Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)
статья на тему
В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога ДОУ
(Из опыта работы)
Подготовила: Селиверстова Вера Петровна
Заместитель заведующей по НМР МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области
В соответствии с требованиями «Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.» Все педагогические работники ДОУ обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ - №273 ст.48,п.1.1).
Рабочая Программа (далее РП) определяется ФЗ-273 как составная часть Основной образовательной программы дошкольного образования ДОО (далее - ООП ДО ДОО), направленная на реализацию содержания основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель составления Рабочей программы педагога – планирование образовательной деятельности в соответствии с ООП ДО ДОО на текущий учебный год.
Задачи составления Рабочей программы:
- регламентирование деятельности педагогических работников ДОУ в
соответствии с требованиями действующего законодательства в
образовании;
- конкретизация целей и задач ООП ДО ДОО;
- определение объема и конкретного содержания учебного материала;
- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их
творческих способностей;
- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе
детей с ОВЗ) и их семей;
- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения;
- обеспечение преемственности между возрастными группами.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
- традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
- возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
- способность анализировать профессиональную деятельность.
Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности педагога при условии разработки Рабочей программы
- способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
- возможность определять направление развития каждого ребенка;
- реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
- творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
- необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения;
- возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
- способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
- Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
- анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
- грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
- представлять предполагаемые результаты реализации рабочей программы.
Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса детского сада, обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, культурно-образовательные традиции детского сада.
Содержание программ направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание воспитательно-образовательной деятельности включает реализацию основных образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» через основные виды детской деятельности.
Общий объем Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Предлагаемая структура рабочей программы педагога ДОО разработана и апробирована в течение 2014-16 учебного года на базе МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области в рамках Региональной инновационной площадки по теме «Управление качеством образования в ДОО» и показала свою эффективность и удобство использования.
На данный момент отсутствуют нормативные документы федерального и регионального значения, непосредственно регламентирующие процесс написания и структуру рабочих программ педагогов ДОО. Поэтому предлагаемая структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку по определению РП является составной частью ООП ДО ДОО.
В период введения ФГОС ДО творческие коллективы детских садов разрабатывают и начинают реализовывать свою новую Образовательную программу. Задача коллектива ДОО – создать все необходимые условия для реализации созданной ООП ДО.
Рабочая программа конкретизирует содержание образования, представленное в ООП ДО ДОО для каждой возрастной группы. Очень важно обеспечить всем педагогам ДОО возможность четко представлять содержание образования, определенное в ООП ДО ДОУ, особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик, необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды для той возрастной группы, на которой он работает. Кроме того, каждый педагог должен иметь понятие об основных подходах к педагогической оценке детского развития.
Единая форма написания рабочей программы позволяет педагогам обмениваться опытом составления и реализации программ, обеспечивает преемственность содержания образования от младшей до подготовительной группы. Но в то же время позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и проявить творчество педагогу. Наличие рабочей программы позволяет педагогам постоянно изучать и наиболее полно реализовывать содержание ООП ДО ДОО.
Рабочая программа (далее - РП) составляется педагогом ДОО на основе утвержденной ООП ДО ДОО и локального акта – Положения о рабочей программе педагога ДОО. Локальный акт «Положение о рабочей программе педагога» разрабатывается каждой ДОО самостоятельно и может содержать следующие структурные компоненты (См. приложение1):
- общие положения,
- цели и задачи РП,
- структура РП,
- требования к оформлению РП,
- порядок рассмотрения и утверждения РП,
- контроль реализации и порядок хранения РП.
- любые другие компоненты на усмотрение ДОО.
РП позволяет объединить основные документы педагога ДОО, регламентирующие образовательную деятельность, систематизировать их.
Специфика педагогической деятельности воспитателя ДОО в том, что образовательная деятельность осуществляется им по всем образовательным областям, в форме непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности и может иметь комплексный характер.
Поэтому целесообразно составление одной рабочей программы для каждой группы ДОО. Рабочая программа составляется и совместно реализуется воспитателями, работающими на одной возрастной группе.
Педагог - специалист (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед и т.п., кроме педагога-психолога) - составляет и реализует одну рабочую программу в рамках одной образовательной области по своему направлению. В этой программе конкретизируется содержание образования для тех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.
