Традиции, новации, инновации – понимание и определение педагогическим коллективом своей роли в образовательной системе ДО.
статья по теме

Титова Марина Алексеевна

Мы с педагогами ГБДОУ № 35 Фрунзенского района СПб столкнулись с тем, что те формы работы, которые мы активно используем, кажутся нам достаточно традиционным, это то, что мы делали и делаем уже много лет. При этом мы уверены, что движемся вперед, осваиваем новые технологии, изобретаем новые подходы. Так что же мы делаем? Предлагаю разобраться, что же такое традиция, новация или инновация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_statya.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Заведующий ГБДОУ

детский сад № 35

Фрунзенского района СПб

М.А.Титова

Традиции, новации, инновации –

понимание и определение педагогическим коллективом своей роли в образовательной системе ДО.

                  «…Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног,

чтобы только остаться на том же месте,

а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее…»

мультфильм Ефрема Пружанского

по мотивам повести «Алиса в Зазеркалье»

 Льюиса Кэрролла.

     В быстротекущем процессе жизни, в моментальных переходах от нового к новейшему, в постоянном изменении технологий от лучшего к ещё более лучшему и прогрессивному нам с вами приходится воспитывать детей. Для того, чтобы соответствовать нынешним детям, нам действительно, приходится бежать в два, а то и в три раза быстрее. И в этой постоянной гонке за новизной, в попытке догнать технический прогресс мы, частенько, забываем о том, зачем и для кого мы это делаем и не всегда понимаем, что мы, собственно, делаем.

Описывая опыт своей работы, мы с педагогами столкнулись с тем, что всё, что мы хотим представить,  кажется нам достаточно традиционным, это то, что мы делали и делаем всегда. При этом мы уверены, что движемся вперед, осваиваем новые технологии, изобретаем новые подходы. Так что же мы делаем?

     Предлагаю разобраться.  Для этого обратимся к этимологии слов, к их происхождению. Выясняем, что слово «новация» происходит от латинского  novatio – обновление, изменение.

Сделав выжимку из всех словарей, даём следующее определение:

     Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, или какой либо другой),

предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. 
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу.

Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями

и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

     Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение). 

     Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:
- во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и

выгодного использования новшества; 
- во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества; 
- в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации.

В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

     Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию
После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. 

     Самое интересное начинается, когда мы переходим к осмыслению понятия «традиция».

Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».

Для многих людей слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

     Традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

     Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций.

     Согласно Э. С. Маркаряну (выдающийся ученый и мыслитель-гуманист Эдуард Саркисович Маркарян, доктор философских наук, профессор, президент Международной ассоциации стратегий выживания и развития (АСВР); руководитель Отдела ключевых стратегических проблем выживания и развития Института философии, социологии и права Национальной академии наук Республики Армения), «динамика культурной традиции — это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции.

     Но также традиция – это преемственность и связь человека и общества со своей Родиной и судьбой (историей),  выражающиеся в двух основных формах: 
- психологической (душевный и умственный склад (менталитет), установки,  ценностные иерархии, идеалы,  святыни); 
- материально-знаковой (язык, логосфера, коммуникативно-знаковая среда; инвариантные черты исторической жизни, воспроизводящаяся специфика экономики, политики и культуры; устоявшиеся способы реагирования на вызовы).

     Понятие «традиция» оказалось самым многообразным в своих определениях.

Традиция – идентичность общества и народа, их личность, их душа.

Традиция – твердь в бушующем океане.

Традиция – эстафетная палочка, завет предков к потомкам.  
Общество без традиций – дерево без корней, человек без души. Общество без традиций – стая.

Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу.

Традиция – это «торможение» (И.П.Павлов) инстинктов. 

Традиция мифологизирует, поэтизирует обыденность.

Традиция связывает живущих с предшественниками и потомками.

Традиция – то, во имя чего живут и умирают.

Традиция –  утверждение в отрицании, воля к жизни, стремление к свету. Традиция – «радуга над пропастью», не даёт человеку ли, народу, сгинуть, пропасть.

      Обучение может «вести за собой развитие», создавать «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский) субъекта, а может создавать зону подавленного развития, угнетать, гасить творческие импульсы, «расчеловечивать», «опускать» человека.

     Наша задача нам с коллегами видится, как балансирование между традициями и инновациями, чтобы одно не подавило другое. Жить по-старому уже невозможно, но и по-новому не совсем понятно как, но мы стремимся соответствовать. И, представляя свой опыт, предполагаем, что каждый из вас сам для себя выберет, что является для него традиционным, а что инновационным, и примет для себя то, что ему интересно, а то, что лишнее, уйдет само, за ненадобностью.

        

Список литературы: 

http://tolkslovar.ru/

http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_ACD737D2-F715-4747-9FA5-2FFB19EA9660.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Густав Малер http://www.russianvienna.com/index.php?option=com_content&view=article&id=841:l-r&catid=40:2010-10-12-10-05-29&Itemid=219

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/236158

http://avkrasn.ru/article-1056.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В стране Дружландии» (сборнике «Традиции и новации образовательной системы» в Международных педагогических чтениях)

Главной задачей  в ДОУ при организации физкультурно- оздоровительной работе с детьми  сделать так, чтобы, играя, дети научились спокойно разрешать конфликты, в том числе и телесные, чт...

Система традиций и инноваций в образовании

Традиция и инновация. На первый взгляд – это два диаметрально противоположных понятия, но, могут ли они успешно взаимодействовать и дополнять друг друга в нашем современном и быстро развивающемс...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профес

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических ...

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профес

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических ...