Проектирование системы методической работы на тему: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
проект на тему

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование системы методической работы

на тему:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

  

Духовный человек мыслит своими мыслями,

а чувствует чужими чувствами…

(Л. Н. Толстой)

Актуальность.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной.  Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно –

нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.02.12.), федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.13.) определяют не только общие требования к содержанию образования в образовательных дошкольных учреждениях, но и подчеркивают, что содержание образования должно обеспечить формирование духовно-нравственной личности.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении.

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.

 

Задачи реализации проекта:

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  2. Формирование духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника в процессе интеграции образовательных областей посредством основных видов детской деятельности.
  3. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  4. Обогатить предметное развивающее пространство по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
  5. Расширить социокультурное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

         

Вид проекта:

  • По составу – коллективный.
  • По целевой установке – практико-ориентировочный.
  • По срокам реализации – долгосрочный.

Участники проекта: педагогический коллектив, воспитанники детского сада, родители (законные представители).

Принципы:

Предлагаемая технология работы является частью общей системы нравственного воспитания, разработанной педагогами и психологами (А.В. Запорожец, В.И.Логинова, Т.А.Ильин и другие) на основе современных дидактических принципов.

  1. Принцип интегративности – реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  2. Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей.
  3. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  4. Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса, формирование основ научного мировоззрения.
  5. Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
  6. Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное  обогащение содержания.
  7. Принцип проблематизации – заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем активности, инициативы детей в их решении.
  8.  Принцип народности – воспитание на традициях народной культуры.
  9. Принцип краеведения – максимальное включение в образовательный процесс культуры Нижегородской области.
  10. Принцип опоры на ведущую деятельность – связь игры с другими специфическими детскими видами деятельности.
  11. Принцип сотрудничества и сотворчества – взрослый и ребенок - равноправные партнеры, преобладание эмпатии в межличностных отношениях.

Основные направления в работе:

  • Создание материально-технических условий.
  • Формирование и развитие кадрового потенциала.  
  • Формирование у детей дошкольного возраста духовно–нравственных ценностей.
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями).
  • Взаимодействие с социумом.

 

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Расширены знания детей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
  • Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

Для педагогов:

  • Повышен уровень квалификации педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
  • Мобильны, умеют работать с новым учебным материалом, творчески подходят к работе.
  • Развиты коммуникативные умения.

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
  • Создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций и зарождение новых.
  • Активное участие в мероприятиях ДОУ. 

Для дошкольного образовательного учреждения:

  • Расширено развивающее предметное пространство материалами по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, созданы мини музеи.
  • Разработано методическое сопровождение проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
  • Повысился статус дошкольного учреждения.


Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный (организационно-аналитический):

  август – сентябрь.

Задачи:

  • изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме;
  • разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей;
  • определить основные направления деятельности;
  • познакомить педагогический персонал с основными направлениями научно-исследовательской деятельности.

   

Содержание

Цель

Сроки

Ответственный

1

Разработка и утверждение положений, приказов, договоров с социумом (музей, школа).

Обеспечить правовую поддержку проекта.

август

Заведующий, ст. воспитатель

2

Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики.

Повысить педагогическую компетентность педагогов.

сентябрь

педагоги

3

Разработка перспективного планирования по духовно – нравственному воспитанию.

Выстроить систему работы по проблеме.

сентябрь

Творческая группа

4

Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические игры и пр.).

Обеспечить диагностическую поддержку педагогов.

август

Ст. воспитатель

5

Развивающая предметно-пространственная среда.

Выявить условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников.

сентябрь

Ст. воспитатель

6

Педагогическая диагностика воспитанников.

Выявить сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков поведения, духовно-нравственных ориентиров.

сентябрь

Воспитатели

7

Анкетирование родителей (законных представителей)

Выявить отношение родителей к проблеме духовно-нравственного воспитания детей, семейных традиций и ценностей.

сентябрь

Воспитатели

II этап – основной (практический):

 октябрь – апрель.

Задачи:

  • внедрить систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в практику ДОУ;

Содержание

Цель

Сроки

Ответственный

1

Новые подходы к организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Выставка.

