Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
статья по теме
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.Образовательные организации оказывают лишь помощь родителям в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapshennikova_g.p.-_rol_rukovoditelya_v_organizatsii_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль руководителя в организации взаимодействия
с родителями детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
Лапшенникова Галина Павловна,
заведующий
ГБДОУ детского сада №20
Выборгского района Санкт-Петербурга
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года закреплено преимущественное право родителейна обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, образовательные организации оказывают лишь помощь родителям в этом процессе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеютнедостатки в физическом и (или) психологическом развитии,препятствующие получению образования без создания специальных условий. Характер этих недостатков и степень их выраженности определяют направления коррекционной работы.
При приеме документов у родителей вновь поступающих воспитанников происходит и первое непосредственное знакомство родителей с детским садом (не берем в расчет информацию на сайте, «народную молву» и т. п.). Начинается оно, как правило, с кабинета руководителя. И это, на первый взгляд, достаточно формальное взаимодействие с родителями является достаточно важным и определяющим. От этого во многом зависит настрой родителей на конструктивное взаимодействие с целью эффективной помощи ребенку. Руководитель рассказывает об отличиях групп компенсирующего вида от групп, где осуществляется только присмотр и уход, рассказывает о специфике работы специалистов, говорит о значимости роли родителей в процессе коррекции речевых (и не только) нарушений.
Если руководителю удается установить доверительные взаимоотношения при первом же контакте с родителями, то можно получить гораздо больше информации об особенностях семьи и о проблемах ребенка, чем та, которая есть в заключении ТПМПК.
Бывают случаи, когда в процессе работы выявляются и такие проблемы в развитии ребенка, которые не были выявлены специалистами ТПМПК. Иногда оказывается, что коррекционной работы специалистов нашего учреждения не достаточно для оказания необходимой помощи ребенку. Тогда приходится искать другие выходы: это может быть и обращение в медицинские учреждения, и подключение специалистов службы сопровождения районного центра. В особо сложных случаях приходится убеждать родителей в необходимости перевода ребенка в компенсирующее учреждение другого профиля (учитель-логопед никогда не сможет полностью заменить, например, учителя-дефектолога или сурдолога). А о включении в штатное расписание таких единиц, как ассистент или тьютор, в нашей непростой финансовой ситуации приходится только мечтать.
Обычно это не простой процесс. Многие родители не готовы принять истинную ситуацию. Кто-то начинает взывать к милосердию, кто-то проявляет агрессию. И здесь наша задача, как в той молитве:
«Боже, дай мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить,
мужество изменить то, что могу,
и мудрость отличить одно от другого».
РейнхольдНибур
иметь мудрость, чтобы отличить ситуацию, когда мы действительно можем оказать необходимую помощь ребенку от той, когда нужно подвести родителя к принятию решения, которое окажется наиболее правильным в их случае.
Не все родители имеют достаточные представления о содержании воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Родителям необходимо знать о том, что коррекция речевых нарушений у детей заключается не только в работе учителя-логопеда. Это целая система сопровождения, в которой каждый из специалистов играет свою важную роль.Конечно, вся необходимая информация размещена и на сайте учреждения, и на информационных стендах (состав службы сопровождения, положение о ПМПК и т.д.), но убедить родителей в значимости всех составляющих процесса помощи ребенку можно, как мне представляется, в значительной степени, именно при личной встрече с руководителем.
Руководитель обращает внимание родителей на весь спектр форм взаимодействия со специалистами детского сада:
- стендовая информация, буклеты, памятки и т. п.;
- родительские собрания;
- тематические беседы, индивидуальные и групповые консультации;
- дни открытых дверей;
- музыкальные испортивные праздники;
- конкурсы и соревнования различного уровня;
- организация тематических выставок;
- творческие мастерские (выпуск, стенгазет, составление альбомов, изготовление поделок и т. п.);
- театральные постановки (спектакли с участием детей, их родителей и педагогов);
- экскурсии и походы выходного дня.
О последней форме взаимодействия хотелось бы рассказать подробнее. Эта традиция у нас существует давно. После большой предварительной работы, в выходной день воспитатели для детей и их родителей проводят экскурсию (или поход) по историческим местам нашего района (Шуваловский парк, Суздальские озера, парк Сосновка). Такая совместная прогулка включает в себя интересные, как для детей, так и для взрослых, исторические сведения о нашем микрорайоне, игры и забавы на свежем воздухе и подготовленные родителями сюрпризы для детей. Под впечатлением от одной из таких экскурсий родителями было написано такое стихотворение:
На Суздальское озеро
Ходили мы с ребятами,
А там нас осень встретила
И уточки с утятами.
Играли мы с листочками
И шишки собирали,
Бросали в воду камешки
И … осень провожали.
И долгою зимою
Мы будем вспоминать,
Как было хорошо нам
У озера гулять!
В заключении следует отметить, что перечисленные формы работы, способствуют установлению партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...
Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...
КУ Урайский специализированный Дом ребенка. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях введения ФГОС ДО...
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО...
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция»
АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт»...
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...