Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Носова Валентина Васильевна

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе От рождения до школы под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Ознакомление с предметным миром, социальным окружением

Месяц

Тема, цели занятия
1-й недели

Тема, цели занятия
2-й недели

Тема, цели занятия
3-й недели

Тема, цели занятия
4-й недели

1

2

3

4

5

Сентябрь

Тема

День знаний

Опасные ситуации

Моя семья

Права и обязанности
дошкольника

Цели

Расширять представления о праздниках, школе.

Беседовать о том, с чем познакомятся в школе.

Вызвать желание учиться в школе.

Знакомить с профессиями людей, работающих
в школе.

Воспитывать уважение к профессиям школьных работников

Рассмотреть и обсудить типичные опасные
ситуации возможных контактов на улице с незнакомыми людьми.

Учить правилам поведения в таких ситуациях

Закреплять знания:

– своего отчества;

– имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.

Расширять и закреплять представление
о родственных отношениях.

Познакомить с терминами родства: прабабушка,
прадедушка
.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

Продолжать рассказывать об общественной значимости детского сада
и труда его сотрудников.

Знакомить с правами
(право на игру, право на занятия, право на прогулку)
и обязанностями (содержать свое тело и одежду
в чистоте, соблюдать пра-
вила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам)

Содержание образовательной деятельности

Знакомство с профессиями людей, работающих в школе, решение проблемно-познавательных задач и возможных ситуаций,
возникающих в контакте с незнакомыми людьми на улице; участие в беседе и рассказы о себе и своей семье, моральная оценка

поступков членов семьи по отношению друг к другу; развивающие и ролевые игры о правах и обязанностях дошкольника;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Сентябрь

оказание помощи в сборе на прогулку детей младшей группы, диалоги о правилах поведения в школе, детском саду и на улице; сюжетно-ролевые игры на темы взаимоотношений в семье

Октябрь

Тема

Экскурсия в школу

Транспорт

На выставке
кожаных изделий

Экскурсия на кухню
детского сада

Цели

Расширять представление о школе.

Формировать желание учиться в школе

Закреплять знания о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный).

Повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора.

Углублять знания о правилах пользования общественным транспортом.

Обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д.

Дать понятие о коже как
о материале, из которого
человек делает разнообразные вещи.

Познакомить с видами кожи.

Показать связь ее качества с назначением изделия.

Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда

Расширять представления о профессиях, которые нужны в ДОУ.

Познакомить с профессией повара.

Наблюдать за работой повара.

Познакомить с действием машин и механизмов, которые облегчают труд
повара.

Воспитывать уважительное отношение к труду

Содержание образовательной деятельности

Посещение школы, рассказы о своих познавательных предпочтениях, интересах, согласование игровых замыслов в ролевых играх о школе; знакомство с элементами профессиональной деятельности работников кухни детского сада; составление рассказов о труде взрослых; участие в беседе о предметах рукотворного труда, рассматривание и описание изделий из кожи; наблюдения за различными видами транспорта, развивающие и сюжетно-ролевые игры на закрепление правил дорожного движения
и значения сигналов светофора; обсуждение и планирование действий всех играющих в ситуациях, связанных с использованием общественного транспорта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Ноябрь

Тема

Наша планета

Дерево умеет плавать

Это – ферма

Экскурсия в библиотеку

Цели

Дать представление
о наличии разных стран
на планете Земля.

Воспитывать гордость
за свою страну и уважение
к народам других стран

Расширять представление о дереве, его качествах
и свойствах.

Учить устанавливать
причинно-следственные
связи между свойствами
материалов и способом использования

Формировать интерес
к людям новой профессии –
фермер.

Расширять представление о труде сельских жителей.

Воспитывать уважение
к сельскохозяйственному
труду людей.

Обращать внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты

Познакомить с понятием «библиотека», с трудом людей, которые работают в библиотеке.

Учить правильно пользоваться книгой.

