МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Долгушева Алла Евгеньевна

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

2. Решение коррекционных задач в процессе музыкального воспитания

3.Особенности организации музыкальных занятий на разных возрастных ступенях

 

В связи с переходом дошкольного образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла актуальная необходимость в создании адаптированных программ для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определении ее специфики содержания обучения и воспитания этих детей в группах общеразвивающей направленности. В соответствии с ФГОС ДО, образование детей осуществляется в пяти образовательных областях, одна из которых «Музыка»

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, принципы построения которой для инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности заключаются в следующем:

• соответствии содержанию общеобразовательной программы;

• усвоении детьми программы на разном уровне их образовательных возможностей;

• коррекции и компенсации нарушенных функций в специально организованной музыкальной деятельности [3].

Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики.

Согласно ФГОС ДО музыкальное воспитание осуществляется на основании следующих принципов общей педагогики:

- гуманизации - учет особенностей личности ребенка;

- сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;

- учета музыкальных интересов ребенка;

- свободы выбора, высказываний, самостоятельности;

-личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;

- систематичности и последовательности;

- продуктивности (рисунок, танец, образ и т.д.);

- свободы эмоциональных проявлений.

Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике:

- структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воздействия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент;

- принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;

- принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;

- принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров - ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;

- цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;

- принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.

- принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;

- принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;

- принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;

- принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;

- принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.;

- принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;

- принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.

Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.

Задачи раздела « Восприятие»

• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• формирование музыкального вкуса;

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи раздела «Пение»

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

• развитие музыкального слуха: различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»

• развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развитие художественно-творческих способностей.

Задачи раздела «Музицирование»

• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

• развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

• развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Задачи раздела «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах

• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

При создании АООп необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:

• обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;

• учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;

• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.

Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).

В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, - не отвлекая при этом всех остальных детей группы.

Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить в СОД с использованием музыки: в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.

Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в центрах музыкальной активности: обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.

 

Источники

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3.Овчинникова Т.А. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования -  Вестник Ленинградского государственного университета, 2015 – С.96-104

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

2. Решение коррекционных задач в процессе музыкального воспитания

3.Особенности организации музыкальных занятий на разных возрастных ступенях

В связи с переходом дошкольного образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла актуальная необходимость в создании адаптированных программ для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определении ее специфики содержания обучения и воспитания этих детей в группах общеразвивающей направленности. В соответствии с ФГОС ДО, образование детей осуществляется в пяти образовательных областях, одна из которых «Музыка»

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, принципы построения которой для инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности заключаются в следующем:

• соответствии содержанию общеобразовательной программы;

• усвоении детьми программы на разном уровне их образовательных возможностей;

• коррекции и компенсации нарушенных функций в специально организованной музыкальной деятельности [3].

Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики.

Согласно ФГОС ДО музыкальное воспитание осуществляется на основании следующих принципов общей педагогики:

- гуманизации - учет особенностей личности ребенка;

- сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;

- учета музыкальных интересов ребенка;

- свободы выбора, высказываний, самостоятельности;

-личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;

- систематичности и последовательности;

- продуктивности (рисунок, танец, образ и т.д.);

- свободы эмоциональных проявлений.

Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике:

- структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воздействия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент;

- принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;

- принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;

- принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров - ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;

- цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;

- принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.

- принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;

- принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;

- принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;

- принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;

- принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.;

- принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;

- принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.

Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.

Задачи раздела « Восприятие»

• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• формирование музыкального вкуса;

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи раздела «Пение»

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

• развитие музыкального слуха: различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»

• развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развитие художественно-творческих способностей.

Задачи раздела «Музицирование»

• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

• развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

• развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Задачи раздела «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах

• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

При создании АООп необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:

• обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;

• учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;

• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.

Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).

В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, - не отвлекая при этом всех остальных детей группы.

Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить в СОД с использованием музыки: в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.

Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в центрах музыкальной активности: обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.

 

Источники

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3.Овчинникова Т.А. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования -  Вестник Ленинградского государственного университета, 2015 – С.96-104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миро...