программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"
рабочая программа по теме

Ванишвили Наталья Владимировна

 в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Верх-Суетский детский сад «Улей» Суетского района Алтайского края

Принято

Педагогическим советом МБДОУ «Верх-Суетский детский сад«Улей» Протокол № ___

от «___» августа 2016г

Утверждаю:  

Заведующий МБДОУ «Верх-Суетский детский сад «Улей»

Клименко В.П._____________

                                                                                   

Программа  работы

с молодыми педагогами

на 2016 – 2017 учебный год

«ШКОЛА

МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»

Составила: старший воспитатель

Ванишвили Н.В.

первая квалификационная категория

с.Верх-Суетка.2016г.

Оглавление

1. Целевой раздел………………………………………………………………….3 1.1.Пояснительная записка…………………………………………………3

1.1.1.Цели и  задачи Программы……………………………………………3

1.1.2.Принципы сотрудничества…………………………………………………..3

1.1.3. Подходы к формированию и реализации Программы…………………….4

1.1.4. Этапы реализации программы………………………………………………4

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………...5

2. Содержательный раздел……………………………………………………….5

2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами………………………5

2.2. Организация наставничества………………………………………………….6

2.3.План работы «Школы молодого воспитателя» на 2016-2017 уч. год.(1 год).6

3.Организационный раздел:……………………………………………………..8

3.1. Режим работы «Школы молодого воспитателя»…………………………….8

3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей ……8

                          3.3 Список  литературы …………………………………………………………..10 

1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Что нужно изменить в работе каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не потерял интерес к профессии? В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в МБДОУ  «Верх-Суетский детский сад «Улей» разработана программа «Школа молодого воспитателя »

1.1.1.Цели и  задачи Программы

Программа направлена на достижение следующих целей:

1) оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности,

2) обеспечение профессионального и творческого роста молодых педагогов в условиях ФГОС ДО.

Программа направлена на достижение следующих задач :

1) обеспечить наиболее лѐгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе ,

2) формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса,

3) совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путѐм повышения профессионального мастерства молодых специалистов .

1.1.2.Принципы сотрудничества

Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:

Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов

Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;

Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

1.1.3. Подходы к формированию и реализации Программы.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

 трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

  профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

 в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

  материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы

1.1.4. Этапы реализации программы:

 Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

 І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2-ой год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые методические мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;

 ІІІ этап – 3-й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

1.1.5. Планируемые результаты

По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:

 - аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;

 - умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно- образовательной работе с ребенком;

 - умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно- образовательной работы с ребенком;

- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого- педагогическую поддержку развития ребенка;

- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;

- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;

 - умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.

Воспитатель приобретёт и самое главное умение - умение общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. К концу второго учебного года, педагоги должны подняться с низкого профессионального уровня на средний. В процессе освоения материала предусмотрено наблюдение за профессиональной компетентностью педагогов, которое позволяет проследить за уровнем роста педагогической деятельности молодого и вновь прибывшего педагогов.

2. Содержательный раздел

2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами

Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы работы. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов: - уровень базового образования, теоретическая подготовленность;

 - индивидуальных особенностей.

 - уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- имеют ли практический опыт с детьми;

Формы и методы работы с молодыми специалистами

Консультирование

- индивидуальное

-групповое

Активные методы

-семинары

-практические занятия

- педагогические советы

2.2. Организация наставничества.

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

 отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

  освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому

Наставники молодых специалистов «Школы молодого воспитателя» в 2016-2017учебном году

№п/ п

Ф.И.О. молодого специалиста

Наставник

1.

Кутепова Елена Александровна

Белая Марина Викторовна

воспитатель , высшая квалификационная категория

2.

Мищенко Марина Николаевна

Ляшевич Татьяна Петровна

воспитатель , первая квалификационная категория

3.

Копылова Олеся Михайловна

Волкова Олеся Алексеевна

воспитатель , первая квалификационная категория

2.3.План работы «Школы молодого воспитателя» на 2016-2017 уч. год.

(1 год)

месяц

Тема

Ответственные

сентябрь

Индивидуальное собеседование с заведующей ДОУ и старшим воспитателем

Организация наставничества для молодых педагогов,

имеющих проблемы в практической педагогической

деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов.

Консультирование педагогов по теме:

- "Изучаем Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования".

- Работаем по примерной основной

общеобразовательной программе дошкольного

образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,

М.А.Васильевой, 2014 г.

- Адаптация детей дошкольного возраста в ДОУ.

- Индивидуальное консультирование по запросам

педагогов.

Заведующий

ДОУ,

старший

воспитатель

Октябрь

Консультирование педагогов по теме:

- «Взаимодействие с родителями».

- Памятка молодым педагогам по взаимодействию с родителями

старший

воспитатель

Ноябрь

Консультирование педагогов по теме:

- «Оформление развивающей предметно-

пространственной среды детей младшего дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС ДО»».

Оказание помощи в подготовке к смотру-конкурсу книжных уголков.

старший

воспитатель

Декабрь

Консультирование педагогов по теме:

- «Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми».

- «Организация и руководство игрой-драматизацией».

- «Детский сад и семья – партнеры и друзья» (формы

взаимодействия с родителями, подготовка к новогодним

праздникам)

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

Январь

Консультирование педагогов по теме:

- «Создание ледовых построек».

- «Организация образовательной деятельности в ДОУ»

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

Февраль

Консультирование педагогов по теме:

- Просмотр открытых мероприятий ДОУ.

- «Я- педагог».

-«Использование ИКТ в ДОУ».

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

Март

Консультирование педагогов по теме:

- «Организация двигательной активности детей в ДОУ».

- «Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС  ДО»

- Индивидуальное консультирование по запросам

педагогов.

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

Апрель

Консультирование педагогов по теме:

- «Что такое проектная деятельность»

- Разработка и составление проектов по работе с

дошкольниками (тема на выбор).

- «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Памятка для молодого специалиста (заповеди воспитателя)

- Индивидуальное консультирование по запросам

педагогов.

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

Май

Консультирование педагогов по теме:

- «Планирование воспитательно-образовательной

работы в летний оздоровительной период , оборудование для прогулок».

- Оказание помощи в оформлении центров ПДД в

группах (методические рекомендации».

- Индивидуальное консультирование по запросам

педагогов.

старший

воспитатель,

педагоги-

наставники

*План на следующий год составляется с учётом аналитических материалов

3.Организационный раздел

3.1. Режим работы «Школы молодого воспитателя»

Занятия планируются ежегодно по 1–2 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы проводится анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока привлекаются специалисты образования, практического блока – высококвалифицированные педагоги, имеющие успешный профессиональный опыт работы

Роль практических занятий особенно значима в связи с тем, что воспитатели будут подготовлены к работе с ребенком в дошкольном учреждении с учетом современных требований образовательно-воспитательного процесса. По окончании реализации программы с воспитателями планируется собеседование по следующим вопросам:

 o планирование;

o использование педагогических технологий при организации работы с детьми; o особенности работы с семьями, имеющими различный социальный статус.

С учетом возникающих затруднений – вносится в план работы необходимые коррективы. Данная программа является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ

3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей.

Вопросы педагогической деятельности молодого специалиста

Сроки изучения

Форма изучения и анализа

Ответственный

1

Планирование воспитательно-образовательного процесса

1 раз в квартал

Рекомендации по планированию

Ст.воспитатель Ванишвили Н.В

2

Посещение НОД

В течение года

Карта изучения деятельности педагога

Ст.воспитатель

Ванишвили Н.В

3

Наставничество

(взаимопосещения, индивидуальное консультирование)

В течение года

Беседа с наставником

Ст.воспитатель

Ванишвили Н.В

4

Работа с родителями

1 раз в год

Анализ документации по взаимодействию с родителями, анализ родительского уголка, посещение родительского собрания

Ст.воспитатель

Ванишвили Н.В

5

Педагогическая документация

В течение года

Анализ документации

Ст.воспитатель

Ванишвили Н.В

6

Профессиональная активность

В течение года

Посещение РМО, участие педагога в конкурсах,выставках.

Ст.воспитатель

Ванишвили Н.В

Карта изучения и сопровождения деятельности молодого специалиста

ФИО специалиста_________________________________

группа_________________________________________

дата

Педагогическая деятельность

анализ

вывод

рекомендации

Подпись

Кто изучал

Молодой специалист

3.3 Список  литературы

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990

4.Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

5.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.

6.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.

7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт по работе с молодыми специалистами в 2016 - 2017 учебном году

Итоги работы за год по организации наставничества...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2016 -2017 уч. год

Цель работы : оказание методической помощи молодому специалисту в повышениии уровня организации воспитательно - образовательной деятельности...

План работы с молодым педагогом на 2016-2017 год (наставничество)

План работы с молодым педагогом. Разработала Булыкова Н.А....

Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2022-2023 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2021-2022 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

Аналитическая справка по результатам мониторинга реализации основной образовательной программы дошкольного образования молодыми педагогами в 2022-2023 учебном году

Цель мониторинга: определить степень освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного учреждения и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на ра...