Образовательный проект "Инклюзивное образование в ДОУ"
проект на тему

Рудных Наталья Викторовна

Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_inklyuziya.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

 «Инклюзивное образование   в ДОУ»

 

     

Пояснительная записка

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-психолого-педагогической  помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов.

Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями  речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и  успешно обучаются. В нашем учреждении  и ранее  имелся подобный  опыт интеграции детей с нарушениями речи, но он носил стихийный характер.

Данный проект необходим, поскольку он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация

развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным,  как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий  психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые  позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и  внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования:

Задачи государственной политики в сфере образования, на решение которых направлен проект

Задачи проекта, направленные на решение задач государственной политики

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, п.27 ФЗ-273

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

«Каждый имеет право на образование» Ст. 43 Конституции РФ.

Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ.

«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения»

181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.)

Обеспечение гарантии создания  необходимых условий для детей с ОВЗ.

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Обеспечение на базе неспециализированного ДОУ дифференцированного обучения и воспитания детей с  ОВЗ, исходя из потребностей и психологических особенностей ребенка: коррекционная группа с возможностью интеграции детей в общеобразовательную группу, инклюзивное образование.

         

Кроме того,  введение инклюзивного образование обусловлено и объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный  день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  1. взаимное уважение;
  2. терпимость;
  3. осознание себя частью общества;
  4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  5. взаимопомощь;
  6. возможность учиться друг у друга;
  7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  • Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.
  • Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.
  • Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками.
  • Возможность доступа к основной программе обучения.
  • Доступ к многообразию способов обучения.

Возможность  инклюзивного образования  в нашем  ДОУ обусловлена:

  • Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы, сенсорная комната) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
  • Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
  • Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.  
  • Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
  •  Востребованностью (по  результатам ТПМПК).

Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации

Задачи:

  1. Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей  с ОВЗ.
  3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  4. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Подзадачи

В работе с семьей:

  1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических  знаний и представлений.
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
  4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
  2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Концептуальные основы проекта

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.

Методологической основой  являются:

- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина  -  об общности основных закономерностей  психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.

- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Основные принципы работы в рамках проекта

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2.  Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Принцип наличия обратной связи.
  6. Принцип уважения и признания партнеров.
  7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  8. Принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Для всех обучающихся достижение прогресса.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Деятельность в рамках проекта

Целевую группу составляют  воспитанники  МБДОУ «Детский сад №12»: здоровые дети и дети с тяжелыми нарушениями речи,  их родители.

Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели образовательного процесса необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:

  1. Педагогическое направление предполагает оказание адресной               дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности.
  2. Программно - структурное направление -  организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности.
  3. Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания.
  4. Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.    

Реализация мультидисциплинарности будет обеспечена  созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение»  всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей).

В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, составляющие  мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов)

Ф.И.О.

Должность

Образование

 Пед. стаж

Роль в проекте

1

Федорова Татьяна Ивановна

Заведующий

Руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов.

2

Больных Ольга Юрьевна

Заместитель заведующего по ВМР

Координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, составляет  отчеты по реализации проекта

3

Рудных Наталья Викторовна

Старший воспитатель

Консультант: осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта, консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования

4

Салахова Татьяна Юрьевна

Педагог-психолог

Педагог-психолог: осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями

5

Шабардина Юлия Николаевна

Учитель-логопед

Учитель-логопед: ведет коррекционно-развивающую работу, консультирует  и обучает родителей и педагогов.

6

Иванова Нина Николаевна

Инструктор по физической культуре

проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе

7

Воспитатели

Осуществляют воспитательно-образовательный процесс

         В системе  взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

Участник сопровождения

Цели

Методы работы

Администрация

Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

-Собеседование, интервью.

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.

-Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса.

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба

Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования

-Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.

-Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба

Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

-Психологический анализ педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог (воспитатели, специалисты)

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме.

