Инклюзивное образование
материал на тему

Дьячкова Наталья Викторовна

Доклад к августовскому педагогическому совету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей. Так, с принятием Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В соответствии с п.28 ст.2 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Т.е. инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учится в специальном учреждении для инвалидов, он изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

Именно инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который регулирует отношения в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования, является обязательным для муниципальных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Одной из главных задач стандарта также является: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Инклюзивное образование в ДОУ реализуется в двух основных формах:

  • Реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
  • Специальные классы, группы для детей с особыми потребностями (несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии), или целые организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Адаптированная образовательная программа - адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается для классов, групп детей, отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Т.е. для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях для таких детей должны разрабатываться соответствующие программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов.  

Для примера представляем адаптированную образовательную программу, разработанную для детей дошкольного возраста, имеющих диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы).

Индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с детским церебральным параличом.

Программа строится на следующих принципах:

1.        Учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

2.        Обеспечение общего разностороннего развития дошкольников c церебральным параличом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной адаптацией к окружающей действительности.

3.        Организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефекта, индивидуальных особенностей детей.

4.        Реализация деятельного подхода к воспитанию, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

5.        Проведение всех воспитательных и коррекционно-образовательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией дефектных.

6.        Группировка всего учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и речевого развития.

7.        Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тремя способами: действием, речью, изображением.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и познавательных процессов у дошкольника с детским церебральным параличом.

Задачи программы: развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям МБДОУ.

Предполагаемые результаты:

1.        Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности  и устойчивости внимания.

2.        Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3.        Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...