Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)
статья на тему

Селиверстова Вера Петровна

В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.rabochaya_programma_statya.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога ДОУ

(Из опыта работы)

Подготовила: Селиверстова Вера Петровна

 Заместитель заведующей по НМР МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области

   

   В соответствии с требованиями  «Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.» Все педагогические работники ДОУ обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ - №273 ст.48,п.1.1).

    Рабочая Программа (далее РП) определяется ФЗ-273 как составная часть Основной образовательной программы дошкольного образования ДОО (далее - ООП ДО ДОО), направленная на реализацию  содержания основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

  Цель составления Рабочей программы педагога – планирование  образовательной деятельности в соответствии с ООП ДО ДОО на текущий учебный год.

Задачи  составления Рабочей программы:

- регламентирование  деятельности педагогических работников ДОУ в

  соответствии с требованиями действующего законодательства в

  образовании;

- конкретизация целей и задач ООП ДО ДОО;

- определение объема и конкретного содержания учебного материала;

- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их    

  творческих способностей;

- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе

  детей с ОВЗ) и их семей;

- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения;

- обеспечение преемственности между возрастными группами.

Предпосылками для написания рабочей программы являются:

  • традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
  • возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
  • способность анализировать профессиональную деятельность.

Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности педагога при условии разработки Рабочей программы

  • способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
  • возможность определять направление развития каждого ребенка;
  • реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и  их родителям;
  • творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
  • необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения;
  • возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
  • способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
  • Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
  • анализировать собственную деятельность в контексте  современного этапа  развития дошкольного образования;
  • грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
  • представлять предполагаемые результаты реализации рабочей программы.

   Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса детского сада, обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают  интересы и потребности детей и родителей, воспитанников,  культурно-образовательные традиции детского сада.        

  Содержание программ направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

 Содержание воспитательно-образовательной деятельности включает реализацию основных образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» через основные виды детской деятельности.

  Общий объем Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации

различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

  Предлагаемая структура рабочей программы педагога ДОО разработана и апробирована  в течение 2014-16 учебного года на базе МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области в рамках Региональной инновационной площадки по теме «Управление качеством образования в ДОО» и показала свою эффективность и удобство использования.

  На данный момент   отсутствуют нормативные документы федерального и регионального значения, непосредственно регламентирующие процесс написания и структуру рабочих программ педагогов ДОО. Поэтому предлагаемая структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку по определению РП является составной частью ООП ДО ДОО.  

  В период введения ФГОС ДО творческие коллективы детских садов разрабатывают и начинают реализовывать свою новую Образовательную программу.    Задача коллектива ДОО – создать все необходимые условия для реализации созданной ООП ДО.

     Рабочая программа конкретизирует содержание образования, представленное в ООП ДО ДОО для каждой возрастной группы. Очень важно обеспечить всем педагогам ДОО возможность четко представлять содержание образования, определенное в ООП ДО ДОУ, особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик, необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды для той возрастной группы, на которой он работает. Кроме того, каждый педагог должен  иметь понятие об основных подходах к педагогической оценке детского развития.

   Единая форма написания рабочей программы позволяет педагогам обмениваться опытом составления и реализации программ, обеспечивает преемственность содержания образования от младшей до подготовительной группы. Но в то же время позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и проявить творчество педагогу. Наличие рабочей программы позволяет педагогам постоянно изучать и наиболее полно реализовывать содержание ООП ДО ДОО.

  Рабочая программа (далее - РП) составляется педагогом ДОО на основе утвержденной ООП ДО ДОО и локального акта – Положения о рабочей программе педагога ДОО. Локальный акт «Положение о рабочей программе педагога» разрабатывается каждой ДОО самостоятельно и  может содержать следующие структурные компоненты (См. приложение1):

  • общие положения,
  • цели и задачи РП,
  • структура РП,
  • требования к оформлению РП,
  • порядок рассмотрения и утверждения РП,
  • контроль реализации и порядок хранения РП.
  • любые другие компоненты на усмотрение ДОО.

     РП позволяет объединить основные документы педагога ДОО, регламентирующие образовательную деятельность, систематизировать их.

    Специфика педагогической деятельности воспитателя ДОО в том, что образовательная деятельность осуществляется им по всем образовательным областям, в форме непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности и может иметь комплексный характер.

  Поэтому целесообразно составление одной рабочей программы для каждой группы ДОО. Рабочая программа составляется и совместно реализуется воспитателями, работающими на одной возрастной группе.

    Педагог - специалист (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед и т.п., кроме педагога-психолога) -  составляет и реализует  одну рабочую программу в рамках одной образовательной области  по своему направлению. В этой программе конкретизируется содержание образования для тех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.

 В рабочей программе специалиста рекомендуется указывать способы интеграции образовательных областей и формы координации с другими педагогами ДОО для наиболее полной реализации ООП ДО ДОО.

     

Структура рабочей программы.

 1)Титульный лист (см. Приложение 2);

2)оглавление;

 3)Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми  РП. Пояснительная записка содержит перечень документов, на основании которых составлена рабочая программа, цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития детей группы.  К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика (Оценка индивидуального развития детей) является одной из основных компетенций педагога (п. 3.4.2 ФГОС ДО) и осуществляется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.    

  Результаты педагогической диагностики служат необходимым ресурсом для составления и наиболее полной реализации рабочей программы. В рабочую программу могут быть включены рекомендации специалистов, как индивидуальные, так и для данной группы детей в целом.

В таблице 1 представлено примерное наполнение целевого раздела РП на примере

 1 младшей группы.

ТАБЛИЦА 1

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

стр

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи Программы

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

1.4

Характеристика возрастных особенностей детей 2-3 лет

1.5

Индивидуальные особенности развития детей группы

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы

Педагогическая диагностика

 

4)Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы.

В таблице 2 представлено примерное наполнение содержательного раздела РП на примере 1 младшей группы.

ТАБЛИЦА 2

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

стр

2.1

Игра, как особое пространство развития  ребенка 2-3 лет

2.2

Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.4

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик

2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.7

Перспективный план взаимодействия с семьей на текущий учебный год

2.8

Перспективное планирование по видам непосредственной образовательной деятельности

2.9

Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта (если на группе реализуется долгосрочный проект)

2.10

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 1 младшей группы (формируется в отдельный сшив или тетрадь).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

Список детей

Сведения о детях и родителях

Листок здоровья

Система закаливания в группе

План лечебно-профилактических мероприятий

Педагогические рекомендации

Годовое планирование тематических недель

Режим дня

Расписание непосредственно образовательной деятельности

Расписание совместной образовательной деятельности

и культурных практик в режимных моментах

Расписание самостоятельной деятельности детей

в режимных моментах

Организация двигательной деятельности детей (Физическое воспитание)

Календарное планирование работы воспитателя по видам детской деятельности

5)Организационный раздел должен содержать описание развивающей предметно-пространственной среды группы, методического обеспечения РП,  а также особенности традиционных мероприятий в ДОУ.

В таблице 3 представлено примерное содержание Организационного раздела Рабочей программы.

ТАБЛИЦА 3

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

стр

3.1

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе

3.2

Методическое обеспечение образовательной деятельности в 1 младшей группе (по образовательным областям)

3.3

Коллективные мероприятия, выставки в ДОУ

3.4

Особенности организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

3.5

Особенности организации образовательной деятельности в летний оздоровительный период

   Описание развивающей предметно-пространственной среды можно представить в таблице:

ТАБЛИЦА 4

 Название помещения, центра активности, участка территории.

Вид детской деятельности, для организации которой оно может быть использовано

Оборудование, материалы

1

  В описание должны входить не только групповое, раздевальное и спальное помещения конкретной группы, но и общие помещения ДОУ, а также территория ДОУ, в том числе и прилегающая, если она используется для реализации ООП ДО ДОО.

  В список традиционных мероприятий должны быть включены не только общесадовые мероприятия из годового плана ДОО, но и основные мероприятия, запланированные в данной группе (Семейные посиделки, выставки семейного творчества, цикл экскурсий, и т.п.).

   6) Список использованной литературы.

  В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для ее более полной и качественной реализации.    

  Например, в организационный раздел могут быть включены план оперативного контроля образовательной деятельности из Годового плана ДОУ, или план адаптационных мероприятий в группе раннего возраста.

    Рабочая программа может содержать дополнительный раздел в соответствии с годовой задачей детского сада.

  Рабочая программа педагога формируется в картонной папке на кольцах. В качестве отдельных приложений оформляются календарно-тематическое планирование и все необходимые картотеки к нему.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерное положение о рабочей программе ДОО

           ПРИНЯТО

Протокол заседания

Педагогического совета МДОУ № __  

№_  от «__» ___ 201_ г.

               УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующей  МДОУ № __  

№ ____ от  «__» мая 201_ г.

 _____________  И.О. Фамилия

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА

(Полное название ДОО по Уставу)

  1. Общие положения.

