«Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»
проект на тему

Васина Юлия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snezhinka.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»

 В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.

      Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает  большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа Поля Риккёра, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.

     Таким образом,  социально -  активное образовательное учреждение  - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом.

       Социально - активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан  проект  «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника», который  представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.

 

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

  • -партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
  • -партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
  • -партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

 

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

 работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

взаимодействие с учреждениями образования, спорта, культуры;

с семьями воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Цель Проекта:

Использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.

Задачи Проекта:

-Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
-Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

-Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.

-Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.

-Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

1.Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.

2.Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

3.Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

4.Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

5.Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

 

Работа над проектом предполагается  проводиться по следующим направлениям:

1. Деятельность ДОУ как социокультурного центра микрорайона/

Работу  нашего ДОУ  планируем построить  на идеях  социокультурного комплекса:

  1. Идея открытости ДОУ  позволит нам открыть двери образовательного учреждения для всех граждан микрорайона и города.
  2. Идея  спортивно-оздоровительной деятельности в ДОУ поможет создать систему спортивно-досуговой и оздоровительной деятельности с воспитанниками и приобщить значительную часть детей и их родителей к здоровому образу жизни.
  3. Идея художественно-эстетического воспитания дошкольников даст возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей.    
  4. Идея коммуникативно-познавательного воспитания детей ориентирует на ознакомление с миром природы (экологическое воспитание), развитие устной речи, формирование элементарных математических представлений.
  5. Идея нравственного воспитания детей направлено на формирование гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.

          Мы считаем, что таким образом деятельность  социокультурного центра  поможет:

- улучшить физическое, психическое и нравственное здоровье детей,

-социально адаптироваться в современных условиях,

- овладеть цивилизованными  способами  общения с детьми и взрослыми.

  1. Организация взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами/

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

                               Задачи:

Родители

Педагоги

медицинский персонал, инструктор по гигиеническому воспитанию

  1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения     для эффективной организации профилактической  и оздоровительной работы.
  2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.  
  3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления:

- Оздоровительное

- Санитарно-просветительское

- Физическое

- Психоэмоциональное  благополучие.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие со спортивными  учреждениями

 

(по худ.гимнастике)

Хоккейный клуб

«Энергия»

 (по футболу)

ДОУ ЦРР – д/с №3 «Снежинка»

№37

Педагоги

Родители

     Задачи:

1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,  родителей и педагогов дополнительного образования  для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

2. Создать условия для  гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей  и самостоятельности.

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и  спортом, развивать  представления об  особенностях хоккея, спортивной гимнастики , теннисного спорта  и других видах спорта.

4. Повышение квалификации  педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение здорового образа жизни  всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Спортивно-досуговое;
  • Личностно – ориентированное;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

         Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре  здоровья  всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, активное участие в  спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II  Взаимодействие с учреждениями культуры

Цель блока: формирование целостной  социокультурной системы   взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры.

Родители

Педагоги

   

Задачи блока:

  1. Расширять творческое взаимодействие  ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию  и формированию художественно-творческих способностей в  системе «ребенок-педагог-родитель».
  3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

      Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Предполагаемые результаты:

  1. создание культурно - педагогической  системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры  ;
  2. эстетическая  развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса;
  3. коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные

подходы в художественно – эстетическом воспитании детей;

  1. вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие  его всестороннее развитие  и дальнейшего успешного обучения в школе;
  2. повышение художественно – эстетической культуры участников образовательного процесса.

Основные формы организации социального партнерства:

Совместные мероприятия;

Коллективно-творческие мероприятия;

Информационно-просветительские мероприятия;

Разработка и реализация совместных проектов, акций;

Кружковая работа с привлечением специалистов.

Блок III  Взаимодействие с учреждениями образования.

     Цель блока:  Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов  к оценке  готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Педагоги

гимназии

Педагоги ДОУ

Родители

      Задачи блока:

  1. Установление партнерских взаимоотношений  детского сада и школы и высшего учебгого заведения.
  2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
  3.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов   и  педагогической культуры родителей в подготовке  детей к   школе,       посредством педагогического взаимодействия.

        Основные направления:

  • информационное;
  • методическое;
  • практическое.

        Предполагаемые результаты:

  1. создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОУ – Семья»  в подготовке детей к обучению в школе;
  2. устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
  3. повышение уровня педагогической культуры  родителей;
  4. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

  1.  Взаимодействие с родителями

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется   в условиях открытости обеих сторон,  

 

Реализовать открытость ДОУ  - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия:         

 личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.  

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.

2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

3. Информация должна быть динамичной.

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.

5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).  

7. Линия воздействия на семью через ребенка.  

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения .

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - 

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.  

Основа  социального партнерства    «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: 

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

  • Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.  

 

Этапы инновационных мероприятий и механизм    реализации социального партнерства семьи и ДОУ:

1. Мотивационный – установление эмоционального контакта сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей)

2. Концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстиоящей работы для родителей, педагогов и ребенка

3. Деятельностный:

определение наиболее эффективных приемов работы с семьями воспитанников;

разработка  альтернативных формы работы  по организации  взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Рефлексивный

Перечень мероприятий по практической реализации взаимодействия с семьей:

Участие родителей в кружковой работе

Организация совместных выставок творческих работ

Участие родителей разных профессий с ознакомлением детей с окружающим миром

Принятие решений по организации образовательной программы и дополнительных услуг (по запросу родителей)

Творческие вечера и досуги

Организация пеших походов и спортивных мероприятий

Ожидаемые результаты: 

  • Участие родителей в образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

  • Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

  •  Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах индивидуализации образования,  оздоровления и развития  детей дошкольного возраста;

  • Сплоченность семьи, как системы.

  • Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

  •  Психическое и личностное развитие всех участников проекта.

         Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ.

Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Наш детский сад  сегодня – это...

не просто предоставление воспитательно-образовательных услуг воспитанникам, но и развитие сообщества,  привлечение родителей и жителей сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед детским  садам, так и перед сообществом.

Наш социально-активный детский сад стремится стать не только воспитательно-образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным, ресурсным центром города и района.

       В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с родителями, представителями социальных институтов.

МКДОУ Детский сад комбинированного вида №12 «Родничок» является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Наш детский сад:

  - осуществляет взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования;      

  - реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности;

  - предоставляет широкий спектр образовательных услуг.