Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки
консультация на тему
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании. Одной из основных отличительных особенностей педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса являются объектами педагогической диагностики, а именно: педагог, обучаемый, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности, а также закономерности педагогического процесса.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.
Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).
Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.
Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели:
*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.
*Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление целевых ориентаций проекта.
*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .
В результате происходящих изменений в педагогической деятельности возникает необходимость в экспертизе, которая должна ответить на ряд вопросов.
-Что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности?
- В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним?
-Какую проблему можно снять, если работать по-новому?
Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно представить следующим образом:
*цель экспертизы – оценка какого-либо действия, процесса, случившегося либо текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по определенным результатам;
*объект экспертизы – деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности;
*предмет экспертизы – документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт;
*средства экспертизы – как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта;
*процедура экспертизы – соорганизация опытных специалистов (экспертов);
*продукт экспертизы – заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы.
Рассматривая педагогическую диагностику как объект научного изучения, Н.К. Голубев и Б.П. Битинас определили следующие ее функции на практике
*Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.
*Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.
*Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об обучаемых, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений.
*Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера..
*Функции информирования участников педагогического процесса, т.е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно).
*Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого объекта.
Суть педагогической диагностики — изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.
Педагогическая диагностика — это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников), улучшение условий образования, его эффективности, с другой — на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.
Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:
- Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
- Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».
Задачи педагогической деятельности:
-повышение качества методической работы;
-улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.
Направления диагностической работы:
- диагностическая работа с детьми;
- диагностическая работа с родителями;
- диагностическая работа с сотрудниками.
Принципы организации диагностической работы:
1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: (Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,Закона Российской Федерации «Об образовании»,приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации,Устава образовательного учреждения, Договора с родителями,решений педагогического совета ОУ, приказов руководителя ОУ)
2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.
3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.
Виды диагностики.
В работе педагогом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная педагогическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Таким образом, мы выяснили, что диагностика определяется как особый вид педагогической деятельности, выступающий начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. При этом педагогическая диагностика, являясь самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагании, оценки, выбора технологий, конструировании содержания.
1.2.Основные этапы диагностирования
В теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова) выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений в образовательном процессе.
Первый этап — предварительный, предположительный диагноз — требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса, его направленности на социализацию и индивидуализацию развития воспитанников.
Не менее важны наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.). Они дают возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения отдельных видов деятельности. Постановку предварительного диагноза в педагогической диагностике в практике детского сада может обеспечить и анализ детских работ (рисунки, поделки и другие продукты детской деятельности).
Второй этап— уточняющий диагноз — опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогической диагностики.
На данном этапе целесообразны беседы, опросы, анкетирование педагогов и родителей, хронометраж режима дня, изучение педагогической и медицинской документации. Широко используются специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, уровень речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, готовности обучению в школе и т.д. Педагогическая диагностика на данном этапе сочетается с психологической, что требует взаимодействия с психологом.
Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используется метод экспертных оценок.
Педагогическая диагностика в практике детского сада позволяет эффективно провести тематическую проверку, оценить успешность профессиональной деятельности педагога, выявить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помочь воспитателям и родителям понять причины, обусловливающие трудности в воспитании ребенка, определить успешность освоения образовательной программы и т.д. Поэтому выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.Целесообразен выбор апробированных методик и тестовых заданий с высокой степенью надежности и достоверности. Педагогическая диагностика дошкольников своеобразна, что связано с их возрастными особенностями. В работе с детьми широко применяются разнообразные игровые тестовые задания
1.3.Методы экспертной деятельности
Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста
Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.
Экспертиза разработок в сфере образования имеет следующие цели:
*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.
*Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление целевых ориентаций проекта.
*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .
На этапе подготовки к экспертной деятельности должны быть уже определены методы исследования. Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.
Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем, существуют общие классификации методов, например, эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, количественные и качественные и т.д. Также отдельными авторами предлагается следующая классификация групп методов, используемых в исследовательской и экспертной деятельности: методы наблюдения; методы опроса; экспериментальные методы; специальные методы, обусловленные конкретными условиями экспертной деятельности.
Методы индивидуальных экспертных оценок включают оценки типа интервью и аналитические экспертные оценки. Методы коллективной экспертной оценки включают метод комиссий, метод отнесенной оценки и др. Работа эксперта, как теоретического, так и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов. Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных: наблюдение, анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).
Итак, можно отметить,что методы экспертной деятельности разнообразны. Выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.
1.4.Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения .
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.
Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактический материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодействии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий:
*определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность инновационной технологии, успешность освоения конкретного раздела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);
*выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
*выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);
*выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видеокамера и т.д.);
*анализ полученной информации, ее экспертная оценка.
Наблюдение — самый доступный метод педагогической диагностики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсутствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоящее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей Их технологичность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной.
Таким образом,наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя оценки.
1.5.Карточка наблюдения поведения ребенка в процессе НОД
(разработана Л. М.Деникиной)
Критерии анализа | Уровень оценок | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Особенности поведения | |||
1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается | |||
1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен ,но отвлекается | |||
2. Особенности процесса выполнения задания | |||
2.1. Самостоятелен от начала до конца | |||
2.2. Подражает соседу | |||
2.3. Работает быстро или медленно | |||
2.4. Увлечен заданием или нет | |||
2.5. Выполняет его старательно или небрежно | |||
2.6. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается | |||
2.7. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной | |||
3. Как оценивает полученный результат | |||
3.1. Любуется своей работой, удовлетворен | |||
3.2. Огорчается, смущается из-за ошибок И\недоделок | |||
3.3. Проявляет равнодушие | |||
Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспитатель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.
Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависимостей. При этом важен системный подход к анализу образовательного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятельность детей взаимосвязаны.
Общий алгоритм педагогического анализа:
*целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;
*оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;
*оценка гигиенических требований к организации наблюдае
мой деятельности;
*оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;
*оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен
ку
*оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя
тельности);
*оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;
*учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе
ний, замечаний;
*экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.
Экспертная оценка базируется на использовании оценки степени выраженности показателя: очень высокая, высокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 — недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл — критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла — допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла — оптимальный уровень (показатель ярко выражен).
Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный показатель, который определяется по формуле
N = N* ■ N
1У ™ • •'vmax>
где N* — сумма баллов, полученная при оценке; Nmax — максимально возможное количество баллов.
Показатель 75 % и выше — оптимальное значение; 50 % и выше — допустимое значение; 40 % и ниже — критический уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-234628-1432324258.jpg)
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация и доклад по изучению пед.диагностики в контесте ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-97389-1573497109.jpg)
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-667120-1603971662.jpg)
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015765-1519568231.png)
Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.
С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-61778-1350395852.jpg)
Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-1227511-1585243649.jpg)
Публикации и экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника
Публикации и экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291616-1605978819.jpg)
Экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника
Экспертная оценка образовательных продуктов педагогического работника...