Воспитывать бережное отношение к книге

Содержание образовательной деятельности

Участие в беседе о разных странах на планете Земля, уточнение представлений о предметном мире, свойствах материалов; экспериментирование с кусочками древесины, игры на установление причинно-следственных связей между свойствами материалов и способом их использования; посещение библиотеки, рассматривание книг и иллюстраций к ним, составление рассказов о труде взрослых, создающих книги и работающих в библиотеке, составление рассказов о значимости сельскохозяйственного труда, сюжетно-ролевые игры о совместном труде людей в сельском хозяйстве; диалоги о различных сферах человеческой
деятельности

Декабрь

Тема

Род и родословие

Воздушный транспорт

Наземный транспорт

Откуда елка
в гости пришла?

Цели

Закреплять представления о родственных отношениях.

Расширять представления о видах транспорта.

Закреплять знания:

– о видах городского транс-

Познакомить с древними русскими праздниками:


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Декабрь

Формировать элементарные представления
о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях
и обычаях.

Воспитывать любовь
и уважение к членам семьи

Познакомить:

– с воздушным видом транспорта;

– профессией людей, работа которых связана с воздушным транспортом.

Рассказать об истории
развития воздушного
транспорта

порта: автобус, троллейбус,

трамвай, такси, маршрутное такси, метро;

– видах городского, междугородного, автомобильного
и железнодорожного транспорта;

– правилах поведения
в транспорте.

Учить безопасному поведению на улицах и дорогах.

Познакомить со значением транспорта в жизни человека.

Воспитывать уважение
к профессии людей, создающих транспортные средства

Рождеством и Святками,

объяснить их происхождение и назначение.

Рассказать:

– об обычае украшения елки, откуда он пришел;

– о традициях встречи Нового года у разных народов.

Воспитывать любовь
к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему
народу

Содержание образовательной деятельности

Знакомство с русскими праздниками, продуктивная самостоятельная деятельность по составлению родословной, составление рассказов об истории развития воздушного транспорта; участие в беседе о профессиях людей, работа которых связана с воздушным транспортом, в сюжетно-ролевых играх, связанных с транспортом в жизни человека, участие в развивающих и дидакти-
ческих играх по правилам поведения в транспорте, решение ситуации, связанной с безопасным поведением на улицах и дорогах, рассказывание по картинке с изображением празднования Нового года и Рождества, слушание воспитателя и рассказов
других детей


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Январь

Тема

Путешествие
в прошлое предмета
(счетное устройство)

Знакомство
с дорожными знаками

Водный транспорт

Экскурсия в музей

Цели

Познакомить с историей счетных устройств,
с процессом их преобразования человеком.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

Активизировать познавательную деятельность

Совершенствовать
знания о дорожных знаках
и их назначении.

Закреплять знания о правилах поведения на дорогах
и улицах.

Воспитывать культуру поведения на улице
и в транспорте

Расширять представления о видах транспорта.

Закреплять названия водных видов транспорта.

Познакомить:

– с историей развития водного транспорта;

– профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте.

Воспитывать:

– интерес к изучению
окружающего мира;

– уважение к работникам
водного транспорта

Познакомить с понятием «музей» и его назначением.

Дать представление
о профессии людей, которые работают в музее.

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея.

Воспитывать активность, любознательность

Содержание образовательной деятельности

Участие в развивающих играх, расширяющих знания о предметах рукотворного мира, рассказы об интересных фактах и событиях в этой области; участие в беседе о видах транспорта, решение проблемно-познавательных задач, связанных с водным транспортом, самостоятельная познавательная деятельность по описанию дорожных знаков, участие в дидактических играх на знание дорожных знаков и их назначения, обсуждение правил поведения на дорогах; посещение музея: наблюдения за экспонатами, интерьером, работниками и посетителями; чтение и обсуждение литературы о музеях


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Февраль

Тема

Знакомьтесь:
мой друг – компьютер

Чем подковать лошадь
(игра-эксперимент)

Наша армия

Чудо чудное, диво
дивное – золотая хохлома

Цели

Расширять представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Познакомить с компьютером.

Активизировать познавательную деятельность

Дать понятие о металле
как материале, из которого
человек делает разнообразные вещи.

Познакомить с видами металла.

Показать связь металла
с его назначением.

Вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда

Углублять знания
о Российской армии.

Дать элементарные представления о родах войск.

Рассказать о подвигах
защитников Отечества
во время Великой Отечественной войны

Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи.

Воспитывать чувство патриотизма

Содержание образовательной деятельности

Участие в беседе о возможностях компьютера, рассказы о любимых играх, коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов рукотворного труда, экспериментирование по выявлению свойств металла, участие в развивающих играх на закрепление представлений о существенных признаках предметов, диалоги
о родах войск, составление рассказов о подвигах защитников Отечества, рассматривание книг и иллюстраций об особенностях хохломской росписи и истории промысла, продуктивная деятельность по оформлению выставки работ народных мастеров,
рассматривание и обсуждение предметов промысла

Март

Тема

Бабушкин сундук

Дымковская игрушка

Народные праздники
на Руси. Масленица

Москва – столица России

Цели

Формировать:

– знание об интересах
родственников;

Познакомить с историей дымковской игрушки.

Формировать знание

Продолжать знакомить
с русскими народными
праздниками.

Расширять представления о столице нашей Родины – Москве.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Март

– представление о судьбах родственников.

Закреплять знания о себе: называть свое отчество, фамилию, домашний адрес, телефон, имена и отчества других родственников

об особенностях росписи

игрушек, колорите, основных элементах узора.

Продолжать воспитывать на народных традициях.

Прививать любовь
и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов

Прививать любовь
и уважение к народным
традициям

Знакомить с достопримечательностями Москвы.

Учить рассказывать
о том, что уже знают
о Москве

Содержание образовательной деятельности

Участие в беседе о судьбах и интересах родственников; ролевые игры на закрепление знаний о себе: своем отчестве, фамилии, домашнем адресе, телефоне; рассматривание книг и иллюстраций об особенностях росписи дымковской игрушки, чтение
и обсуждение познавательной литературы о труде народных мастеров-умельцев, подготовка выставки о народном промысле, слушание воспитателя и участие в диалогах о народных праздниках; просмотр и обсуждение видеоматериалов, составление рассказов Москве

Апрель

Тема

Правила и безопасность
дорожного движения

Хочу быть космонавтом

Сине-голубая гжель

Земля – наш общий дом

Цели

Учить соблюдать правила дорожного движения.

Закреплять знания:

– о правилах дорожного
движения;

– о работе светофора.

Расширять представления о дорожных знаках

Познакомить с биографией первого космонавта
Ю. А. Гагарина, его первым полетом.

Расширять представления о современных профессиях.

Рассказать о работе в космосе

Продолжить знакомство с русскими народными промыслами.

Познакомить с гжельской и скопинской керамикой.

Учить определять их сходство и различие

Продолжить знакомить
с понятием «Земля – наш общий дом».

Рассказать о том, что
на Земле много стран,
живут люди разных рас
и национальностей.

Формировать интерес


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Апрель

и их назначении.

Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей

российских космонавтов в наши дни

и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность.

Показать различие культур, особенности быта,
обычаев

Содержание образовательной деятельности

Участие в дидактической игре на знание дорожных знаков, участие в беседе об ответственности за свою безопасность и жизнь других людей на дорогах, продуктивная деятельность по изготовлению некоторых дорожных знаков; просмотр и обсуждение
видеоматериалов о первом полете в космос, познавательная  и продуктивная деятельность по составлению рассказов о работе российских космонавтов; самостоятельная исследовательская деятельность по сравнению гжели и скопинской керамики;
оформление выставки работ народных мастеров, рассматривание и обсуждение предметов промысла; чтение и обсуждение детской иллюстрированной энциклопедии, диалоги о культуре, особенностях быта, обычаях представителей разных рас
и национальностей; решение проблемных задач в системе «Земля – наш общий дом»

Май

Тема

Наша армия

Телевизор в нашем доме

Колыбель истории
(Дзержинск)

В мастерской
художника-модельера

Цели

Углубить знания
о Российской армии.

Учить чтить память
павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и па-
мятникам.

Знакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время

Познакомить:

– с телевидением как неотъемлемой частью современной жизни;

– профессиями людей, работающих на телевидении.

Воспитывать интерес
к работе телевидения, профессиям людей, занятых в этой сфере

Расширять представление о городах России.

Познакомить с городом Дзержинском, его достопримечательностями.

Учить рассказывать о том, что узнали и увидели.

Воспитывать любовь
к родному краю и стране

Расширять знания
о профессиях.

Закреплять обобщенное понятие «одежда».

Учить:

– называть сезонную
одежду;

– моделировать летнюю
одежду.

