсы для подготовки.

- Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» также подразумевает использование ИКТ-технологий (презентация своего опыта работы с использованием мультимедиа);

- Заявку на курсы повышения квалификации должны подавать сами воспитатели через личные кабинеты по региональной электронной системе Регион в СОИРО;

- При аттестации воспитателей также учитывается использование ИКТ-технологий, и сама аттестация в будущем планируется через личные кабинеты в системе Регион;

- Профессиональный стандарт педагога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. № 544н (вступает в силу с 1января 2017г) также требует ИКТ-компетентность.

        

В соответствии с Профессиональным стандартом педагога воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.

Воспитатель должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Рассмотрим, что обозначает отдельный компонент ИКТ-компетентности:

Общепользовательская ИКТ-компетентность:

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения пользоваться компьютером и оргтехникой, техника безопасности, клавиатурный ввод, навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями (флеш-картой, диском) и электронной почтой .

Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепользовательской компетентностью?

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога: планирование и анализ своей деятельности, написание рабочей программы, создание электронных дидактических материалов, создание своего электронного портфолио, подготовка и проведение консультаций с использованием ИКТ.

Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепедагогической компетентностью?

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность отражает качественное использование ИКТ-технологий по отдельной теме и предмету. 

Бытует мнение: «Икт-технологии – это лишнее в Детском саду. Обходились без них всегда и успешно».

Большой процент педагогов, кто думает также, в каждом Детском саду – это педагоги предпенсионного возраста, которым тяжело включаться во все новое, или малоактивные педагоги.  Навроде бы, прошли курсы по ИКТ, получили «корочку» - и достаточно. Включать компьютер умеем, знаем, как набрать текст, и достаточно.

Однако, есть уверенность, что подавляющее большинство присутствующих и всех педагогов каждого Детского сада уверенно чувствуют себя в социальных сетях или, по крайней мере, пользуются электронной почтой или разговаривают по скайпу с родственниками. Хотя раньше всегда и успешно обходились без этого.

Давайте тогда предположим вариант 2:

 ИКТ-компетентность – это внутренняя потребность для воспитателей, которые понимают преимущества ИКТ-технологий:

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе с детьми:

  • Использование разнообразных форм работы с детьми (и с картинками, с книгами, и с ИКТ). Т.е. ИКТ не подменяет другие формы работы.
  • Можно найти и распечатать необходимый наглядный материал для детей;
  • Движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
  • Возможен показ динамических процессов;
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в НОД (например, реальное воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

Это всё стимулирует заинтересованность и активность детей во время непрерывной образовательной деятельности.

Как, например, можно использовать ИКТ в работе с детьми раннего возраста:

В образовательной  деятельности на звукоподражание животныхможно использовать ИКТ: изображение животного с звуковым воспроизведением их голоса. Также, например,  обращение к детям по скайпу Деда Мороза (или какого-либо другого персонажа), что могли видеть члены жюри на моем открытом мероприятии.

Преимущество использования ИКТ для педагога:

  • Обмен опытом с педагогами всей страны;
  • Участие в различных профессиональных конкурсах;
  • Возможность самостоятельно повышать квалификацию (вебинары, дистанционные курсы);
  • Использование ИКТ-технологий значительно расширяет возможности педагога по сравнению с другими педагогами.

Преимущество использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • Проведение родительских собраний и других мероприятий в сопровождении мультимедиа презентаций (наглядно);
  • Подготовка консультаций для родителей с использованием в том числе Интернет-ресурсов;
  • Размещение своих консультаций для родителей на официальном сайте Детского сада. В силу постоянной занятости родители не всегда успевают прочесть объявления и консультации в печатном виде в группе, а часто спрашивают, есть ли эта информация на сайте.
  • ИКТ-компетентность создает для воспитателя положительный имидж, возможность общаться с современными родителями «на одном языке», что касается Интернет-ресурсов, и не выглядеть «белой вороной».

Таким образом, ИКТ-компетентность это может быть и внутренняя потребность для активных воспитателей, которые понимают преимущества использования ИКТ и желающих шагать в ногу со временем, учиться самим и развивать своих воспитанников.

Конечно, при использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и некоторые проблемы:

  • Сохранение здоровья детей (Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
  • Недостаточное обеспечение оборудованием ИКТ в Детских садах;
  • Недостаточная система курсовой подготовки  педагогов по использованию ИКТ-технологий.

Но это тема другого выступления.

        

Итак, подведем итог: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или всё-таки внутренняя потребность воспитателя.

Уверена, что это требования современной жизни, общества и государства. Но в полной мере соответствовать этим требованиям могут только активные, творческие воспитатели, желающие сделать образовательный процесс интересным и для себя и, в первую очередь, для детей, те, кто понимает преимущество использования ИКТ-технологий и для кого ИКТ-компетентность есть внутренняя потребность.

Использованная литература:

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций "ИКТ-компетентность педагога - залог успеха в условиях возрастающих потребностей современного информационного общества".

Семинар-практикум направлен на знакомство педагогов-практиков с алгоритмом работы по созданию персонального сайта на базе интернет-площадки WIX конструктора сайтов. ...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Анкета для педагогов "Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии...

Анкета для педагогов "Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"

quot;Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"...