В рабочей программе специалиста рекомендуется указывать способы интеграции образовательных областей и формы координации с другими педагогами ДОО для наиболее полной реализации ООП ДО ДОО.
Структура рабочей программы.
1)Титульный лист (см. Приложение 2);
2)оглавление;
3)Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми РП. Пояснительная записка содержит перечень документов, на основании которых составлена рабочая программа, цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития детей группы. К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика (Оценка индивидуального развития детей) является одной из основных компетенций педагога (п. 3.4.2 ФГОС ДО) и осуществляется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Результаты педагогической диагностики служат необходимым ресурсом для составления и наиболее полной реализации рабочей программы. В рабочую программу могут быть включены рекомендации специалистов, как индивидуальные, так и для данной группы детей в целом.
В таблице 1 представлено примерное наполнение целевого раздела РП на примере
1 младшей группы.
ТАБЛИЦА 1 | ||
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | стр |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи Программы | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | |
1.4 | Характеристика возрастных особенностей детей 2-3 лет | |
1.5 | Индивидуальные особенности развития детей группы | |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы Педагогическая диагностика |
4)Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы.
В таблице 2 представлено примерное наполнение содержательного раздела РП на примере 1 младшей группы.
ТАБЛИЦА 2 | ||
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | стр |
2.1 | Игра, как особое пространство развития ребенка 2-3 лет | |
2.2 | Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | |
2.3 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | |
2.4 | Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик | |
2.5 | Способы и направления поддержки детской инициативы | |
2.6 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
2.7 | Перспективный план взаимодействия с семьей на текущий учебный год | |
2.8 | Перспективное планирование по видам непосредственной образовательной деятельности | |
2.9 | Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта (если на группе реализуется долгосрочный проект) | |
2.10 | Календарно-тематическое планирование работы с детьми 1 младшей группы (формируется в отдельный сшив или тетрадь). ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ: Список детей Сведения о детях и родителях Листок здоровья Система закаливания в группе План лечебно-профилактических мероприятий Педагогические рекомендации Годовое планирование тематических недель Режим дня Расписание непосредственно образовательной деятельности Расписание совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Расписание самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Организация двигательной деятельности детей (Физическое воспитание) Календарное планирование работы воспитателя по видам детской деятельности |
5)Организационный раздел должен содержать описание развивающей предметно-пространственной среды группы, методического обеспечения РП, а также особенности традиционных мероприятий в ДОУ.
В таблице 3 представлено примерное содержание Организационного раздела Рабочей программы.
ТАБЛИЦА 3 | ||
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | стр |
3.1 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе | |
3.2 | Методическое обеспечение образовательной деятельности в 1 младшей группе (по образовательным областям) | |
3.3 | Коллективные мероприятия, выставки в ДОУ | |
3.4 | Особенности организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ | |
3.5 | Особенности организации образовательной деятельности в летний оздоровительный период |
Описание развивающей предметно-пространственной среды можно представить в таблице:
ТАБЛИЦА 4 | ||
Название помещения, центра активности, участка территории. Вид детской деятельности, для организации которой оно может быть использовано | Оборудование, материалы | |
1 |
В описание должны входить не только групповое, раздевальное и спальное помещения конкретной группы, но и общие помещения ДОУ, а также территория ДОУ, в том числе и прилегающая, если она используется для реализации ООП ДО ДОО.
В список традиционных мероприятий должны быть включены не только общесадовые мероприятия из годового плана ДОО, но и основные мероприятия, запланированные в данной группе (Семейные посиделки, выставки семейного творчества, цикл экскурсий, и т.п.).
6) Список использованной литературы.
В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для ее более полной и качественной реализации.
Например, в организационный раздел могут быть включены план оперативного контроля образовательной деятельности из Годового плана ДОУ, или план адаптационных мероприятий в группе раннего возраста.
Рабочая программа может содержать дополнительный раздел в соответствии с годовой задачей детского сада.
Рабочая программа педагога формируется в картонной папке на кольцах. В качестве отдельных приложений оформляются календарно-тематическое планирование и все необходимые картотеки к нему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное положение о рабочей программе ДОО
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета МДОУ № __ №_ от «__» ___ 201_ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующей МДОУ № __ № ____ от «__» мая 201_ г. _____________ И.О. Фамилия |
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА
(Полное название ДОО по Уставу)
- Общие положения.
- Настоящее Положение разработано для (Полное название ДОО по Уставу), (далее — ДОО) в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.48,п.1.1);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Сан ПиН» 2.4.3049-13).
- Рабочая Программа (далее РП) - составная часть Образовательной Программы ДОО, направленная на реализацию основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Содержание РП разрабатывается педагогами ДОО в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (Полное название ДОО по Уставу).
- Все педагогические работники ДОО обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ- №273 ст.48,п.1.1).
- Воспитатели, работающие на одной возрастной группе, разрабатывают одну Рабочую программу и реализуют ее совместно.
- Содержание Рабочих программ по параллелям возрастных групп может отличаться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы, реализуемых воспитателями парциальных программ и технологий, образовательных проектов и т.п.
- Педагог – специалист ДОО, работающий по выделенному направлению (образовательной области), разрабатывает одну Рабочую программу по своему направлению для всех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.
- Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся администрацией ДОО, Педагогическим советом и принимаются на его заседании. Срок данного Положения не ограничен. Положение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового.
- Цели и задачи составления Рабочей программы
- Цель составления Рабочей программы – планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
- Задачи составления Рабочей программы:
- регламентирование деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями действующего законодательства в образовании;
- конкретизация целей и задач Образовательных программ ДОО;
- определение объема и конкретного содержания учебного материала;
- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их творческих способностей;
- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе детей с ОВЗ) и их семей;
- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения.
3. Структура Рабочей программы.
3.1. Структура содержания РП включает:
3.1.1. Титульный лист (Приложение), содержание;
3.1.2. Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми РП. Пояснительная записка должна раскрывать цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики, планируемой и проводимой педагогами.
3.1.3. Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы и должен включать:
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,
- Описание игровой деятельности, как особого пространства развития ребенка-дошкольника,
- Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП,
- Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик,
- Способы и направления поддержки детской инициативы,
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Перспективный план по взаимодействию с семьей),
- Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по разделам программы,
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми группы
- Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта, реализуемого в группе (Если реализуется).
3.1.4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического, методического обеспечения РП, а также особенности традиционных мероприятий в ДОО, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.2. В случае, если педагог - специалист составляет Рабочую программу по выделенному направлению (образовательной области), то необходимо указать способы интеграции выделенной области с другими образовательными областями по ФГОС ДО и формы координации деятельности с педагогами ДОО.
3.3. В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для более полной и качественной реализации РП.
- Требования к оформлению РП.
- Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с двух сторон листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер – 14пт для основного текста, 16-20 для заголовков и названий разделов) -12 пт для таблиц.
- Рассмотрение и утверждение рабочих программ.
5.1. РП разрабатывается педагогическими работниками ДОО сроком на 1 год.
5.2. РП принимается на Педагогическом совете ДОО и утверждается
приказом Заведующего ДОО до 10 сентября текущего учебного года.
- Контроль реализации РП.
6.1. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на разработавших и реализующих РП педагогических работников ДОО;
6.2. Контроль полноты реализации рабочих программ осуществляет старший воспитатель.
- Хранение РП.
7.1. Рабочие программы в течение срока реализации хранятся на бумажных носителях в групповых помещениях. По окончании срока реализации сдаются в методический кабинет ДОО, где хранятся в соответствии с требованиями номенклатуры дел.
7.2. Рабочие программы на электронных носителях (кроме части «Календарно-тематическое планирование») хранятся в методическом кабинете ДОО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета МДОУ № __ №___ от «»______20__ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МДОУ №__ №__ от «__» ______ 20__ г. _________ И.О. Фамилия |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________ ГРУППЫ
(ИЛИ НАИМЕНОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ, ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ, НАПРИМЕР, «ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» )
(Полное название ДОО по Уставу)
на 20__-__ учебный год
Воспитатели, : Ф.И.О.
Ф.И.О.
Город, 20__г.
Список литературы:
- Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012-Ростовн/Д: Легион,2013.-208с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для группы (из опыта работы)
Рабочая программа воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников содержание, формы, методы и приемы орг...

Организация ООД по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (из опыта работы)
Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей дошкольного возраста средней к школе группы. Особенностью организации познавательной деятельнос...

Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"
Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....
Рабочая программа «Воспитание на социокультурном опыте»
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...