Познакомить с профессией художника-модельера


Окончание табл.

1

2

3

4

5

Май

Содержание образовательной деятельности

Чтение и обсуждение литературных произведений, детской иллюстрированной энциклопедии; продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к прочитанным произведениям; наблюдения за трудом взрослых и составление рассказов о профессиях людей, работающих на телевидении; диалоги о профессии художника-модельера, моделирование (рисование) летней одежды; дидактические игры, обобщающие понятие «одежда», театрализованные, сюжетно-ролевые игры (например, прием у модельера); просмотр и обсуждение видеоматериалов о достопримечательностях Санкт-Петербурга

Ознакомление с миром природы

Месяц

Тема, цели занятия
1-й недели

Тема, цели занятия
2-й недели

Тема, цели занятия
3-й недели

Тема, цели занятия
4-й недели

1

2

3

4

5

Сентябрь

Тема

Природа и здоровье

Дары осени

Где зимуют лягушки

Листопад, листопад –
листья желтые летят...

Цели

Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Расширять знания
о природе.

Подвести к пониманию следующего:

Закрепить:

– обобщающие понятия
«овощи» и «фрукты»;

– характерные свойства овощей и фруктов.

Учить рассказывать
о пользе овощей и фруктов для человека.

 

Углублять и расширять знания о земноводных.

Познакомить с некоторыми формами их защиты
от врагов.

Учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях.

 

Закреплять знания
о деревьях.

Учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь.

Показать значение
листопада для жизни
растений зимой.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Сентябрь

– разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы
на Земле;

– жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это
сказывается на здоровье
и жизни людей.

Формировать ответственность за совершение
разнообразных действий
в окружающей среде

Систематизировать

знания о труде людей осенью.

Воспитывать:

– бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами;

– уважение к сельскохозяйственному труду людей

Формировать умения

правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей

Систематизировать
и углублять знания

о сезонных изменениях
в природе

Содержание образовательной деятельности

Просмотр и обсуждение видеофильмов, чтение и обсуждение познавательной литературы о взаимоотношениях человека с окружающей средой, диалоги о разнообразии растительного и животного мира – необходимом звене в биосистеме Земли; составление рассказов о пользе овощей и фруктов для человека, наблюдения за трудом взрослых, самостоятельная познавательная деятельность по систематизации знаний о труде людей осенью; решение познавательных задач по определению деревьев или кустарников по описанию, узнаванию листа на ощупь; коллективная продуктивная деятельность по составлению памятки поведения в природе; наблюдения в природе за явлением листопада, дидактические и развивающие игры по углублению знаний о сезонных изменениях в природе, решение проблемных задач, продуктивная деятельность по сбору и систематизации природного материала; рисование осенних пейзажей


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Октябрь

Тема

Путешествие
в осенний лес

Улетают журавли

Как звери
к зиме готовятся

Природа и мы

Цели

Закреплять знание
о том, что сентябрь – первый осенний месяц.

Учить:

– наблюдать за деревьями, кустарниками;

– выделять и описывать объекты природы.

Формировать экологически грамотное поведение в природной среде

Закреплять представление о том, что сезонные
изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.

Подвести к пониманию следующего:

– произошли изменения в поведении пернатых по сравнению с летним временем;

– одни птицы будут зимовать рядом с жилищем человека,
а другие улетят в теплые края.

Расширять знания о том, как птицы готовятся к зиме

Расширять представления о диких животных.

Рассказать:

– почему звери линяют;

– почему некоторые из них мигрируют в более удобные места;

– как люди помогают животным, подкармливают их.

Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме

Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля).

Учить правильному поведению в природной среде.

Познакомить с лекарственными растениями
(подорожник, крапива)

Содержание образовательной деятельности

Наблюдения за сезонными изменениями в осеннем лесу, коллективная продуктивная деятельность: оформление уголка природы, альбома о временах года (фото и рисунки осенних пейзажей); составление рассказов по наблюдениям о том, как птицы готовятся к зиме, почему звери линяют, почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их; чтение и обсуждение познавательной литературы; участие в беседе о влиянии сезонных изменений
в природе на жизнь растений, животных, человека, просмотр и обсуждение видеофильмов, познавательно-исследовательская деятельность по материалам детской энциклопедии растений, описание объектов природы; продуктивная деятельность по созданию альбома лекарственных растений; диалоги о грамотном поведении в природной среде; решение интеллектуальных задач по преобразованию объектов окружающего мира


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Ноябрь

Тема

Планета Земля
в опасности

Вот так Африка!

Шестиногие малыши

Пришла осень, привела
погод восемь: сеет, веет,
крутит, мутит, рвет,
сверху льет, снизу метет

Цели

Рассказать об охране
лекарственных растений, растениях, занесенных
в Красную книгу.

Формировать:

– понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого во многом зависит

жизнь всего живого;

– представления об экологических проблемах родного города (деревни).

Воспитывать уважение к труду горожан
и сельских жителей

Познакомить:

– с самым жарким континентом – Африкой;

– с климатическими условиями;

– с животными (верблюд, антилопа, леопард, лама
и т. д.).

Воспитывать любовь к природе.

Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли

Продолжать расширять знание о многообразии
насекомых.

Учить:

– различать по внешнему
виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз), жуков (божья коровка, жужелица);

– сравнивая, находить отличие во внешнем виде бабочки и жука.

Формировать обобщающее понятие «насекомые»

Продолжать знакомить
с народными приметами.

Развивать интерес
к природным явлениям
окружающего мира.

Формировать любознательность и умение наблюдать

Содержание образовательной деятельности

Наблюдения за осенними природными явлениями, экологическим состоянием ближайших объектов природы, рассматривание иллюстрированной детской энциклопедии; чтение и обсуждение ее статей, познавательно-исследовательская деятельность по сравнению внешнего вида бабочек и жуков; формулирование обобщающего понятия «насекомые», чтение художественной литературы о народных приметах, самостоятельная познавательная деятельность по описанию явлений природы осенью; диалоги о себе как о жителе планеты, от которого во многом зависит состояние природы Земли; решение проблемных задач об экологической ситуации в родном городе (деревне); коллективная деятельность по созданию панно «Африка», альбомов «Жуки», «Бабочки»; работа над альбомом о временах года (осень)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Декабрь

Тема

Встреча зимы

Подземные
богатства земли

С какой ветки детка?

Кто охраняет
окружающую среду

Цели

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе.

Учить:

– сравнивать ветреную
погоду с сухой;

– замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках и т. д.

Расширять знания
о природе.

Познакомить с полезными ископаемыми региона
(уголь, нефть, газ).

Дать первоначальные
сведения о рациональном использовании природных
ресурсов в быту (вода, энергия, газ).

Формировать экологи-
чески грамотное поведение в быту и природе

Формировать желание наблюдать за растениями.

Показать:

– взаимосвязь между названиями некоторых растений, их использованием;

– отношение к ним наших предков;

– связь между поведением растений и природными
явлениями.

Учить быть наблюдательными

Расширять представления о профессиях.

Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники.

Формировать понятия

о том, как дети могут помочь взрослым: беречь
растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор
в специально отведенных местах

Содержание образовательной деятельности

Самостоятельная познавательная деятельность по составлению рассказов о природе зимой, групповая продуктивная деятельность: оформление альбома рисунков о зиме; наблюдение, рассматривание и обсуждение эстетически привлекательных предметов (деревьев и изделий из дерева), создание модели из деревянного конструктора по рисунку и словесной инструкции; рассматривание и обсуждение сюжетных картинок с изображениями сезонных изменений в природе, составление рассказов о профессиях эколога, зоолога, лесника; участие в сюжетно-ролевых играх на тему охраны окружающей среды экологами, зоологами,
лесниками; развивающие и дидактические игры на знакомство с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); решение проблемно-познавательных задач о рациональном использовании природных ресурсов в быту (вода, энергия, газ); диалоги
об экологически грамотном поведении в быту и природе


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Январь

Тема

Через добрые дела можно стать юным экологом

Австралия

Зимующие птицы

Уголок планеты,
где мы живем

Цели

Расширять представления о профессиях.

Познакомить с профессиями эколога, лесничего, зоолога.

Воспитывать бережное отношение к миру
природы

Расширять представления о материках.

Познакомить с климатическими условиями Австралии, с животными материка
(кенгуру, коала, ехидна
и т. д.).

Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания
на планете.

Закреплять понятие
«человек – часть природы»

Знакомить с зимующими птицами.

Изучать их особенности.

Воспитывать любовь
к природе.

Развивать интерес к наблюдению за птицами.

Словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка

Формировать представление об экологических проблемах родного города
(деревни).

Знакомить с растительным и животным миром своей местности.

Воспитывать любовь
к родному краю

Содержание образовательной деятельности

Чтение и обсуждение познавательной литературы о материке Австралия; сравнение представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете; наблюдения за птицами зимой; анализ сюжетных картинок с изображением зимующих птиц; дидактические игры на развитие словаря: зимующие, перелетные птицы, кормушка; составление рассказов о растениях
и животных своей местности; решение проблемно-познавательных задач экологического содержания; участие в беседе о профессиях эколога, лесничего, зоолога; познавательная продуктивная деятельность: оформление выставки книг по проблемам
охраны природы, рисование по замыслу «Как дети могут помочь взрослым сберечь природу», оформление альбома «Австра-лия», развешивание кормушек; подвижные имитационные игры; оформление тематической выставки «Растения и животные родного края»; обдумывание разных сюжетов игр на природоохранные темы, участие в сюжетно-ролевых играх


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Февраль

Тема

Сравнение домашних
и диких животных

Животный мир
полярных районов

Растения и жизнь
на Земле

Мы все – жители
планеты Земля

Цели

Закрепить знание об отличиях диких и домашних животных.

Продолжать учить
сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитывать любовь и бережное отношение
к природе

Знакомить с климатическими условиями разных материков.

Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины,
моржи.

Развивать любознательность.

Воспитывать любовь к природе, интерес к стремлению изучать природу.

Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчезновения.

Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять

Подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке экосистемы на Земле.

Дать представление
о простейшей пищевой
цепочке:
трава – травядное – хищник.

Доказать, что почти все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений, роль которых велика

Обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток.

Продолжать знакомить
с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой.

Рассказать о том,
что мы – жители планеты

Земля в Солнечной системе.

Подвести к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит
от окружающей среды

Содержание образовательной деятельности

Решение познавательных задач на сравнение и установление причинно-следственных связей в отличиях диких и домашних
животных, составление устных высказываний и обобщений, поисковая деятельность по знакомству с природой Арктики;
диалоги о причинах угрозы исчезновения животных и птиц Арктики; рассматривание иллюстраций и чтение познавательной


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Февраль

литературы об обитателях Антарктиды; символическое выражение пищевых взаимосвязей в природе в образной форме;
продуктивная деятельность: лепка домашних и диких животных, продолжение работы над альбомом о временах года (зима); оформление альбомов «Антарктида», «Арктика»; просмотр и обсуждение видеоматериалов о космосе, звездах, Луне, Солнце, Солнечной системе, составление рассказов о том, что мы – жители планеты Земля в Солнечной системе; оформление
выставки
 «Мы – жители планеты Земля»

Март

Тема

Праздник «Веснянка»
(«Свистунья»)

Лес – жизнь человека

Сорок сороков:
птицы прилетели –
весну принесли

Пресмыкающиеся

Цели

Расширять представления о народных праздниках.

Познакомить с новым весенним праздником.

Рассказать о том,
почему в народе отмечали этот праздник

Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга.

Расширять знания
о растениях леса.

Закреплять:

– знание об «этажах» леса;

– умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду.

Формировать умение
правильно вести себя в при-
роде, чтобы не навредить ей.

Продолжать знакомить
с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие животные и растения
родного края

Рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия.

Продолжать знакомить
с народными приметами.

Учить:

– делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях
в природе;

– наблюдать за растениями
и животными как живыми
барометрами погоды

Углублять и расширять знания о пресмыкающихся (ящерица, черепаха).

Познакомить с некоторыми формами их защиты от врагов.

Учить рассказывать об особенностях их внешнего вида и жизненных проявлениях.

Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Март

Содержание образовательной деятельности

Знакомство с народным праздником «Веснянка» и народными приметами весны, выразительное чтение литературных текстов и малых фольклорных форм, участие в беседе по сюжетным картинкам с изображением леса и его обитателей, составление
рассказов о некоторых представителях пресмыкающихся; чтение и рассматривание Красной книги, самостоятельная продуктивная деятельность по составлению рассказов о редких и исчезающих животных и растениях родного края или подбор картинок
и фотографий с их изображением; наблюдения за растениями и животными как живыми барометрами погоды, подвижные
имитационные игры, продуктивная деятельность: продолжение работы над альбомом о временах года (весна)

Ап-рель

Тема

Растения, живущие
рядом с нами

Царство растений: травы

Праздник Земли

Кто главный в лесу?

Цели

Расширять и уточнять представление о комнатных растениях.

Закреплять представление о том, что для роста
растений нужны свет,
влага, тепло, почвенное
питание.

Продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, разно-
образием листьев, стеблей и цветков, некоторыми
способами вегетативного размножения (черенки,
листья, усы).

Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Учить видеть их красоту

Закрепить знание о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Обобщить знания о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники,
травянистые растения.

Рассказать:

– о многообразии трав и их
пользе;

– многообразии цветов:
дикорастущих, садовых,
лесных, полевых, луговых,
болотных

Продолжать знакомить
с законами природы.

Формировать:

– ответственность за совершение разнообразных действий
в окружающей среде;

– представление о том, что вода – составная часть всех живых организмов планеты.

Показать, что живая
природа – гениальный
конструктор, инженер,
технолог, великий зодчий
и строитель, непревзойденный метеоролог

Продолжать знакомить
с дикими животными и их повадками.

Учить называть животных (бурый медведь, лев, олень и т. д.).

Расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях,
повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни.

Рассказать о том, как млекопитающие заботятся
о потомстве


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Ап-рель

Содержание образовательной деятельности

Наблюдение за комнатными растениями, просмотр видеоматериалов «Удивительное – рядом»; экспериментирование, диалоги о растениях, живущих рядом с нами; чтение и обсуждение познавательной и художественной литературы о многообразии цветов, коллективная продуктивная деятельность: составление рассказов о дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых цветах (или оформление альбомов с их рисунками), рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их повадок; продуктивная деятельность: составление рассказов о том, как млекопитающие заботятся о потомстве (или оформление выставки рисунков по теме «Кто главный в лесу?»)

Май

Тема

Круглый год

«Люблю березу русскую…»

Природа и здоровье

Здравствуй, лето красное!

Цели

Закрепить знания:

– о временах года;

– сезонных изменениях
в природе, связанных с различными временами года;

– последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних.

Продолжать знакомить с народными приметами

Уточнять и углублять
знания о взаимосвязи человека и природы.

Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине

Подвести к пониманию
того, что окружающая
среда влияет на состояние
человека.

Продолжать знакомить
с основами здорового образа жизни.

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Учить:

– видеть эмоциональное
и физическое состояние взрослых и детей;

– понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком;

– проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае

Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно.

Продолжать знакомить
с народными приметами.

Подвести к пониманию того, что для укрепления
здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке.

Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх.

Познакомить с днем летнего солнцестояния –
22 июня


Окончание табл.

1

2

3

4

5

Май

Содержание образовательной деятельности

Участие в беседе о признаках времен года и народных приметах, составление рассказов об интересных фактах и наблюдениях
в природе в разные времена года, рассматривание иллюстраций с изображением растений летом, диалоги о лете, участие в беседе о состоянии растений и животных, находящихся рядом с человеком; продуктивная деятельность: сочинение загадок о природе летом, составление рассказов о пользе закаливающих процедур и активного отдыха; рисование, отражающее впечатления, полученные от контакта с природой, продолжение работы над альбомом о временах года (лето), участие в двигательных играх имитационного характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО-деятельность; Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром:

Знакомство с "Дымковской игрушкой""Знакомство со степной черепашкой"...

Комплексно-перспективное планирование организованной образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие" по программе"От рождения до школы", для детей 3-8 лет.

Комплексно-перспективное планирование организованной образовательной деятельности  по образовательной области "Физическое развитие"  по программе"От рождения до школы", д...

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности «Рисование» Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Старшая группа 2020-2021 учебный год

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности «Рисование»Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Старшая группа 2020-2021 учебный...

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности.«Изобразительная деятельность» Лепка, аппликация.

Содержание образовательной деятельности «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности дете...