Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки
консультация на тему

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диаг­ностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают пе­дагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопро­сам образования». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании.
 Одной из основных отличительных особенностей педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса являются объектами педагогической диагностики, а именно: педагог, обучаемый, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности, а также закономерности педагогического процесса. 

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели:

*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.

*Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление целевых ориентаций проекта.

*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .

В результате происходящих изменений в педагогической деятельности возникает необходимость в экспертизе, которая должна ответить на ряд вопросов.

-Что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности?

- В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним?

 -Какую проблему можно снять, если работать по-новому?

Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно представить следующим образом:

*цель экспертизы – оценка какого-либо действия, процесса, случившегося либо текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по определенным результатам;

*объект экспертизы – деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности;

*предмет экспертизы – документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт;

*средства экспертизы – как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта;

*процедура экспертизы – соорганизация опытных специалистов (экспертов);

*продукт экспертизы – заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы.

Рассматривая педагогическую диагностику как объект научного изучения, Н.К. Голубев и Б.П. Битинас определили следующие ее функции на практике

*Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.

*Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.

*Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об обучаемых, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений.

*Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера..

*Функции информирования участников педагогического процесса, т.е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно).

*Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Суть педагогической диагностики — изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
 — это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер
С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников), улучшение условий образования, его эффективности, с другой — на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.
Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
  2. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности:

-повышение качества методической работы;

-улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: (Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,Закона Российской Федерации «Об образовании»,приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации,Устава образовательного учреждения, Договора с родителями,решений педагогического совета ОУ, приказов руководителя ОУ)

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

 Виды диагностики.

В работе педагогом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная педагогическая  диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследованиес помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4.  Итоговая диагностикаЦель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы. 

Таким образом,  мы выяснили, что диагностика определяется как особый вид педагогической деятельности, выступающий начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. При этом педагогическая диагностика, являясь самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагании, оценки, выбора технологий, конструировании содержания.

1.2.Основные этапы диагностирования
В теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова) выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений в образовательном процессе.
Первый этап — предварительный, предположительный диагноз — требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса, его направленности на социализацию и индивидуализацию развития воспитанников.
Не менее важны наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.). Они дают возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения отдельных видов деятельности. Постановку предварительного диагноза в педагогической диагностике в практике детского сада может обеспечить и анализ детских работ (рисунки, поделки и другие продукты детской деятельности).
Второй этап— уточняющий диагноз — опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогической диагностики.
На данном этапе целесообразны беседы, опросы, анкетирование педагогов и родителей, хронометраж режима дня, изучение педагогической и медицинской документации. Широко используются специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, уровень речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, готовности обучению в школе и т.д. Педагогическая диагностика на данном этапе сочетается с психологической, что требует взаимодействия с психологом.

Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используется метод экспертных оценок.
Педагогическая диагностика в практике детского сада позволяет эффективно провести тематическую проверку, оценить успешность профессиональной деятельности педагога, выявить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помочь воспитателям и родителям понять причины, обусловливающие трудности в воспитании ребенка, определить успешность освоения образовательной программы и т.д. Поэтому выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.Целесообразен выбор апробированных методик и тестовых заданий с высокой степенью надежности и достоверности. Педагогическая диагностика дошкольников своеобразна, что связано с их возрастными особенностями. В работе с детьми широко применяются разнообразные игровые тестовые задания
 

1.3.Методы  экспертной деятельности

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза разработок в сфере образования имеет следующие цели:

*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.

*Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление целевых ориентаций проекта.

*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .

На этапе подготовки к экспертной деятельности должны быть уже определены методы исследования. Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем, существуют общие классификации методов, например, эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, количественные и качественные и т.д. Также отдельными авторами предлагается следующая классификация групп методов, используемых в исследовательской и экспертной деятельности: методы наблюдения; методы опроса; экспериментальные методы; специальные методы, обусловленные конкретными условиями экспертной деятельности.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают оценки типа интервью и аналитические экспертные оценки. Методы коллективной экспертной оценки включают метод комиссий, метод отнесенной оценки и др. Работа эксперта, как теоретического, так и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов. Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных: наблюдение, анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).

Итак, можно отметить,что методы  экспертной деятельности разнообразны. Выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.

1.4.Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения .

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.
Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактический материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодействии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий:
*определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность инновационной технологии, успешность освоения конкретного раздела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);
*выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
*выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);
*выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видеокамера и т.д.);
*анализ полученной информации, ее экспертная оценка
.
Наблюдение — самый доступный метод педагогической диагностики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсутствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоящее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей Их технологичность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной.

Таким образом,наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя оценки.

1.5.Карточка наблюдения поведения ребенка в процессе  НОД
(разработана Л. М.Деникиной
)

 

Критерии анализа

Уровень оценок

Высокий

Средний

Низкий

1. Особенности поведения 

1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается

1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен ,но отвлекается

2. Особенности процесса выполнения задания 

2.1. Самостоятелен от начала до конца

2.2. Подражает соседу

2.3. Работает быстро или медленно

2.4. Увлечен заданием или нет

2.5. Выполняет его старательно или небрежно

2.6. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается

2.7. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной

3. Как оценивает полученный результат 

3.1. Любуется своей работой, удовлетворен

3.2. Огорчается, смущается из-за ошибок И\недоделок

3.3. Проявляет равнодушие

Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспитатель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.
Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависимостей. При этом важен системный подход
 к анализу образовательного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятельность детей взаимосвязаны.
Общий алгоритм педагогического анализа:

*целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;

*оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;

*оценка гигиенических требований к организации наблюдае
мой деятельности;

*оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;

*оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен
ку

*оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя
тельности);

*оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;

*учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе
ний, замечаний;

*экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.

Экспертная оценка базируется на использовании оценки степени выраженности показателя: очень высокая, высокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 — недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл — критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла — допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла — оптимальный уровень (показатель ярко выражен).
Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный показатель, который определяется по формуле

N = N* ■ N

 ™ • •'vmax>

где 
N* — сумма баллов, полученная при оценке; Nmax — максимально возможное количество баллов.

Показатель 75 % и выше — оптимальное значение; 50 % и выше — допустимое значение; 40 % и ниже — критический уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"

Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"...

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...

Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...

Публикации и экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника

Публикации и экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника...

Экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника

Экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника...