Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"
методическая разработка на тему

Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мир, окружающий ребенка, —

это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве , помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Возникает вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить хорошие результаты по экологическому воспитанию ? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься? В первую очередь нужно создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. Давайте рассмотрим такую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Обратите внимание: каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического воспитания (см. схему).

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.

Детский сад, специалисты, воспитатель создают необходимую развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.).

Экологизация предметно-развивающей среды

Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:

  1. познавательного развития ребенка;
  2. эколого-эстетического развития;
  3. оздоровления;
  4. формирования нравственных качеств;
  5. формирования экологически-грамотного поведения;
  6. экологизации различных видов деятельности.

Экологическое просвещение родителей

Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из родителей сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация:

— данные об экологической ситуации в поселке, жилого массива, где они отдыхают;

 — информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

 — правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— выращивание экологически безопасного урожая;

 — комнатные, лекарственные, пищевые растения;

 — выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

 — домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

 — развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

 — информация самого ребенка на НОД в детском саду.

2. Совместная деятельность с детьми:

—походы, экскурсии;

 — участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы

 — выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

 — помощь в оборудовании экологической комнаты, центра природы, лаборатории, библиотеки;

 — природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).

КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ  с другими учреждениями:

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа:

-Центр детского творчества;

-школы;

-административные органы управления;

-организации по озеленению         

-Телестудии, пресса, радио, фестивали

Подготовка и переподготовка педагогических кадров

-КПК;

-семинары-практикумы, конференции и совещания, участие в конкурсах распространение передового опыта коллективов детских садов и т.д.,;

Необходимо в детском саду создать условия, т.е. базу (среду, атмосферу); (см.модель взаимодействия базовых компонентов в ДОУ)

Предлагаю рассмотреть взаимосвязь работы специалистов ДОУ (см. структурно – функциональная модель взаимодействия специалистов ДОУ )

Направления работы руководителя:

— организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива;

 — сотрудничество с органами управления образованием;

 — выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;

 — составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;

 — финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);

 — работа с родителями;

 — координация работы с другими учреждениями;

 — связь со школой.

Направления работы старшего воспитателя:

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

 — выбор программы и методики (совместно с экологом);

 — определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

 — контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;

 — мониторинг деятельности всего коллектива;

 — участие в диагностике детей и анализе результатов;

 — проведение методических семинаров для членов коллектива;

 — участие в экологизации развивающей предметной среды;

 — участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

 — руководство составлением «Экологического паспорта»;

 — организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

 — обобщение результатов работы.

Направления работы медицинского работника:

— оздоровительная работа с детьми;

 — участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;

 — эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы музыкального руководителя:

— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

 — согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

 — разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

 — подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

 — музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

 — использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы инструктора по физкультуре:

— включение в НОД определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений, растений) по согласованию с экологом;

 — участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями;

 — участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);

 — согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения;

 — тренер по плаванию может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), проведении некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»);

 — обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

 — проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

 — выполнение отдельных экологических проектов;

 — создание условий для экологического воспитания в группах: организация центра природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

 — подбор растений и уход за ними (совместно с детьми);

 — работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

 —диагностирование детей (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

 — участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Связи с тем, что 2013 год в Республике Татарстан объявлен Кабинета Министров РТ от 14.01.2013 года №9-р "Об утверждении основных мероприятий по проведению в 2013 году  Года экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ". «Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан» нами был разработан план работы МБДОУ «Детский сад №1». (см.слайд) :работа с педагогами , родителями, детьми.

Утверждаю

заведующий МБДОУ «Детский сад №1»

_______________С.Ю. Никонец

«_____»_____________2012 год

План работы

посвященный "Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан»

Муниципального бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения

«Детского сада  №1» общеразвивающего вида поселка городского типа Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Примечание

Работа с педагогами

1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами РТ

С.Ю.Никонец

 В течении года

2

Оформление  выставки республиканских  методических пособий.

К.А.Анисимова

В течении года

3

Консультация «Ознакомление детей с центром природы в группе согласно возрасту»

К.А.Анисимова

 Январь,2013

4

Привлечение к оформлению выставок, посадке рассады, кустарников на территории детского сада.

К.А.Анисимова

В течении года

5

Оформление картотеки игр по экологическому воспитанию для каждого возраста.

Педагоги групп

В течен.года

Работа с детьми

1

Организация целевых экскурсий ,прогулок, походов .

Педагоги групп

В течении года

2

Тематическая неделя «Живая природа РТ»

Педагоги групп

Май,2013

3

Тематическая деятельность:

«День земли»

«Международный день птиц»

«День биоразнообразия»

«»День охраны окружающей среды»

«Всемирный день животных»

«Ознакомление с природой Родного края»

Педагоги групп

22 марта 2013г

1 апреля,2013г

22 мая,2013г

5 июня,2013г

4 октября,2013 г

Январь,2013

4

Открытые мероприятия: «Веснянка», «Карга боткахы»

Педагоги групп

Август,2013

5

Выставка детских рисунков «Природа  глазами детей»

Педагоги групп

Май,2013

6

Заочная экскурсия по заповедникам  Республики Татарстан (слайд-шоу)

Педагоги групп

сентябрь-октябрь

2013г

7

Фотовыставка «Я люблю свой край родной»

Педагоги групп

Ноябрь, 2013

Работа с родителями

1

Семейный смотр-конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй елочка!»(работа из бросового материала)

К.А.Анисимова

10.12-10.01.2013г

2

Совместное творчество педагогов и родителей

-Межпоколенческие связи семейный альбом «Наша семья и природа»

Педагоги групп

В течен.года

3

Оформление ширм и стендов по экологическому воспитанию

Педагоги групп

В течен.года

Педагоги нашего детского сада активно работают , используя разнообразные формы работы ,по плану РОО и плана детского сада посвященного «Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан»

Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди  - внедрение новых эколого-образовательных  технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром

«Ребенок по своей природе –

пытливый исследователь, открыватель мира».

В.А. Сухомлинский

ЭКОЛОГИЗА́ЦИЯ -и; ж. Книжн. Внедрение экологии [экология I 2.] - комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию на тему "За природу в ответе и взрослые и дети"

выступление на Рмо для воспитателей вторых младших и средних групп на экологическую тему из опыта работы...

Выступление на методобъединении «Планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении»

В конспекте описано планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении....

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....