Информировать педагогов о формах взаимодействия с дошкольниками.

 сентябрь

Ст. воспитатель

2

Я люблю свой город. Интегрированное НОД

Поддерживать интерес к истории родного города, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

сентябрь

М.руководитель, воспитатели

3

Фотовыставка «Город славный, город дивный».

Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, способствовать сплочению внутрисемейных отношений.

сентябрь

Воспитатели, родители (законные представители)

4

Роль художественного искусства в нравственном воспитании дошкольников. Консультирование педагогов

Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей при помощи средств изобразительного искусства.

октябрь

воспитатель

5

Формирование у дошкольников навыков культуры поведения. Консультация АПН.

Способствовать профессиональному росту начинающих педагогов.

октябрь

воспитатель

6

Посещение городецкого краеведческого музея.

Укреплять социокультурные связи. Познакомить детей с историей города.

октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 4, 5, 6.

7

Музыка нравственности. Папка взаимодействия.

Способствовать повышению внутренней культуры родителей (законных представителей).

октябрь

М.руководитель

8

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Тренинг.

Активизировать деятельность воспитателей в ходе организационно-методической работы.

 ноябрь

воспитатель

9

Правила поведения для воспитанных детей. Картотека памяток.

Конкретизировать теоретические знания  педагогов о нравственном воспитании детей.

 ноябрь

Ст. воспитатель

10

«Семья – основа нравственности».  Общее родительское собрание.

Повысить компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в условиях семьи.

 ноябрь

заведующий

11

Маму милую люблю. Концерт.

Способствовать укреплению внутрисемейных связей.

 ноябрь

М.руководитель, воспитатели

12

День примирения и согласия. НОД.

Способствовать приобщению воспитанников к истории страны, формированию патриотических чувств.

 ноябрь

Ст. воспитатель, воспитатели

13

Экскурсия в библиотеку.

Взаимодействие с социумом. Формирование навыков культуры поведения.

 ноябрь

Ст. воспитатель, воспитатели гр № 6

14

Воспитание у дошкольников социальных форм общения: вербальных и не вербальных. Выставка методического материала.

Информационно-методическое сопровождение в-о процесса.

 декабрь

Ст. воспитатель

15

Рождественская открытка. Конкурс Федоровского монастыря.

Способствовать развитию творческого потенциала, укреплению внутрисемейных отношений.

 декабрь

Ст. воспитатель, воспитатели

16

Экскурсия в Детский музей.

Укреплять социокультурные связи. Познакомить с историей городецкой росписи.

 декабрь

Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 6, 4, 5.

17

«Семейные традиции». Публикация в газете ДОУ «Кораблик детства».

Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, информировать о ходе в-о процесса.

 январь

Редколлегия

18

Колядки. Тематическое развлечение.

Приобщать к народным традициям. Информировать родителей о содержании в-о процесса.

 январь

М.руководитель, воспитатели

19

Экскурсия в библиотеку.

Расширять социокультурные связи. Познакомить с культурой славян.

 январь

Ст. воспитатель, воспитатели

20

Городецкие посиделки. Совместный досуг с родителями.

Укреплять внутрисемейные отношения. Приобщать к русской народной культуре.

 январь

М.руководитель, воспитатели

21

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Консультация.

Повысить уровень компетентности педагогов.

 февраль

воспитатель

22

Организуем мини-музей. Памятка.

Дать рекомендации по организации средового пространства.

 февраль

Ст. воспитатель

23

23 февраля – День защитника отечества. Тематические утренники.

Способствовать развитию патриотических чувств у дошкольников. Информировать родителей о содержании в-о процесса.

 февраль

М.руководитель, воспитатели

24

Что за прелесть эти сказки… Викторина.

Привлечь родителей к совместной досуговой деятельности.

 февраль

Ст. воспитатель, воспитатели

25

Экскурсия в Детский музей.

Укреплять социокультурные связи. Познакомить с историей глиняной игрушки.

 февраль

Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5, 6.

26

Масленица. Фольклорный праздник.

Продолжать знакомить с народными традициями.

 февраль

М.руководитель, воспитатели

27

Экскурсия в музей добра.

Укреплять социокультурные связи. Познакомить с предметами утвари, укладом жизни предков.

 февраль

Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5, 6

28

Тематическая проверка

«Состояние работы по нравственному воспитанию дошкольников».

Выявить состояние работы ДОУ по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 февраль

С. воспитатель

29

Лучший мини-музей ДОУ. Смотр-конкурс.

Насыщение развивающего предметного пространства. Развивать творческий и познавательный потенциал педагогов.

 март

воспитатели

30

Мамин день. Тематические утренники.

Информировать родителей о состоянии в-о процесса. Способствовать укреплению внутрисемейных связей.

 март

М.руководитель, воспитатели

31

Просмотры:

  • музейная педагогика;
  • народные традиции в воспитании детей;
  • воспитание нравственности;
  • культура речи.

Повысить практическую компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 март

Ст. воспитатель, воспитатели

32

 «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Педагогический совет.

Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

 март

Заведующий,        ст. воспитатель

33

Экскурсия в школу.

Расширение социокультурных взаимосвязей.

 март

Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 6

34

Экскурсия в библиотеку.

Расширение социокультурных взаимосвязей. Ознакомление с русским фольклором.

 март

Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5.

35

Формирование у дошкольников толерантности. Консультация.

Систематизировать теоретические знания педагогов в вопросах формирования толерантности дошкольников.

 апрель

воспитатель

36

Родной край: любимые места. Информационный материал.

Воспитывать любовь к малой родине.

 апрель

воспитатели

37

Умные книжки умным детишкам. Выставка.

Информировать родителей о новинках художественной и познавательной литературы по теме.

 апрель

Ст. воспитатель

38

Экскурсия в музей самоваров.

Расширять социокультурные взаимосвязи. Познакомить с историей самовара.

 апрель

Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 4, 5, 6.

39

Пасхальный перезвон. Тематическое НОД.

Приобщать к народным традициям. Информировать родителей о содержании в-о процесса.

 апрель

М.руководитель, воспитатели

40

Пасхальная открытка. Пасхальный перезвон. Конкурс Федоровского монастыря.

Способствовать развитию творческого потенциала, укреплению внутрисемейных отношений, приобщению к духовным традициям.

 апрель

Ст.воспитатель, м.руководитель, воспитатели

41

9 мая. Тематические утренники

Воспитывать патриотические чувства. Информировать родителей о содержании в-о процесса.

 май

М.руководитель, воспитатели

42

Герб моей семьи. Выставка работ.

Способствовать укреплению внутрисемейных отношений, знаний о родословной семьи.

 май

воспитатели

43

Я поведу тебя в музей. Семейное посещение музеев.

Способствовать укреплению внутрисемейных отношений, повышение внутренней культуры родителей.

 май

воспитатели

     

III этап – заключительный (итогово-аналитический):

май-июнь.

Задачи:

  • изучить  практический опыт по данной проблеме;
  • выявить результативность.

   

Содержание

Цель

Сроки

Ответственный

1

Мониторинг воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:

  • условия;
  • педагогическая диагностика воспитанников;
  • анкетирование родителей.

 Анализ  результативности экспериментальной деятельности.

 май

Ст. воспитатель, воспитатели

2

Оформление итогового отчета по экспериментальной работе. Оформление методического сопровождения по данной теме;

Анализ и обобщение результатов проекта. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников.

май

Ст. воспитатель

3

Обобщение и распространение положительного педагогического опыта в СМИ.

Распространение положительного педагогического опыта.

май

Ст. воспитатель, педагоги

 


Библиография 

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M.       Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
  4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988. 
  5. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп.- 2001.-10.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984. 
  7. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987. 
  9. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
  10. Счастная A.M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). -Минск, 1990. 
  11.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.02.12.)
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.13.)
  13. Штольц К., Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М.:  Просвещение, 1986. 
  14. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

методическая разработка на тему: " Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью сказкотерапии"

Игра, рисование, сказки -это те средства , через которое воспитатель влияет на ребенка....

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...