Сценарий семинара - практикума "Искусство сотрудничества с семьёй"
методическая разработка по теме

Прокопьева Оксана Валерьевна

Работа в рамках семинара - практикума направлена на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_s_pedagogami.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Искусство сотрудничества с семьей»

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Семинар-практикум — наиболее эффективная форма системной работы старшего воспитателя по повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний в области коммуникативной компетентности.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме сотрудничества с родителями, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран,  кроссворд «Семья», 2 набора фломастеров и цветных карандашей, клей, картинки по теме «Сотрудничество с семьями воспитанников», ватман, ножницы, презентация «Сотрудничество с семьями воспитанников», раздаточный материал для теста «Узнай самого себя», сундучок с зеркалом внутри, шляпа, музыкальное сопровождение, бланки с перечнем фраз лля игры «Выбери фразу», макеты «Солнышка для каждого педагога».

Ход

семинара-практикума

1. Приветствие, создание в группе позитивной атмосферы.

Старший воспитатель. Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение.

Для начала приглашаю встать в круг. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

1. "Очень я собой горжусь, я на многое сгожусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

2. "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

3. "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Потирая ладонь о ладонь.

4. "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.

5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками

6. "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

7. "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.

8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.

9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

2. Знакомство с темой семинара

Тему нашего семинара предлагаю вам определить при помощи этого кроссворда. Итак, первое слово.

  1. Педсовет – одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. (Подсказка – бывает организационный, тематический или итоговый.)
  2. Методика – отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребёнка. (Подсказка – её виды: по развитию речи, по физическому воспитанию, по ФЭМП, по музыкальному воспитанию, по изодеятельности.)
  3. Программа – вид документа, обязательного для реализации образования любого направления и уровня, предполагающий раскрыть цели и задачи образования, ожидаемый результат, методы, формы работы и ступени достижения результата. (Подсказка – бывают парциальные или комплексные, дошкольного или дополнительного образования.).
  4. Воспитатель – участник учебно-воспитательного процесса (Подсказка - педагог)
  5. Инновация – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических или научно-технических достижений. (Подсказка – умение использовать ее в работе можно определить как одно из качеств творческого педагога.)

Что получилось в разгадке кроссворда?

3.Мини-лекция

Старший воспитатеь. 

Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В.А.Сухомлинского

 «Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

                                                                                                                     В.А.Сухомлинского

 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с семьёй «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).

Ежедневно, коропотливо работая в данном направлении в соответствии с  ФГОС в мы в своём коллективе создаём эффективную модель сотрудничества, основанную на личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится всё взаимодействие с родителями. Мы, общаясь с родителями ежедневно, точно знаем, что от нас  зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением ряда задач. Давайте попробуем выделить их.

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  •  Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов детского сада,эмоциональной взаимоподдержки.
  •  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

4. Психологический практикум.

Старший воспитатель. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

Раздаточный материал

1.        А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.

Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2.        А) Меня должны уважать.

Б) Я должен завоевать уважение.

3.        А) Я должен быть в центре внимания.

Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4.        А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

5.Тренинг. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».

+ Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

Упражнение «Волшебное озеро»

Старший воспитатель: у меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать её друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере, вы увидете самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. Ответил вам этот человек на вашу улыбку. Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми и искренними улыбками. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (в этом случае прийти к согласию можно значительно быстрее). Иногда человеку нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нему прислушиваются.

+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

Я предлагаю вам упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение упражнения.

  • Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
  • Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подводим итог: 

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Упражнение «Выбери фразу».

Материал: бланки с перечнем фраз.

Старший воспитатель:  «Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание  механизмов психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода»».

Упражнение: Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Задание.

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение…».

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорит., фразу "Иди сюда1' с 16 различными интонациями голоса

Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с роди гелями.

Старший воспитатель: Современные родители в массе своей образованные. Исследования показывают. Что родители активно читают литературу о воспитании детей, интересуются различными публикациями в сети Интернет. Однако при общей грамотности сейчас, как и столетие назад. Родители продолжают испытывать серьёзные трудности психолого – педагогического характера. Семья сегодня нуждается в серьёзной планомерной помощи в воспитании детей, но в помощи адекватной и грамотной. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике нужно. Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм. Сущность взаимодействия раскрывается в трёх плоскостях. обозначенных нормативными правовыми актами:

  • участие в управлении образовательной организации;
  • вовлечённость в образовательный процесс;
  • совместное выстраивание индивидуальной траектории развития ребёнка.

Я предлагаю сегодня остановиться на пункте: вовлечённость в образовательный процесс.  И составить интеллект карту, которая поможет нам в в этом вопросе.

Заключительная игра «Солнышко» 

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Детский мюзикл как форма сотрудничества с семьёй в ДОУ

Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры – одна из актуальных задач дошкольного образов...

Организация сотрудничества с семьёй в работе инструктора по ФИЗО

Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей.Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, ...

Сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка

Сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка...

Организация сотрудничества с семьёй

Материалы организации и проведение вокального семейного шоу "Ваш выход". Воспитательно - образовательной микросредой для детей дошкольного возраста, безусловно, является СЕМЬЯ и детский сад.  Так...

Практико-ориентированные формы сотрудничества с семьёй

•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.•Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки....