Место интегрированных занятий в системе работы по экологическому воспитанию
статья (старшая группа) на тему

Смирнова Татьяна Васильевна

В статье анализируется понятие интеграции и её роль в системе экологического воспитания. Автор делится опытом работы по данному направлению при реализации экологических проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место интегрированных занятий в системе работы по экологическому воспитанию

Смирнова Т.В. МАДОУ «Парус»

Сегодня все знают о существовании экологических проблем.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.

В настоящее время система дошкольного экологического воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. 

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Одним из принципов развития современного дошкольного экологического образования, предложенным Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. 

Так в чём же сущность понятия интеграция?

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают:

«Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.        

В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному экологическому образованию. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

        Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

        Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции. 

Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности: 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?

Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Метод проектной деятельности мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний о природе окружающего мира, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. 

Одной из форм взаимодействия с семьёй является организация детско-родительских встреч интегрированного характера. Цель таких встреч: формирование способов взаимодействия детей и родителей.  Совместные детско-родительские встречи натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности, и выразилось это в форме реализации проектов, в организации и проведении которых будут участвовать воспитатели, дети, родители.

Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование новой профессиональной позиции, готовности осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а также предполагает перестройку педагогического мышления.

На мой взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей и создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе по экологическому образованию, с соблюдением требований -  являются интерактивные формы работы с педагогами.

Такие как обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и проведение семинаров – практикумов, а также педагогические ринги.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Литература

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика$Синтез, 2014.

Скорлупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание, 2010. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Система работы по экологическому воспитанию

Считаю, что выбранное мной  экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотн...

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"

Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...