Работа по самообразованию.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативное обеспечение

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014.) ст. 19;
  3. Конвенция о правах ребенка;
  4. Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2008 г.).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  6. Локальные акты и Устав учреждения.

Материально-техническое обеспечение

- 21 группа,  все групповые помещения оснащенны в соответствии с требованиями ФГОС ДО

- 2 кабинета учителей-логопедов

- 2 кабинета  педагогов-психологов

- 2 медицинских кабинета

- 2 спортивных зала

- 2 музыкальных зала

- 21 игровая  площадка

- 2 спортивные  площадки

Во всех кабинетах имеются компьютеры

Музыкальный зал

Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы.

Физкультурный зал

Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.)

Кабинет учителя-логопеда

Диагностический материал для обследования речи.

Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).

Учебные пособия и дидактический материал  для развития речи и коррекционной работы, ЭОРы.

ДЭНАС-для  активизации работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшения зрительно-моторной координации.

Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Волна-03-М»    с программным  обеспечением "Волна" для обучения диафрагмальному дыханию  и навыкам психофизиологической саморегуляции.

Справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии и детской психологии.

Кабинет педагога-психолога

Диагностический материал для обследования,

дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, оборудование для релаксации и пескотерапии.

Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «ТЕРМ-01»    с программным  обеспечением "Экватор" для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре.

«Развитие нравственной сферы личности дошкольника»                                                  (практическое пособие для психологов Р.В. Овчаровой).

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов                             «Диагностика готовности к школьному обучению».

Программа компьютерной обработки и тестирования                                                        «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен».

Стол для рисования на песке.

Сенсорная комната.

Групповые помещения

Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей.

Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского  сада).

Инвентарь и оборудование для физической активности детей.

Медицинский кабинет

Основное здание: Весы медицинские.

Ростомер.

Динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг).

Таблица для определения остроты зрения.

Тонометр с детской манжеткой.

Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе.

Фонендоскоп.

Спирометр.

Кадровое обеспечение

Наличие в ДОУ специалистов:

  • старшие воспитатели - 2    
  • учителя- логопеды – 4
  •  педагоги-психологи - 2
  •  инструкторы по ФИЗО - 2
  •  музыкальные работники – 4

Педагогический состав ДОУ, уровень профессиональной компетенции

Образование:

Высшее

Среднее специальное

Из них учатся в вузах

38-69%

17-30%

1-2%

Категорийность:

Высшая категория

1-я категория

2-я категория

Соответствие занимаемой должности

Без категории

6-11%

13-24%

16-29%

12-22%

8-14%

Педагогический стаж:

От 0 до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

15 лет и более

5-9%

11-20%

4-7%

35-64%

Возраст:

Моложе 25 лет

От 25 до 29 лет

От 30 до 49 лет

От 50 до 54 лет

От 55 до 59 лет

60 лет и более

1-2%

5-9%

30-54%

6-11%

12-22%

1-2%

Методическое обеспечение

  • Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.
  • Успешно реализуются разные формы интеграции.
  • Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи).
  • Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

Ожидаемые результаты

В МБДОУ «Детский сад №12» системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением  речи обучаются как в компенсирующей и комбинированной группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы, так и по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.

К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:

  1.  Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с нарушением речи.
  2. Устойчивое продвижение детей с нарушением речи в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.
  3. Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с нарушением речи и межведомственному сопровождению по ее внедрению.
  4. Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с нарушением речи.
  5. Расширение работы методической службы ДОУ.
  6. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
  7. Повышение качества образовательного процесса.
  8. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг. 

В работе с семьей:

  1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
  2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
  3. Стойкое продвижение детей в развитии.
  4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
  2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
  3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме,  расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Индикаторы результативности

  1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов

( аналитические материалы).

2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

- развития детей,

- уровня детско-родительских отношений,

-личностное  развитие родителей и педагогов

3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

4.Повышение рейтинга учреждения.

Этапы реализации проекта

I этап  реализации проекта (организационный)

1.Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ

- Выявить количество детей с ОВЗ (нарушения речи), нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ТПМПК)

2. Провести анализ условий:

-Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).

-Кадровых  (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).

-Финансово-экономических.

-Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

-Разработать положение о комбинированной и компенсирующих группах.

-Скорректировать должностные обязанности персонала.

-Разработать форму договора с родителями.

-Разработать модели взаимодействия  с детьми и родителями.

4.Разработать программно-методическое обеспечение

-Разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Сформировать пакет диагностических методик.

-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

5.Сформировать группу детей с разными возможностями

- Заключить договоры с родителями.

-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

-Провести родительское собрание.

II этап  реализации проекта (практический)

Создание специальных образовательных условий

         1. Реализация  примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

- Форма обучения – очная.

- Режим – полный день.

- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.

- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре.

  1. Работа  психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)
  • Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в д/саду.
  • Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
  • Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
  • Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

В состав ПМПк входят:

Председатель ПМПк

Члены ПМПк:

  • - педагог-психолог;
  • - учитель-логопед;
  • - медицинский работник;
  • - педагоги, работающие с детьми.

Структура организации деятельности ПМПк

ПМПк  плановые – проводятся 1 раз в квартал.

Задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса

Задачи:

  • решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Прием детей на консилиум осуществляется

  • по запросу родителей
  • по инициативе педагогов
  • по медицинским показаниям

Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.

Этапы работы ПМПк:

1 этап – подготовительный

2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума

3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

4 этап – направление ребенка на ПМПК, подготовка документов

5 этап -  согласование деятельности  специалистов по коррекционно-развивающей работе

6 этап – реализация рекомендаций ПМПК

7 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы

Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы

    3. Работа с родителями

Модель сотрудничества с семьей

Формы работы

Цели и задачи

Содержание работы

Индивидуальные:

  • Беседы
  • Анкетирование
  • Консультирование
  • Индивидуальные практикумы

- Изучение микросоциальных условий воспитания

- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

- Разъяснение конкретных  мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта

- Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания.

- Социальная характеристика семьи

- Адекватность оценки состояния ребенка

- Степень инициативы в плане сотрудничества

- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций

-Успехи и проблемы в развитии ребенка

Групповые формы:

  • Консультации
  • Семинары - практикумы
  • Групповые собрания
  • Клубы, тренинги

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы

- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка

- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических  знаний и представлений

- Изменение родительской позиции и отношения к своему  ребенку

- Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи)

- Навыки наблюдения за ребенком

- Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж,  и т.п.

- Развивающие игры в коррекционной   работе

- Грамматика общения с детьми с ОВЗ

- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)

- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)

- Помоги себе сам (домашний логопед)

- Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями

- Проблемы развития речи и пути их решения

- Формирование познавательной активности ребенка с  тяжелыми речевыми нарушениями

- Психология семейных отношений

- Готовность детей с ОВЗ  к школе

Наглядные формы просвещения:

  • Презентации
  • Папки-передвижки
  • Буклеты
  • Памятки
  • Информация на стенде
  • Устный журнал  (информация на сайте учреждения)

III этап реализации проекта (итоговый)

1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №12»

1 ЭТАП       Получение информации о ребенке, диагностика

2 ЭТАП       Формулирование основных проблем развития ребенка

3 ЭТАП        Выявление ресурсов развития ребенка

4 ЭТАП        Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ

5 ЭТАП        Постановка позитивной цели

6 ЭТАП        Выбор техник и средств, режим их использования

2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ

Условные обозначения:

Управляющие действия -

Коррекционно-рефлексивные действия -

Р – ребёнок

В - взрослый (кроме педагога)

П - педагог

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

-структура среды,

-образовательная модель обучения и воспитания,

-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка

Список литературы

  1. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
  2. Евтушенко С. Г.  Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009.
  3. Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.
  4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
  5. Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
  6. Семаго М.М.Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
  8. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности  /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
  9. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности " Образование числа 5"

Использованы современные образовательные технологии: ИКТ – технология: презентация «Образование числа 5»;- здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика;- игровая:  дидактиче...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...