  1. Настоящее Положение разработано для (Полное название ДОО по Уставу), (далее — ДОО) в соответствии со следующими нормативными документами:
  • Федеральный закон от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (ст.48,п.1.1);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); 
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении Сан ПиН» 2.4.3049-13).

  1. Рабочая Программа (далее РП) - составная часть Образовательной Программы ДОО, направленная на реализацию основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

  1. Содержание РП разрабатывается педагогами ДОО в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (Полное название ДОО по Уставу).  

  1. Все педагогические работники ДОО обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ- №273 ст.48,п.1.1).

  1. Воспитатели, работающие на одной возрастной группе, разрабатывают одну Рабочую программу и реализуют ее совместно.

  1. Содержание Рабочих программ по параллелям возрастных групп может отличаться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы, реализуемых воспитателями парциальных программ и технологий, образовательных проектов и т.п.

  1. Педагог – специалист  ДОО,  работающий по выделенному направлению (образовательной области),  разрабатывает одну  Рабочую программу по своему направлению для всех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.

  1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся администрацией ДОО, Педагогическим советом и принимаются на его заседании. Срок данного Положения не ограничен. Положение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового.

  1. Цели и задачи  составления Рабочей программы

  1. Цель  составления Рабочей программы – планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

  1. Задачи составления Рабочей программы:

- регламентирование  деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями действующего законодательства в образовании;

- конкретизация целей и задач Образовательных программ ДОО;

- определение объема и конкретного содержания учебного материала;

- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их творческих способностей;

- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе детей с ОВЗ) и их семей;

- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения.

 3. Структура Рабочей программы.

3.1.  Структура содержания РП  включает:

3.1.1.  Титульный лист (Приложение), содержание;

3.1.2. Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми  РП. Пояснительная записка должна раскрывать цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.  К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики, планируемой и проводимой педагогами.

3.1.3. Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы и должен включать:

- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,

- Описание игровой деятельности, как особого пространства развития ребенка-дошкольника,

- Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,

- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП,

- Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик,

- Способы и направления поддержки детской инициативы,

- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Перспективный план по взаимодействию с семьей),

- Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по разделам программы,

- Календарно-тематическое планирование работы с детьми группы

- Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта, реализуемого в группе (Если реализуется).

3.1.4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического, методического обеспечения РП, а также особенности традиционных мероприятий в ДОО, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.2. В случае, если педагог - специалист составляет Рабочую программу по выделенному направлению (образовательной области), то необходимо указать способы интеграции выделенной области с другими образовательными областями по ФГОС ДО и формы координации деятельности с педагогами ДОО.

3.3. В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для более полной и качественной реализации РП.

  1. Требования к оформлению РП.

  1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word   for Windows с двух сторон  листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер – 14пт для основного текста, 16-20 для заголовков и названий разделов) -12 пт для таблиц.

  1. Рассмотрение и утверждение рабочих программ.

5.1. РП разрабатывается педагогическими работниками ДОО сроком на 1 год.

5.2. РП  принимается на Педагогическом совете ДОО и утверждается  

        приказом Заведующего ДОО до 10 сентября текущего учебного года.

  1. Контроль реализации РП.

6.1.  Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на разработавших и реализующих РП педагогических работников ДОО;

6.2. Контроль полноты реализации рабочих программ осуществляет старший воспитатель.

  1. Хранение РП.

7.1. Рабочие программы в течение срока реализации  хранятся на бумажных носителях в групповых помещениях. По окончании срока реализации сдаются в методический кабинет ДОО, где хранятся в соответствии с требованиями номенклатуры дел.

7.2. Рабочие программы на электронных носителях (кроме части «Календарно-тематическое планирование») хранятся в методическом кабинете ДОО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

           ПРИНЯТО

Протокол заседания

Педагогического совета МДОУ № __  

№___   от «»______20__ г.

               УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего  МДОУ №__  

№__  от  «__» ______ 20__ г.

                   _________  И.О. Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___________ ГРУППЫ

(ИЛИ НАИМЕНОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ, ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ, НАПРИМЕР, «ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» )

(Полное название ДОО по Уставу)

на 20__-__ учебный год

Воспитатели, : Ф.И.О.

                          Ф.И.О.

Город, 20__г.

Список литературы:

  1. Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012-Ростовн/Д: Легион,2013.-208с.
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для группы (из опыта работы)

Рабочая программа  воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников  содержание, формы, методы и приемы орг...

Организация ООД по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (из опыта работы)  

Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей дошкольного возраста средней к школе группы. Особенностью организации познавательной деятельнос...

Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"

Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.

Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....