Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Давыденко Надежда Евгеньевна

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности организации работы музыкального руководителя

с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО

       Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания:

-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

-дети с нарушениями речи;

-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами - слепоглухонемые, глухие   или слепые дети с умственной отсталостью).

 Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование - одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

              Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Цель работы: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности

Задачи работы:

-развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру

-формирование основ музыкальной культуры,

-ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,

-развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,

-воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,

-развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,

-развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

     

      Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию

Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера

Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих МДОУ «Детский сад № 28»

-Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.

-Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.

-Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.

-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.

- Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.

          Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Образовательная деятельность в ДОУ:

- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);

- музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту  детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

 - музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);

 - праздничные утренники и пр.

Музыкальное воспитание в семье:

- слушание радио и телепередач;

 - слушание аудиозаписей;

 - музицирование;

 - музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

Виды  музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

 Слушание музыки:

-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.

-Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.

-Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

 Пение (исполнительство):

-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) -Детям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.

-Детям с нарушением речевого развития - пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту – ру - ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Игра на детских музыкальных инструментах

-Детям с нарушением развития координации движений - игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».

-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игр на дудочках, колокольчиках и  

-Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)

Музыкально-ритмические движения

-Разным категориям детей с ОВЗ - музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).

-В ритмике - координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.

                           Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ

 Наглядно-слуховые методы и приемы

- Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;

-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)

-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)

Наглядно-зрительные методы и приемы

-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и  неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками

 Практические методы и приемы

-Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

-Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.

-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.

-Разнообразные музыкальные игры

Педагогические технологии  в работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика  – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.

 Музыкально-дидактические игры

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ

по музыкальному воспитанию

1.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр.

2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.

3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4.Создание презентаций (в программе Рower Рoint) для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей.

5.Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности.

6.Создание медиатеки по вопросам развития музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, педагогов, но и для родителей.

7.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ (наличие странички музыкального руководителя).

8.Наличие собственного сайта музыкального руководителя в сети интернет (маам ру, нс-портал) и т.д.  

       

Особенности работы музыкального руководителя с педагогами

-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);

-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

-ведение соответствующей документации (ИОМ, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...